Конспект НОД по развитию речи «Зимушка-зима»

Наталья Гавриленко
Конспект НОД по развитию речи «Зимушка-зима»

Образовательная область: познание

Направление: коммуникация

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, художественное творчество.

Цель: уточнить и расширить представление детей о зиме, её приметах.

Образовательные задачи: Учить строить полные выразительные ответы на вопросы, поставленные воспитателем, составлять предложения, подбирать однокоренные слова, учить правильно и четко произносить скороговорку, активизировать словарь по теме, расширять представление детей об окружающем мире.

Развивающие задачи: Развивать речь, внимание, воображение; развивать мышление, дыхание, мелкую моторику; развивать эмоциональную отзывчивость.

Воспитательные задачи: воспитывать доброжелательность, коммуникативность, инициативность; воспитывать восприятие прекрасного через стихи, иллюстрации.

Оборудование и материалы: картинки с изображением снеговика, снегурочки, снега, снегиря; мячик; картинки с изображением пейзажа зимних месяцев; стаканчики с крошками пенопласта и соломинки для коктейля; голубая краска, кисточка и лист бумаги с заранее нарисованными снежинками восковым мелком; снеговики- смайлики; маленькие снежинки; изображения грустного, радостного и удивленного человечков; наряд Зимы для воспитателя; шапочки «снежинки» для девочек и шапочки «снежные комочки» для мальчиков; магнитная доска.

Организационный момент

-Ребята, у нас на занятии сегодня гости. Давайте поздороваемся с ними.

-Встанем в круг. (Дети встают в круг, улыбаются друг другу)

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

-Садитесь, пожалуйста, на стульчики.

Основная часть НОД

Воспитатель предлагает послушать отрывок из стихотворения И. Сурикова «Зима».

Белый снег пушистый

В воздухе кружится.

И на землю тихо

Падает, ложится.

-Скажите мне, пожалуйста, о чем это стихотворение? (о снеге)

-А снег в какое время года выпадает? (снег выпадает зимой)

-Да, это время года- зима.

-Сейчас мы с вами превратимся в жителей зимней страны. Я буду Зимой, а вы будете моими помощниками: девочки - снежинками, а мальчики- снежными комочками.

Давайте скажем вместе волшебные слова:

1,2,3,4,5-

Начинаем превращать!

Наши дети изменились-

В зимних жителей превратились!

Дети повторяют волшебные слова и надевают соответствующие шапочки, а воспитатель – наряд Зимы.

-А кто может вспомнить названия зимних месяцев? (декабрь, январь, февраль)

-Правильно, молодцы. Декабрь в старину называли «студень, хмурень», потому что на улице холодно, небо серое. Январь называли «сечень», так как он делит зиму пополам. Февраль-это «снежень, крутень». Назвали его так из-за обилия снежных сугробов, метелей.

(«Зима» показывает иллюстрации про каждый зимний месяц, прикрепляет их на магнитную доску.)

-А теперь посмотрите внимательно на доску на картинки с изображениями. Назовите их. (Снеговик. Снег. Снегурочка. Снегирь.)

-От какого слова образованы эти слова? (Слова образованы от слова «снег».)

-А сейчас я вам предлагаю поиграть. Игра называется «Какое слово лишнее?»

Я буду называть слова. Они похожи, но одно слово отличается от других. Будьте внимательны.

Снежок, снежинка, нежный, снеговик. (нежный)

Лыжи, лыжник, булыжник, лыжня. (булыжник)

Каток, платок, катание. (платок)

-Ребята, а вы любите зиму? (ответы детей)

-А давайте узнаем, что хорошо зимой, а что плохо. За каждое названное действие будем прикреплять снежинку к грустному или веселому настроению. «Плохо»- это грустное настроение, «хорошо»- это веселое настроение.

На магнитной доске прикреплены два снеговичка- смайлика (грустный и веселый, под них крепим снежинки.

«Хорошо»- можно кататься на лыжах, на коньках, с горки, лепить снеговиков, играть в снежки, строить снежные фигуры, встречать Новый год.

«Плохо»- на дорогах гололёд, на улице холодно, сильные метели и бураны.

-Молодцы! Теперь мы выяснили, почему нам нравится зима и чем не устраивает.

-А сейчас немного отдохнем.

Физминутка «Зимняя» под музыку (с использованием презентации)

-Ребята, а кто из вас знает, что такое скороговорка? (ответы детей)

-Усядемся на пригорке

Да расскажем скороговорку.

Береги нос в большой мороз. (Рассказывают медленно, тихо, громко, быстро.)

-Ребята, кто сможет рассказать скороговорку с грустным настроением, с радостным, с удивлением? («Зима» показывает рисунки смайликов с грустным, радостным настроением, удивление.)

-Теперь я возьму в руки мячик, а вы встанете в круг. Мои «зимние» слова вы будете превращать в ласковые.

(Дети встают в круг, ловят мячик и, назвав ласковое слово, возвращают его назад «Зиме»)

Снег- снежок

Снеговик- снеговичок

Лед- льдинка

Мороз- морозец

Елка- елочка

Звезда- звездочка

Санки- саночки

Шарф- шарфик

Подарок- подарочек

Сосулька- сосулечка

-Теперь садитесь на свои места. Каждому из вас я раздаю стаканчики с маленькими крупинками- снежинками. Снег там волшебный и не тает.

(Дети садятся на свои места. Каждый получает стаканчик с крошками пенопласта и соломинкой для коктейля.)

-Послушайте загадку:

Кто в трубе печной завыл?

Кто ворота отворил?

Кто там воет, завывает?

Все дорожки заметает?

Кто бросает снег в лицо,

Наметает на крыльцо (вьюга)

-Правильно, вьюга. Посмотрите еще раз на картинку месяца февраля.

-А хотите устроить свою вьюгу? (да, хотим)

-Встаньте прямо, левой рукой поднесите стаканчик ко рту, а правой держите соломинку. Сделайте глубокий вдох, а потом дуйте в стаканчик, не надувая щек. («Зима» показывает, как правильно сделать упражнение. Выполняют 3-4 раза)

-Молодцы! Скажите мне теперь, при помощи чего у нас получилась в стакане вьюга? (Вьюга получилась при помощи дыхания, воздуха.)

-Конечно, при помощи дыхания. Мы выдували воздух при помощи рта. А сейчас я вам предлагаю сделать вьюгу при помощи рук. Мы её будем рисовать.

-Сядьте за столы, положите перед собой лист бумаги. Возьмите кисточку и при помощи голубой краски закрасьте лист бумаги.

(На столах приготовлены голубая краска, кисточки и листы бумаги с заранее нарисованными восковым мелком снежинками.)

-Что у вас проявилось? (снежинки)

-Правильно, это снежинки, которые летают по вашему листочку.

Заключительная часть НОД

Итог

Ребята, а теперь давайте вспомним:

- о чем мы говорили на занятии?

-какие задания выполняли?

(На занятии мы говорили о зиме.

Рисовали, делали вьюгу, учили скороговорку, играли.)

Рефлексия

На тарелочках лежат смайлики- снеговики. Посмотрите на них и выберете себе тот, который похож на ваше настроение. Поднимите свои смайлики вверх и помашите ими. Я вижу, что у всех вас хорошее настроение и очень рада этому! А выбранные вами смайлики оставьте себе на память о нашем зимнем путешествии.

(Дети выбирают себе смайлик.)

Публикации по теме:

Формирование основ национально-территориальной гражданской идентичности дошкольников в процессе проектной деятельности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Белгорода детский сад комбинированного вида № 25 План работы экспериментальной.

Образец оформления конспекта НОД Работая с педагогами детского сада на практике столкнулась с проблемой при оформлении конспекта непосредственно организованной образовательной.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи «Зимушка-зима»
Опубликовано: 14 марта 2015 в 15:32
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Моя Лента на МAAM. Добавляйте авторов!
На МААМ добавлена Лента Пользователя, показывающая только публикации авторов, добавленных пользователем.
23 ноября. День рождения Николая Носова

Лёгкий, непринуждённый слог, тонкий юмор и гениальная смысловая нагрузка – всеми этими качествами отличается любое произведение Николая Носова. 23 ноября исполняется 111 лет со дня рождения одного из...

23 ноября. Международный день акварели

Появлению такого праздника в календаре мы обязаны мексиканскому ходожнику Альфредо Гуати. Будучи превосходным акварелистом он стремился возродить интерес к этой технике. Гаути основал Общество...

Видео, фотоотчёт и сценарий фестиваля-конкурса «Дружбовидение-2019 в ДОУ»
Ход мероприятия Выходит ведущий. Дорогие наши гости! Мы рады приветствовать вас в нашем уютном музыкальном зале и приглашаем...
Обогащение сенсорного опыта детей раннего возраста в играх-занятиях со строительным...
«Обогащение сенсорного опыта детей раннего возраста в играх занятиях со строительным материалом» «Тема обобщенного педагогического опыта» Раннее детство –...
Познавательный проект «Пусть дети не знают войны…»
Автор проекта: Татаринова Любовь Анатольевна. Вид проекта: познавательный. Продолжительность проекта: краткосрочный. Сроки реализации проекта: 26 апреля –...