Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Перелетные птицы»

Олеся Чупрунова
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Перелетные птицы»

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Перелетные птицы".

Цель:

Обобщить полученные знания по теме "Перелетные птицы".

Задачи:

1. Продолжать расширять знания детей о перелетных птицах.

2. Расширять и активизировать словарь.

3. Упражнять в словообразовании сложных слов.

4. Развивать связную речь

5. Развивать внимание, память, логическое мышление.

7. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к птицам.

Предварительная работа: Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов В. Бианки, Г. Снегирёва, Л. Н. Толстого о птицах, разучивание пальчиковых игр и физ. минуток по соответствующей теме;

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, я сейчас увидела, что к окну подлетела сорока, постучала в окно и так радостно и звонко затрещала. Интересно, что она хотела сообщить?

(Предположения детей)

Воспитатель: - А может, она хотела сообщить, что скоро придет весна и перелетные птицы к нам вернутся из жарких стран!

- Ребята, а что вы знаете о перелетных птицах?

- (Ответы детей)

- Молодцы, вы уже очень многое знаете о перелетных птицах.

- И сегодня я предлагаю поговорить о перелетных птицах. А для начала попробуйте отгадать загадки:

1) Черный, проворный,

Кричит “Крак”,

Червякам враг (грач) .

- Кто это? И как вы догадались?

- Это грач. Он кричит “Крак! ” и любит червяков.

Аналогичная работа проводиться с другими загадками.

2) «На шесте дворец.

Во дворе певец.

А зовут его. (скворец).

3) Кто на елке, на суку счет ведет: “Ку-ку. Ку-ку”? (кукушка).

Хочет — прямо полетит,

Хочет — в воздухе висит,

Камнем падает с высот.

И в полях поет, поет (жаворонок).

4)Прилетает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины (ласточка).

5)Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек (цапля, журавль) .

Физкультминутка.

Цапля ходит по воде

И мечтает о еде.

Ноги выше поднимай

Ты, как цапля, не зевай! (Рывком поднять ногу, согнутую в колене, как можно выше, потом другую.)

Чтоб поймать еду в водице,

Надо цапле наклониться.

Ну-ка тоже наклонись,

До носочка дотянись. (Наклониться и достать правой рукой левую ступню, потом левой рукой правую ступню.)

- Ребята, послушайте меня внимательно, я расскажу вам о перелётных птицах. Воспитатель рассказывает, а затем несколько детей по желанию рассказывают о понравившейся птице.

Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки.

Аист – большая птица белого цвета, с большим клювом. Эти большие белые птицы совершают очень далекие перелеты. Когда приходит пора вить гнездо, они выбирают для него место повыше. У этих птиц красные ноги.

Скворец - красивая птица с блестящим черным опереньем. Короткий хвост, длинные крылья, прямой длинный клюв, черный – у самочки, ярко-желтый – у самца. Ест червей и насекомых. Хорошо поет, подражает голосам других птиц. Часто встречается огромными стаями, а в небе они кажутся черной тучей.

- Ребята, назовите, пожалуйста, части тела птиц. (Туловище, голова, хвост, клюв).

- У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? (По оперению, внешнему виду, величине)

- Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? (Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых).

- А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? (не знаем). Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.

Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

Давайте поиграем в игру «Птицы»

- У нас собралось много птиц и все смешались. Ульяна, выбери перелетных птиц. Кирилл – зимующих. Даша проверит ребят, правильно ли они справились с заданием.

(Оценка работы детей)

Воспитатель предлагает упражнение «Один - много»

- Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

- Грач (грачей) .

- Аист (аистов) .

- Жаворонок (жаворонков) .

- Скворец (скворцов) .

- Ласточка (ласточек) .

- Кукушка (кукушек) .

- Птица (птиц) .

- Гнездо (гнёзд) .

- Птенец (птенцов) .

- Давайте поиграем в игру с мячом “Назови детеныша ”. Я буду бросать “звучащий” мячик каждому из вас и называть взрослую птицу. Вы будите ловить мяч, называть птенцов этой птицы и возвращать мяч мне.

- Грач (грачонок - грачата) .

- Скворец (скворчонок - скворчата) .

- Кукушка (кукушонок - кукушата) .

- Аист (аистенок – аистята) .

- Жаворонок (жаворушонок – жаворушата) .

Итог занятия: Воспитатель:

- Вы ребята - молодцы! А сейчас я предлагаю вам вспомнить, чем мы сегодня занимались на занятии, каких перелётных птиц называли, в какие игры играли, что вам понравилось делать. (ответы детей).

Публикации по теме:

Дидактическая игра по лексической теме «Птицы»Дидактическая игра по лексической теме «Птицы» ГККП я/с "Чайка" село Калкаман города Аксу Павлодарской области Учитель казахского языка Мажитова Асель Кадылбековна. Дидактическая игра.

Работа с детьми с ОНР по лексической теме «Перелетные птицы»Работа с детьми с ОНР по лексической теме «Перелетные птицы» Работа по лексической теме: "Перелетные птицы" С 15 по 19 октября наша логопедическая группа работала по лексической теме "Перелетные птицы".

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Птицы
  • Птицы
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Перелетные птицы»
Опубликовано: 12 февраля 2015 в 22:05
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 сентября. День рябины

«Рябина у крыльца – достаток в семье» – говорили раньше на Руси. В старину стройную рябинку сажали как оберег у каждого дома. Весной ее кружевная крона покрывалась белыми цветами, а осенью, когда опадали...

22 сентября. Всемирный день без автомобиля

В начале 90-х мы и представить себе не могли, что на улицах наших городов будет такое огромное количество автомобилей. Но вот пресловутая «чрезмерная автомобилизация» стала реальностью. В крупных городах...

Проект ко Дню защитника Отечества
Педагогический проект «Наша армия сильна» Березнева Татьяна Алексеевна воспитатель Матвеева Наталья Александровна воспитатель Основным...
Картотека игр, потешек
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Городского округа Балашиха «Детский сад комбинированного вида № 1 Светлячок»...
Поделка из овощей «Такие разные подружки!»
ТАКИЕ РАЗНЫЕ ПОДРУЖКИ! Худая и высокая матрешка, толстая и низкая неваляшка. Поделка из овощей. Изготовила Щедрунова Анна под руководством Зюсько...