Лилия Гарифуллина
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Знакомство со звуком [Р]»
▼ Скачать + Заказать документы
«Знакомство со звуком [Р]»
Программные задачи: Познакомить детей со звуком [Р] и его обозначением (согласный, звонкий звук); учить определять место звука [Р] в словах и обозначать их на схеме, используя условное обозначение – рычание собаки.
Обогащение словаря.
Развивать мышление и речь детей.
Воспитывать умение слушать ответы товарищей, формировать навык самоконтроля и самооценки.
Наглядность: Обозначение звука [Р], картинки с овощами, зеркало (каждому ребенку, картинки, схемы, наклейки.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе „Знакомство со звуком [Р]“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
Образовательные области: познание, коммуникация, беседа, социализация, физ. культура, здоровье, безопасность.
Описание НОД
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся со следующим звуком. А каким звуком я не скажу, вы мне сами скажете. Но я вам расскажу, что же дальше случилось с нашими друзьями – Лисёнком, Ёжиком и Мудрой Савой.
Наши путешественники направились к последнему домику на улице Согласных Звуков. Во время этого дома не оказалось никого, зато было навалено множество самых разных вещей. «Наверное, хозяева только начали перевозить сюда свои вещи» - догадалась Мудрая Сова. И только игрушки приблизились к этой куче, как вдруг из-за коробок с грозным рычанием появилась большая собака.
Оправившись от испуга, наши друзья поспешили объяснить ей, что они не собирались притрагиваться к хозяйским вещам. После этих слов собака сразу успокоилась. Она дружелюбно завиляла хвостом и даже разрешила игрушкам погладить себя. Собаку звали Рута.
И теперь она уже совсем не казалась грозной, а очень даже доброй и общительной.
Воспитатель: Итак, ребята как рычала собака?
Дети: р-р-рррр.
Воспитатель: Правильно! Марат повтори. Катя повтори. Лиза повтори!
Молодцы!. А как звали собаку?
Дети: Рута.
Воспитатель: А каком звуке с вами мы сегодня поговорим?
Дети: Сегодня мы пройдем звук [Р].
Воспитатель: Правильно! И рисунок, где нарисовано рычание собаки, будет обозначать звук [Р].
Ребята опишите положение губ и языка при произношении этого звука. Для этого давайте воспользуемся зеркалами, которые вам раздали.
Дети с помощью зеркал отвечают на вопросы.
Воспитатель: Ребята, а что делает язык во время рычания?
Дети: Он дрожит.
Воспитатель: Правильно!. Тимур повтори. Полина повтори!
Ребята, расскажите мне о звуке [Р], какой он?
Ответы детей: Он согласный, твердый, звонкий звук.
Воспитатель: А как вы узнали, что звук согласный и звонкий?
Дети: Согласный звук не тянется. А звонкость мы можем определить, приложив руки к шее.
Воспитатель: Правильно дети! Молодцы! А сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «Добавлялка».
Читается четверостишие, а вам нужно добавить недостающее слово:
Белокрылый альбатрос
Верен морю, как… (матрос).
Как бы мне пошла кор-рона!
Важно каркает… (ворона).
Жарким летом по горам
В шубе бегает … (баран).
В колючках ёж и ёрш
Но сразу разберешь:
Кто ёжится – тот … (ёж,
А кто ёршится … (ёрш).
(Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы! Справились с этой игрой.
-А теперь ребята, давайте мы с вами повторим слоговой ряд. Сначала открытый тип (согл. +гласн.) :
Тра – тро – тру – тры
Рта – рто – рту – рты
-Давайте все вместе повторим.
Дети повторяют.
- Катя повтори, Алиса повтори…
-А теперь закрытый тип слогов:
Атр – отр – утр – итр
Сначала дети повторяют вместе, потом несколько детей.
Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает скороговорку со звуком [Р]? Их очень много.
Ответы детей.
Воспитатель: Я тоже знаю несколько скороговорок:
• Жили – были раки, раки-забияки,
Жили раки шумно, затевали драки.
• Тридцать три вагона в ряд
Тараторят, тарахтят.
• На горе Арарат растёт красный крупный виноград.
Воспитатель: Давайте вместе повторим.
Дети вместе повторяют.
Воспитатель: А теперь кто лучше повторит: девочки или мальчики?
Девочки сначала повторите вы (девочки повторяют). А теперь мальчики (Мальчики повторяют).
-Молодцы! А теперь кто быстрее из вас скороговорку скажет? Ведь скороговорки нужно говорить быстро (дети быстро повторяют).
Воспитатель: Молодцы, ребята.
- А теперь посмотрите на доску. Вы. Вам даны схем. Как вы думаете какое следующее будет задание?
Дети: Нужно угадать слоги и подобрать к ним слова.
Воспитатель: Правильно!
Р
(собака)
О
(Оля)
Р
(собака)
У
(пароход)
Р
(собака)
Ы
(тыква)
Дети разбирают схемы и подбирают слова.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы и с этим заданием справились. А теперь, ребята, мы с вами отдохнем и физ. минутку сделаем.
Физкультминутка. «Буратино»
Буратино потянулся, Руки в стороны развёл,
Раз – нагнулся, Ключик, видно, не нашёл.
Два – нагнулся, Чтобы ключик нам достать
Три – нагнулся, Надо на носочки встать!
(Дети выполняют движения).
Воспитатель: Чуток отдохнули и продолжаем дальше. Ребята, а давайте мы с вами превратимся в разведчиков и поиграем игру «Разведчики». По всей группе я раскидала игрушки. Ваша задача найти одну игрушку со звуком [Р] и сесть на место.
Дети играют.
Воспитатель спрашивает, кто какие нашел и правильно ли он нашел.
Воспитатель: Молодцы!
- Ребята, какой звук мы сегодня изучали?
-Как звали собаку?
-В какие игры мы с вами играли?
(ответы детей)
Воспитатель: Как вы думаете, кого можно похвалить?
(ответы детей).
Воспитатель: Сегодня на занятии все активно участвовали. Молодцы! И я вами очень довольна. И в награду каждый получает наклейку.