Валентина Курлович
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Перелетные птицы".
Цель:
Обобщить полученные знания по теме "Перелетные птицы".
Задачи:
1. Продолжать расширять знания детей о перелетных птицах.
2. Расширять и активизировать словарь.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе „Перелетные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
3. Упражнять в словообразовании сложных слов.
4. Развивать связную речь
5. Развивать внимание, память, логическое мышление.
7. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к птицам.
Предварительная работа: Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов В. Бианки, Г. Снегирёва, Л. Н. Толстого о птицах, разучивание пальчиковых игр и физ. минуток по соответствующей теме;
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята, я сейчас увидела, что к окну подлетела сорока, постучала в окно и так радостно и звонко затрещала. Интересно, что она хотела сообщить?
(Предположения детей)
Воспитатель: - А может, она хотела сообщить, что пришла весна и перелетные птицы к нам вернулись из жарких стран!
- Ребята, а что вы знаете о перелетных птицах?
- (Ответы детей)
- Молодцы, вы уже очень многое знаете о перелетных птицах.
- И сегодня я предлагаю поговорить о перелетных птицах. А для начала попробуйте отгадать загадки:
Черный, проворный,
Кричит “Крак”,
Червякам враг (грач).
- Кто это? И как вы догадались?
- Это грач. Он кричит “Крак!” и любит червяков.
Аналогичная работа проводиться с другими загадками.
На шесте дворец.
Во дворе певец.
А зовут его. (скворец).
Кто на елке, на суку счет ведет: “Ку-ку. Ку-ку”? (кукушка).
Хочет — прямо полетит,
Хочет — в воздухе висит,
Камнем падает с высот.
И в полях поет, поет (жаворонок).
Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины (ласточка).
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек (цапля, журавль).
- Ребята, послушайте меня внимательно, я расскажу вам о перелётных птицах. Воспитатель рассказывает, а затем несколько детей по желанию рассказывают о понравившейся птице.
Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки.
Аист – большая птица белого цвета, с большим клювом. Эти большие белые птицы совершают очень далекие перелеты. Когда приходит пора вить гнездо, они выбирают для него место повыше. У этих птиц красные ноги.
Скворец - красивая птица с блестящим черным опереньем. Короткий хвост, длинные крылья, прямой длинный клюв, черный – у самочки, ярко-желтый – у самца. Ест червей и насекомых. Хорошо поет, подражает голосам других птиц. Часто встречается огромными стаями, а в небе они кажутся черной тучей.
- Ребята, назовите, пожалуйста, части тела птиц. (Туловище, голова, хвост, клюв).
- У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? (По оперению, внешнему виду, величине)
- Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? (Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых).
- А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? (не знаем). Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.
Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.
Физкультминутка.
Цапля ходит по воде
Цапля ходит по воде
И мечтает о еде.
Ноги выше поднимай
Ты, как цапля, не зевай! (Рывком поднять ногу, согнутую в колене, как можно выше, потом другую.)
Чтоб поймать еду в водице,
Надо цапле наклониться.
Ну-ка тоже наклонись,
До носочка дотянись. (Наклониться и достать правой рукой левую ступню, потом левой рукой правую ступню.)
Давайте поиграем в игру «Птицы»
- У нас собралось много птиц и все смешались. Илюша, выбери перелетных птиц. Дима – зимующих. Настя проверит ребят, правильно ли они справились с заданием.
(Оценка работы детей)
Воспитатель предлагает упражнение «Один - много»
- Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.
- Грач (грачей).
- Аист (аистов).
- Жаворонок (жаворонков).
- Скворец (скворцов).
- Ласточка (ласточек).
- Кукушка (кукушек).
- Птица (птиц).
- Гнездо (гнёзд).
- Птенец (птенцов).
- Давайте поиграем в игру с мячом “Назови детеныша ”. Я буду бросать “звучащий” мячик каждому из вас и называть взрослую птицу. Вы будите ловить мяч, называть птенцов этой птицы и возвращать мяч мне.
- Грач (грачонок - грачата).
- Скворец (скворчонок - скворчата).
- Кукушка (кукушонок - кукушата).
- Аист (аистенок – аистята).
- Жаворонок (жаворушонок – жаворушата).
Пальчиковая игра.
ЛАСТОЧКА
Ласточка, ласточка, На каждую строку большой палец «здоровается»
Милая касаточка, дважды с одним пальчиком, начиная с
Ты где была, указательного, - сначала на правой, потом на левой руке
Ты с чем пришла?
- За морем бывала,
Весну добывала.
Несу, несу
Весну – красну.
Игра "Аисты и утки"(дети на руки одевают браслеты с изображением аистов и уток, если воспитатель называет слова, которые начинаются со звука а- приседают дети у которых браслеты с аистом, если педагог называет слова со звуком у -приседают утки.)
Итог занятия: Воспитатель:
- Вы ребята - молодцы! А сейчас я предлагаю вам вспомнить, чем мы сегодня занимались на занятии, каких перелётных птиц называли, в какие игры играли, что вам понравилось делать. (ответы детей). Ребята на следующем занятии мы с вами узнаем еще об одном интересном весеннем моменте - это первоцветы.
Краткий анализ:
1. Сложность проведенной работы соответствовала возрасту и особенностям речевого развития данной группы.
2. Задачи данного занятия были решены успешно:
- У детей расширились знания о перелетных птицах;
- Увеличился словарный запас;
- Развилась связная речь, внимание, память, логическое мышление;
- Воспитали любовь к природе, бережное отношение к птицам.
3. В дальнейшем продолжиться работа по формированию речи дошкольников.