МААМ-картинки

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Перелетные птицы»

Валентина Курлович
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Перелетные птицы»

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Перелетные птицы".

Цель:

Обобщить полученные знания по теме "Перелетные птицы".

Задачи:

1. Продолжать расширять знания детей о перелетных птицах.

2. Расширять и активизировать словарь.

Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе „Перелетные птицы“» размещена в разделах

3. Упражнять в словообразовании сложных слов.

4. Развивать связную речь

5. Развивать внимание, память, логическое мышление.

7. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к птицам.

Предварительная работа: Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов В. Бианки, Г. Снегирёва, Л. Н. Толстого о птицах, разучивание пальчиковых игр и физ. минуток по соответствующей теме;

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, я сейчас увидела, что к окну подлетела сорока, постучала в окно и так радостно и звонко затрещала. Интересно, что она хотела сообщить?

(Предположения детей)

Воспитатель: - А может, она хотела сообщить, что пришла весна и перелетные птицы к нам вернулись из жарких стран!

- Ребята, а что вы знаете о перелетных птицах?

- (Ответы детей)

- Молодцы, вы уже очень многое знаете о перелетных птицах.

- И сегодня я предлагаю поговорить о перелетных птицах. А для начала попробуйте отгадать загадки:

Черный, проворный,

Кричит “Крак”,

Червякам враг (грач).

- Кто это? И как вы догадались?

- Это грач. Он кричит “Крак!” и любит червяков.

Аналогичная работа проводиться с другими загадками.

На шесте дворец.

Во дворе певец.

А зовут его. (скворец).

Кто на елке, на суку счет ведет: “Ку-ку. Ку-ку”? (кукушка).

Хочет — прямо полетит,

Хочет — в воздухе висит,

Камнем падает с высот.

И в полях поет, поет (жаворонок).

Прилетает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины (ласточка).

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек (цапля, журавль).

- Ребята, послушайте меня внимательно, я расскажу вам о перелётных птицах. Воспитатель рассказывает, а затем несколько детей по желанию рассказывают о понравившейся птице.

Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки.

Аист – большая птица белого цвета, с большим клювом. Эти большие белые птицы совершают очень далекие перелеты. Когда приходит пора вить гнездо, они выбирают для него место повыше. У этих птиц красные ноги.

Скворец - красивая птица с блестящим черным опереньем. Короткий хвост, длинные крылья, прямой длинный клюв, черный – у самочки, ярко-желтый – у самца. Ест червей и насекомых. Хорошо поет, подражает голосам других птиц. Часто встречается огромными стаями, а в небе они кажутся черной тучей.

- Ребята, назовите, пожалуйста, части тела птиц. (Туловище, голова, хвост, клюв).

- У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? (По оперению, внешнему виду, величине)

- Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? (Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых).

- А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? (не знаем). Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.

Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

Физкультминутка.

Цапля ходит по воде

Цапля ходит по воде

И мечтает о еде.

Ноги выше поднимай

Ты, как цапля, не зевай! (Рывком поднять ногу, согнутую в колене, как можно выше, потом другую.)

Чтоб поймать еду в водице,

Надо цапле наклониться.

Ну-ка тоже наклонись,

До носочка дотянись. (Наклониться и достать правой рукой левую ступню, потом левой рукой правую ступню.)

Давайте поиграем в игру «Птицы»

- У нас собралось много птиц и все смешались. Илюша, выбери перелетных птиц. Дима – зимующих. Настя проверит ребят, правильно ли они справились с заданием.

(Оценка работы детей)

Воспитатель предлагает упражнение «Один - много»

- Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

- Грач (грачей).

- Аист (аистов).

- Жаворонок (жаворонков).

- Скворец (скворцов).

- Ласточка (ласточек).

- Кукушка (кукушек).

- Птица (птиц).

- Гнездо (гнёзд).

- Птенец (птенцов).

- Давайте поиграем в игру с мячом “Назови детеныша ”. Я буду бросать “звучащий” мячик каждому из вас и называть взрослую птицу. Вы будите ловить мяч, называть птенцов этой птицы и возвращать мяч мне.

- Грач (грачонок - грачата).

- Скворец (скворчонок - скворчата).

- Кукушка (кукушонок - кукушата).

- Аист (аистенок – аистята).

- Жаворонок (жаворушонок – жаворушата).

Пальчиковая игра.

ЛАСТОЧКА

Ласточка, ласточка, На каждую строку большой палец «здоровается»

Милая касаточка, дважды с одним пальчиком, начиная с

Ты где была, указательного, - сначала на правой, потом на левой руке

Ты с чем пришла?

- За морем бывала,

Весну добывала.

Несу, несу

Весну – красну.

Игра "Аисты и утки"(дети на руки одевают браслеты с изображением аистов и уток, если воспитатель называет слова, которые начинаются со звука а- приседают дети у которых браслеты с аистом, если педагог называет слова со звуком у -приседают утки.)

Итог занятия: Воспитатель:

- Вы ребята - молодцы! А сейчас я предлагаю вам вспомнить, чем мы сегодня занимались на занятии, каких перелётных птиц называли, в какие игры играли, что вам понравилось делать. (ответы детей). Ребята на следующем занятии мы с вами узнаем еще об одном интересном весеннем моменте - это первоцветы.

Краткий анализ:

1. Сложность проведенной работы соответствовала возрасту и особенностям речевого развития данной группы.

2. Задачи данного занятия были решены успешно:

- У детей расширились знания о перелетных птицах;

- Увеличился словарный запас;

- Развилась связная речь, внимание, память, логическое мышление;

- Воспитали любовь к природе, бережное отношение к птицам.

3. В дальнейшем продолжиться работа по формированию речи дошкольников.

Публикации по теме:

Проект в средней группе по теме «Перелетные птицы» Воспитатель – Ивашнёва Е. А. Цель: Расширять знания детей о перелетных птицах. Задачи: Познавательное развитие: Знакомить детей с жизнью.

Работа с детьми с ОНР по лексической теме «Перелетные птицы»Работа с детьми с ОНР по лексической теме «Перелетные птицы» Работа по лексической теме: "Перелетные птицы" С 15 по 19 октября наша логопедическая группа работала по лексической теме "Перелетные птицы".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Перелетные птицы»
Опубликовано: 26 октября 2014 в 08:30
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД