МААМ-картинки

Конспект НОД по развитию речи по теме «Зимующие птицы» для детей с ОНР, старшей группы

Светлана Чекурова
Конспект НОД по развитию речи по теме «Зимующие птицы» для детей с ОНР, старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы

Задачи

Коррекционно-образовательные:

1. Закрепление знаний о зимующих птицах

2. Совершенствование навыка пересказа небольшого рассказа с опорой на картинки

3. Расширение и активизация словаря по теме

4. Совершенствование грамматического строя речи

Коррекционно-развивающие:

1. Развитие зрительного и слухового внимания

2. Развитие памяти на основе знакомых народных примет

3. Развитие длительного, направленного выдоха

4. Развитие мелкой и общей моторики

Коррекционно-воспитательные:

Публикация «Конспект НОД по развитию речи по теме „Зимующие птицы“ для детей с ОНР, старшей группы» размещена в разделах

1. Воспитание навыков доброжелательности, самостоятельности,

сотрудничества в игре и интереса к учебной деятельности

2. Воспитание бережного, доброго отношения к птицам, желанию заботиться и помогать

Оборудование: компьютер, перья птиц, 4 картинки со временем года, карточки (со схемами) с салфетками для развития воздушной струи, картинки с изображением птиц, картинки с изображением птиц для игры "Путаница", мяч, таблички со следами птиц, карточки «Кто, что любит?».

Предварительна работа: рассматривание и обсуждение повадок и внешнего вида зимующих птиц, слушание аудиозаписей с голосами птиц, обсуждение зимних примет.

Ход занятия

1. Организационный момент

- Ребята, проходите, посмотрите, к нам пришли гости. Это логопеды из других детских садов. Давайте с ними познакомимся и поздороваемся. (Логопед бросает мяч одному из гостей со словами: «Здравствуйте, меня зовут Светлана Сергеевна». Гость возвращает мяч, здоровается и представляется. Каждый ребенок по-образцу, здоровается с другими гостями).

- Молодцы, а теперь посмотрите на меня. Ребята, скажите какое сейчас время года?

- Зима.

- Верно, посмотрите на картинки, и найдите ту, которая соответствует времени года.

2. Сообщение темы занятия

Чтобы узнать о чем мы с вами сегодня будем говорить, давайте сыграем в игру «Следопыты». Выбирайте карточку. Чтобы узнать, где искать подсказку, сдуйте салфетки. (Дети сдувают салфетки с карточки, на которой схематически нарисованы стол или стул и где находится подсказка: на стуле, под столом, около стола).

- Даша, где ты будешь искать подсказку?

- Под столом

- Данил, где ты будешь искать подсказку?

- На стуле.

- Ева, где ты будешь искать подсказку?

- Около стола

3. Дидактическая игра «Путаница»

- Что вы нашли?

- Перья

- Садитесь. Вы уже догадались, о ком мы будем говорить?

- О птицах

- Верно, о птицах, но посмотрите художник перепутал изображения птиц. Давайте попробуем догадаться, что это за птицы. Посмотрите на эту картинку: здесь тело сороки, а голова воробья. (Логопед прикрепляет к мольберту изображения птиц, которых называют дети). Даша, какие птицы на этой картинке?

- Тело вороны, а голова свиристели

- Данил, какие птицы здесь?

- Тело дятла, а голова голубя

- Ева, какие птицы на этой картинке?

- Тело синицы, а голова клеста

- Молодцы. А что вы знаете о птице клест?

Зимой клест селится в хвойных лесах, потому что любит семена шишек. Зимой он выводит птенцов.

- Назовите всех птиц одним словом, они какие?

- Зимующие.

- У нас еще один гость, он появится, если вы отгадаете загадку.

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

- Кто это?

- Снегирь

- Верно, молодцы!

- Ребята, снегирь прилетел к нам за помощью. Оказывается с нашего участка пропала кормушка. А вот кто ее забрал мы сейчас узнаем (слайд 1 – Вовочка «Ну, висела никому не нужная коробочка, ну и забрал я ее себе. Она мне пригодится»).

- Ребята, вы узнали кто это?

- Да, это Вовочка.

- Я предлагаю рассказать Вовочке все, что мы знаем о зимующих птицах. Может тогда он поймет, что поступил неправильно.

4. Дидактическая игра «Назови одним словом»

- Посмотрите на картинки, что общего есть у всех птиц?

- У птиц есть клюв, туловище, крылья, лапы, хвост, голова. Тело птиц покрыто перьями.

- А чем они отличаются?

- Цветом перьев, размером, формой клюва.

- Молодцы! Как мы узнаем снегиря?

- У снегиря красная грудка.

- Верно. Если у снегиря красная грудка, Даша, он какой? – красногрудый

- У синицы желтая грудка, Данил, она какая? – желтогрудая

- У дятла красная голова, Ева, он какой? – красноголовый

- У вороны длинный хвост, она какая?- длиннохвостая

- У сороки белые бока, она какая? – белобокая

- Умнички.

5. Дидактическая игра «Что изменилось?»

- Посмотрите внимательно на картинки, давайте поиграем с птицами. Закрывайте глаза. (Логопед меняет картинки местами или убирает картинку с птицей)

- Молодцы!

6. «Вспомни и расскажи»

- Какие приметы, связанные с птицами вы помните?

- Если вороны садятся на верхушки деревьев – идут морозы, если вороны ходят по земле – будет тепло, если вороны садятся на нижние ветки – будет ветрено.

- Если воробьи начинают пух и перья собирать – через несколько дней ударят морозы.

- Если голуби прячутся в ясную погоду – жди ненастья.

7. Физкультурная минутка

- Молодцы, ребята, выходите на ковер, немного отдохнем

Вот на ветках посмотри,

В красных майках снегири.

Распушили перышки,

Греются на солнышке.

Головой вертят,

Улететь хотят.

- Раз! Два! Улетели!

За метелью! За метелью!

8. Дидактическая игра «Подбери слово» «Посчитай» (игра с мячом)

- Ребята, у каждой птицы, как и у человека, свой характер. Как вы думаете, какой характер у Дятла?

- Трудолюбивый. Хорошо, посчитай 1 трудолюбивый дятел, 3 -, 5 - …

- Что можно сказать о голубе, он какой?

- Голубь дружелюбный, спокойный

- Что можно сказать о сороке, она какая?

- Сорока болтливая

- Что можно сказать о вороне, она какая?

- Ворона важная, крикливая

9. Игра «Отгадай по голосу» (слайды)

- Закройте глазки, представьте, что мы оказались на улице, каких голоса каких птиц вы услышите. (Логопед включает голоса птиц, дети отгадывают, кому принадлежит этот голос).

- Ворона, что делает? – каркает, воробей – чирикает, сорока – трещит, синица – свистит.

10. Дидактическая игра «Чьи следы?»

- Молодцы, посмотрите сколько следов. Кто их оставил?

- Птицы

- Если следы оставили птицы, значит это следы чьи?

- Птичьи

- Верно, молодцы. Ребята, здесь следы вороны, голубя и воробья, догадайтесь где чьи? Данил кто оставил эти следы? Почему?

- Это следы вороны, потому что у нее большие лапы, и она умеет ходить.

- Это следы голубя, он тоже умеет ходить, но лапы у него меньше, чем у вороны.

- Это следы воробья, его следы самые маленькие, он не ходит, а прыгает.

11. Дидактическая игра «Слушай внимательно»

- Молодцы, вставайте на первые следы. (В конце каждой дорожки следов, лежат конверты с заданием). Я буду говорить фразы, если они верные, то шагайте по следам вперед, если нет – стойте на месте.

У синицы красная грудка.

Клесты выводят птенцов зимой.

Ворона питается остатками пищи.

Снегирь любит сало.

У сороки длинный хвост.

12. Дидактическая игра «Кто, что любит?»

- Возьмите конверты (в конверте задание: «Найди корм для птицы» дети линиями соединяют птицу и то, чем она питается). Вам нужно соединить линией птицу с той картинкой, на которой ее любимое лакомство.

- Чем питается клест? – семенами шишек

- Чем питается воробей? – хлебными крошками

- Что питается снегирь? – рябиной.

13. Слушание и пересказ рассказа с опорой на сюжетные картинки

- Послушайте рассказ. Дети слушают небольшой рассказ. Логопед задает вопросы по прочитанному.

(Была зима. Стояли сильные морозы. Дети в парке нашли замерзшего воробья. Они положили его в варежку и отнесли домой. Дома воробышек согрелся, ребята кормили его хлебными крошками и семечками. Когда закончились морозы, дети выпустили воробышка на волю и повесили в парке кормушку, чтобы помочь птицам пережить зиму.)

- Пересказать вам помогут картинки, подойдите ко мне (слайд, картинки по появляются поочередно, дети пересказывают по частям).

- Молодцы, очень хорошо!

14. Зрительная гимнастика (звучит спокойная музыка)

- Закройте глаза (счет до 5)

Откройте, посмотрите направо, налево, вверх, вниз. Движения глаз по кругу.

Закройте глазки, откройте.

Поморгайте быстро-быстро,

Зажмурьтесь.

Открывайте глаза.

15. Итог занятия

- Посмотрите, ребята (слайд с Вовочкой «Вы меня ребята извините, я даже и не думал, что нужно помогать птицам зимой. Я теперь тоже буду их подкармливать. А ваша кормушка стоит под столом»)

- Ребята, о ком мы сегодня говорили? Что вам понравилось? Мы сегодня вспомнили народные приметы. Если вы будете внимательными, то по тому как ведут себя птицы, сможете узнать, какая будет погода.

- Я принесла угощение для птиц, которое вы положите в кормушку, когда пойдете гулять и для вас я у меня есть сюрприз. Вы большие умнички!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Звук [С], буква С». Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР. Провела учитель-логопед Анисимова Светлана Александровна.

Логопедическая НОД в средней группе. «Поздняя осень» Тема: Поздняя осень Цель: Коррекционно – образовательные: Формирование представлений о поздней осени, осенних месяцев, ознакомление с существенными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи по теме «Зимующие птицы» для детей с ОНР, старшей группы
Опубликовано: 16 декабря 2014 в 20:11
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по развитию речи по теме «Зимующие птицы» для детей с ОНР, старшей группы» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Чекурова (УИ 62243) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД