Елизавета Ладонкина
Конспект НОД по развитию речи «Перелетные птицы» у детей подготовительной группы с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие лексической и грамматической стороны речи.
Задачи:
1) Активизация и актуализация словаря по теме «перелетные птицы».
2) Совершенствование грамматического строя речи.
3) Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.
4) Развитие навыков связной речи.
5) Развитие зрительного и слухового восприятия.
6) Развитие мелкой моторики.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Перелетные птицы“ у детей подготовительной группы с ОНР» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Материалы и оборудование: плоскостные изображения деревьев и перелетных птиц, карточки с перелетными птицами, с зимующими птицами, мяч, аудиозаписи с голосами птиц.
Ход занятия:
I.Организационный момент.
Повторение пройденного материала.
Логопед: Здравствуйте, ребята! Давайте вспомним, о каком времени года мы говори вчера? - Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? (Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы). Как называются птицы, которые на зиму улетают в теплые края? (перелетные). Назовите перелетных птиц? (Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок, лебедь, утка, гусь).
II.Основной этап.
1)Упражнение «Кто лишний?». [Развитие синтаксической стороны речи (употребление сложноподчиненных предложение, зрительного восприятия, внимания и мышления]. Логопед помещает на доску предметные картинки с изображением перелетных птиц : ласточки, грача, лебедя, журавля, кукушки, снегиря.
Логопед: Посмотрите внимательно и подумайте, какая картинка тут лишняя. Почему? Постарайтесь ответить на вопрос, построив предложение со словами потому что.
2)Отгадывание загадок о перелетных птицах.
Логопед: Вы уже очень многое знаете о перелетных птицах. Попробуйте отгадать загадки о них. Скажите, кто это и как вы догадались. Если отгадаете правильно, услышите голос этой птицы.
Черный, проворный,
Кричит “Крак”,
Червякам враг (грач).
На шесте дворец.
Во дворе певец.
А зовут его. (скворец).
Кто на елке, на суку счет ведет: “Ку-ку. Ку-ку”? (кукушка).
Хочет — прямо полетит,
Хочет — в воздухе висит,
Камнем падает с высот.
И в полях поет, поет (жаворонок).
Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины (ласточка).
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек (цапля, журавль).
3)Игра «Отгадай, что за птица».
Логопед: Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите перелетной, то хлопните в ладоши, если зимующей, то ничего не нужно делать.
(Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля).
4) Упражнение «Выпусти птицу» [Развитие мелкой моторики]. Логопед предлагает детям закрыть картинку ладонью так, чтобы каждый пальчик закрыл нарисованную птицу.
Логопед: Представьте, что птица сидит в клетке, а вы хотите выпустить ее. Необходимо поочередно приподнимать пальцы и “выпускать” птицу, произнося слова: “Я из клетки выпущу ….”. Игра повторяется с обеими руками поочередно.
5)Физкультминутка «Птицы учатся летать».
Птицы учатся летать (руки в стороны)
Плавно крыльями махать (плавные движения руками)
Полетели, полетели, (кружась на месте)
Отпустили посидели. (присесть)
6)Игра с мячом «Скажи одним словом» [Совершенствование грамматического строя речи]. Логопед просит детей встать в круг и берет в руки мяч.
Логопед: Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.
У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.
У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.
У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.
Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.
У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.
У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.
У лебедя белые крылья, он…/белокрылый/.
Логопед убирает мяч, дети садятся на места.
7)Игра «В парке». [Автоматизация произношения сонорных звуков в предложении. Развитие фонематических представлений (дифференциация сонорных звуков в словах)].
Логопед помещает на доску плоскостных изображения деревьев: березы, клена, дикой груши, дикой яблони, а на столе перед детьми раскладывает плоскостные изображения лебедя, кулика, грача, дрозда, ласточки, иволги, скворца, стрижа.
Логопед: В заключении занятия я предлагаю вам игру «В парке». Здесь перелетные птицы тоже готовятся к отлету. Вы видите поляну, на которой растут береза, клен, дикая груша и яблоня. А перед вами изображения птиц. Назовите их. Постарайтесь правильно произносить все звуки в словах. Теперь поместите птиц со звуком [р] в названиях на грушу, расскажите о том, где они сидят. (Грач и дрозд сидят на груше). Птиц со звуком [р`]поместите на березу (скворец и стриж сидят на березе). Птиц со звуком [л] поместите на дикую яблоню (ласточка и иволга сидят на яблоне). Птиц со звуком [л`] поместите под клен (лебедь и кулик сидят под кленом).
III.Заключительный этап.
Оценка работы детей, анализ занятия:
- Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?
- О каких перелетных птицах вы узнали?
- Какие игры вам понравились?
- Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!