Папки-передвижки

Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!» (2 фото)

Оксана Верещагина Трофименко
Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!»

Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка – матушка!» для детей второй младшей группы.

Автор: Верещагина Оксана Викторовна, воспитатель, Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад комбинированного вида №58, г. Апатиты, Мурманская обл.

Публикация «Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры „Ах, печка — матушка!“» размещена в разделах

Описание материала: Данный материал может быть полезен воспитателям младших групп при подготовке к занятиям по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность.

Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность.

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить детей с русским самоваром, с русской печью, с русским сарафаном;

2. Дать детям представление о традиции русского гостеприимства;

3. Познакомить детей с обычаем чаепития из самовара;

4. Продолжать учить детей выразительно исполнять знакомые песенки, потешки;

5. Побуждать детей узнавать название сказки по отдельным отрывкам, сказочным героям;

6. Познакомить детей со сравнительной степенью прилагательных;

7. Создать положительный эмоциональный настрой;

8. Формировать осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании;

9. Учить детей соблюдать и контролировать правила в подвижных играх.

Развивающие:

1. Активизировать в речи детей слова: русский сарафан, русская печь, русский самовар, чаепитие, гостеприимство, печенье, тесто, скалка, раскатывать, вырезать, лепить, выпекать, формочка, ухват, ванилин;

2. Развивать словарь детей за счёт пословиц и поговорок по теме «Гости»;

3. Развивать интерес к внутреннему миру человека: гостеприимству, доброжелательности, чувству радости, праздничной атмосфере;

4. Развивать самостоятельность и творческие способности детей в разных видах деятельности.

Воспитательные:

1. Воспитывать у детей дошкольного возраста живой интерес к русским народным сказкам, к эмоциональному их восприятию;

2. Воспитывать интерес к культурному и историческому наследию русского народа;

3. Воспитывать интерес к самостоятельному творчеству и желанию лепить из теста;

4. Воспитывать у дошкольников интерес к русской народной культуре.

Материалы для проведения: макет русской печи, русский самовар, 3 подноса, готовое печенье, формочки, скалки, фартуки, влажные салфетки, полотенца, салфетница, чашки и блюдца для чая, салфетки бумажные, готовый чай, русский народный костюм для воспитателя (рубашка, сарафан и ленточка на голову, мольберт, иллюстрации к сказкам «Колобок», «Маша и медведь», корзинка, готовое тесто, мука, яйца, масло, сахар, соль, ухват, сковорода.

Предварительная работа:

1. Рассматривание репродукции картины Б. Кустодиева «Купчиха у самовара»;

2. чтение русских народных сказок. «Колобок», «Маша и медведь»;

3. разучивание с детьми песенок и потешек по теме «Чай. Чаепитие», «Ай, качи – качи - качи.»;

4. разучивание с детьми пальчиковой гимнастики «Мы печём отличные пироги пшеничные…»;

5. обыгрывание русских народных потешек: “Пальчик – мальчик…”, “Как у нашего кота…”, “Ай, качи - качи - качи. ”, ”Еду – еду к бабе, к деду…”;

6. оформление группового помещения в русском стиле (печка, стол, вышитые полотенца, скатерть, самовар, глиняная посуда).

Ход занятия:

(Группа украшена в русском народном стиле. Стоит макет русской печи. Дети сидят полукругом на стульях. Руки детей предварительно вымыты).

Воспитатель: (Стучит в дверь. Заходит в группу в русском народном костюме с корзинкой в руках, в которой лежит тесто). Здравствуйте, дети! Здравствуйте, уважаемые взрослые! Я заблудилась. Скажите, пожалуйста, где я нахожусь?

Дети: В детском саду.

Воспитатель: Как хорошо, что я попала в гости к детям. Зовут меня Забавушка-рассказушка. (Поворачивается к детям). Посмотрите, какая я нарядная. На мне русский сарафан. Давным-давно такие сарафаны носили все девочки и женщины. А когда наряжаются?

Дети: Когда идут в гости или ждут гостей.

Воспитатель: Всё правильно. Издавна славился русский народ гостеприимством. Не зря ведь говорят в народе: «Много гостей – много и новостей», «Доброму гостю хозяин рад». А когда приходят гости, чем их угощают?

Дети: Чаем.

Воспитатель: А чай из чего наливают?

Дети: Из чайника.

Воспитатель: Раньше чайников не было, и чай наливали из самовара (Показывает рукой). Из чего раньше чай наливали?

Дети: Из самовара.

Воспитатель: Все самовары были красивые, украшенные разными узорами. Когда вода в самоваре кипит, то самовар шипит. Вот так, ш-ш-ш. Как самовар шипит?

Дети: Ш-ш-ш-ш.

Воспитатель: Вода кипит, значит, чай будет горячий. Давай подуем на него, чтобы не обжечься.

Дети: (Дуют).

Воспитатель: Любит русский народ чаепитие. По русскому обычаю, чай – это завершение праздничного обеда. А что к нему подают, кто знает?

Дети: Сахар, лимон, варенье, конфеты, торт…

Воспитатель: А есть у вас, с чем чай попить?

Дети: Нет.

Воспитатель: Давайте сделаем печенье. Я всё принесла. (Достаёт поднос). Посмотрите, что у меня здесь?

Дети: Мука, яйца, сахар, соль, масло.

Воспитатель: Всё это перемешивают и делают тесто. Потрогайте муку. Какая она?

Дети: (Трогают). Мягкая, нежная, тёплая, белая…

Воспитатель: Но у меня есть уже и готовое тесто. (Убирает первый поднос, достаёт второй). Посмотрите на него, потрогайте. Что можно про него сказать? Какое оно?

Дети: (Трогают). Мягкое…

Воспитатель: Чем пахнет?

Дети: (Высказывают свои мнения).

Воспитатель: Правильно. Так пахнет ванилин. Печенье будет вкусное. А с ванилином ещё вкуснее. Где же мы будем печь наше печенье?

Дети: На кухне.

Воспитатель: Я вижу, у вас печь есть. Вот в нашей печи и будем печь печенье. Но прежде чем мы начнём с вами печь печенье, надо пальчики размять. (Пальчиковая гимнастика «Мы печём пшеничные пироги отличные…». Шведская народная песенка).

Мы печём пшеничные

Пироги отличные.

Кто придёт к нам пробовать

Пироги пшеничные?

Мама, папа, брат, сестра,

Пёс лохматый со двора.

И другие, все, кто может,

Пусть приходят с ними тоже.

Тесто замесили мы,

Сахар не забыли мы,

Пироги пшеничные

В печку посадили мы.

Печка весело горит,

Наша мама говорит:

-Крошки, что останутся,

Воробью достанутся.

Дети: (Повторяют движения).

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, дети, какие сказки вы знаете, в которых что-нибудь пекут?

Дети: «Колобок», «Маша и медведь».

Воспитатель: Кто помнит песенку Колобка? (Достаёт иллюстрацию с изображением поющего Колобка. Ставит на мольберт).

Ребёнок: (Поёт песенку Колобка).

Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!»

Воспитатель: Что говорила Маша медведю, когда он нёс пирожки бабушке и дедушке? (Достаёт иллюстрацию с изображением медведя с корзиной за плечами. Ставит на мольберт)

Дети: (Проговаривают слова медведя).

Воспитатель: Мишка по лесу нёс пирожки дедушке и бабушке. И я вас приглашаю на лесную полянку. (Игра «Солнышко и дождик» под музыку. Правила игры: Для игры нужен зонт. Воспитатель держит закрытый зонт, говорит: «Солнышко!» Дети «гуляют по лужайке». Воспитатель говорит: «Дождик!» - и раскрывает зонт. Дети бегут к воспитателю, прячутся под зонт).

Дети: (Играют).

Воспитатель: После дождика лужи остаются. Попрыгайте через них.

Дети: (Прыгают).

Воспитатель: Прогулялись, теперь и за дело. Ведь угощение для гостей не готово. Подходите, пожалуйста, к столу.

Дети: (Подходят к столу).

Воспитатель: Фартуки надо одеть, чтобы не запачкаться.

Дети: (Одевают фартуки).

Воспитатель: (Помогает завязать. Достаёт из корзинки тесто). Вот наше тесто. Мягкое, вкусное. Угощение будет сладкое. Все ребята любят печенье, все хотят его сделать. «Колбаску» из теста сделала (делает). Каждому по кусочку отрежу, чтобы всем хватило. (Отрезает). Печенье какое? (Показывает двумя пальцами)

Дети: Тонкое.

Воспитатель: А у меня тесто вон, какое. Как же мне сделать тесто тонким? Вот моя помощница скалка. Буду раскатывать тесто тонко, и вы покажите на столе, как ручки скалку катают вперёд- назад. (Раскатывает тесто).

Дети: (Показывают).

Воспитатель: Раскатали. Красивое печенье будет. (Несёт поднос с формочками). Я и формочки принесла. Теперь берём формочку, кладём её на раскатанное тесто. Хорошо прижимаем рукой, надавливаем. Формочку снимаем. Вот и получилось печенье. Теперь вы попробуйте.

Дети: (Наблюдают за действиями воспитателя. Пробуют повторить процесс изготовления).

Фото «Ах, печка — матушка!»

Воспитатель: (Помогает тем детям, которые испытывают затруднения). Молодцы! Всё хорошо у вас получается.

Дети: (Радуются).

Воспитатель: Готовое печенье складываем на сковороду.

Дети: (Складывают фигурки печенья на сковороду).

Воспитатель: И ставим его в печь.

Дети: (Наблюдают).

Воспитатель: Теперь надо немного подождать. Пока наше печенье выпекается, давайте с вами вытрем руки влажными салфетками и снимем фартуки.

Дети: (Вытирают руки, снимают фартуки).

Воспитатель: (Помогает снять фартуки). А сейчас и поговорить можно. Присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики.

Дети: (Присаживаются).

Воспитатель: Дети, вы потешку про баранки, калачи знаете?

Дети: Да.

Воспитатель: Кто расскажет?

Ребёнок: Ай, качи – качи – качи!

Глянь – баранки, калачи!

Глянь – баранки, калачи!

С пылу, с жару из печи.

С пылу, с жару из печи –

Все румяны, горячи.

Воспитатель: Замечательное исполнение! Вы согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: Вот и поспело наше печенье. Где же мой ухват? Вот он. (Берёт ухват, достаёт из печи сковороду с готовым печеньем). Теперь можно и чай попить. Все вы были сегодня молодцы! Такое прекрасное и вкусное печенье испекли.

Сверху пар, снизу пар –

Шипит наш русский самовар.

Милости просим на чашку чая.

Вот так мы и живём:

Дети: Пряники жуём, чаем запиваем,

Всех в гости приглашаем.

Воспитатель: Приглашайте наших гостей с нами за стол.

Дети: (Приглашают гостей за стол).

Воспитатель: Понравилось вам наше занятие? Что вам больше всего понравилось?

Дети: (Высказывают свои мнения).

Публикации по теме:

Занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Посещение русской избы» Занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма для детей подготовительной группы. Посещение.

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры « Со светлой Пасхой» МАДОУ №45 детский сад СО СВЕТЛОЙ ПАСХОЙ Педагог дополнительного образования Куркина Л. В. Праздник светлой.

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Золотое веретено» ГБДОУ ЦРР детский сад №23 Красносельского района Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры Тема: «Золотое.

Конспект занятия по приобщению детей третьего года жизни к истокам русской народной культуры Конспект занятия по приобщению детей третьего года жизни к истокам русской народной культуры. Подготовила и провела воспитатель первой младшей.

Мастер-класс по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Изготовление куклы «Кувадки»Мастер-класс по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Изготовление куклы «Кувадки» Представляю мастер-класс по приобщению детей к истокам русской народной культуры -изготовление куклы” Кувадки” Мастер-класс рассчитан на.

НОД по приобщению детей подготовительной группы к истокам русской народной культуры «В гостях у хозяюшки» .

Планирование занятий по приобщению детей к истокам русской народной культуры средствами изобразительной деятельности ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН для средней группы (сентябрь, октябрь, ноябрь) СЕНТЯБРЬ Рисование, Тема: «В гости к нам пришли матрешки» - украшение.

Занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры» «Три богатыря» ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО «Приобщению детей к Истокам русской народной культуры» (старшая группа) Подготовил и провел: педагог дополнительного.

Занятие-развлечение по приобщению детей к истокам русской народной культурыЗанятие-развлечение по приобщению детей к истокам русской народной культуры онспект занятия Тема: «Жаворонки прилетайте, весну красную встречайте». Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры. Задачи: Обучающие: учить давать полные ответы на вопросы воспитателя; продолжать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!»
Опубликовано: 8 января 2016 в 12:25
+178Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 103.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД