Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Русская матрёшка»

Дарья Щуровская
Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Русская матрёшка»

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Русская Матрёшка»

Автор: Щуровская Дарья Александровна

Цель: Формирование интереса к декоративно-прикладному искусству своей страны.

Задачи:

Образовательные:

• познакомить детей с разными видами матрешек (Семёновская, Сергиевская, Полхов-майдановская).

Развивающие:

• развивать умение составлять узоры, украшать матрёшку, используя изученные приемы рисования;

• способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном творчестве;

продолжать формировать основы эстетического восприятия;

• развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства.

Воспитательные:

• воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Воспитывать желание помогать, тем кто оказался в беде.

Материалы и оборудование:

- мультимедиа-проектор, презентация,

- деревянные заготовки матрёшек,

- краски, кисточки, стаканчики с водой, восковые мелки, карандаши, фломастеры, влажные салфетки.

Ход занятий:

Организационный этап

Воспитатель: Здравствуйте ребята!

Сегодня я приготовила для вас сюрприз.

Дети рассаживаются полукругом перед экраном. При помощи проектора детям предлагают к просмотрю презентацию.

Презентация:

Мотивационно - ориентировочный этап.

Слайд 1 (Петрушка).

Петрушка: Здравствуйте, ребята. Вот мы и дождались нашей встречи. Сегодня я пришёл к вам не один, а чтобы узнать с кем я пришёл, вы должны отгадать мою загадку. Вы готовы?

Слайд 2.

В деревянной Машеньке

Внутри кукла Сашенька.

Открой куклу Сашеньку,

А там - крошка Дашенька. А в сестрице Дашеньке

Есть малютка Пашенька.

Дети: Отвечают на загадку Матрешка

Правильно, мои подружки матрёшки пришли сегодня вместе со мной

Слайд 3 (матрёшки с разными рисунками).

Воспитатель: - Давайте рассмотрим их внимательней, они разные и очень красивые.

Слайд 4 (художник, изготавливающий и расписывающий матрёшку).

Слайд 5 Матрешки разных размеров и цветов.

История матрёшки.

Хотя матрёшка и завоевала давно репутацию символа нашей страны, её корни отнюдь не русские. По самой распространённой версии история матрёшки берёт своё начало в Японии.

В девяностых годах XIX века в Московскую игрушечную мастерскую "Детское воспитание" А. Мамонтова привезла из Японии фигурку добродушного лысого старика мудреца Фукурума. Токарь по дереву Василий Звездочкин, работавший тогда в этой мастерской, выточил из дерева похожие фигурки, которые также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. На первой матрешке была изображена девушка в простонародном городском костюме: сарафане, переднике, платочке с петухом. Игрушка состояла из восьми фигур. Изображение девочки чередовалось с изображением мальчика, отличаясь друг от друга. Последняя изображала спеленатого младенца.

В другом варианте игрушка представляла собой: восемь кукол изображали девочек разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца. Сегодня матрешкой называют только те точеные и расписанные деревянные игрушки-сувениры, которые состоят из нескольких вкладывающихся одна в другую.

Первые русские матрёшки были созданы в Сергиевом Посаде как забава для детей, которые помогали усвоению понятий формы, цвета, количества и размера. Стоили такие игрушки достаточно дорого. Но спрос на них появился сразу же. Через несколько лет после появления первой матрёшки практически весь Сергиев Посад делал этих обаятельных куколок. Изначальный сюжет русской матрёшки – это русские девки и бабы, румяные и полные, одетые в сарафаны и платки, с собачками, кошками, корзинками, с цветами.

В 1900 году Мария Мамонтова, жена брата С. И. Мамонтова представила кукол на Всемирной выставке в Париже, где они заработали бронзовую медаль. Вскоре матрёшек начали делать во многих местах России. Также в Семёнове, на художественной фабрике «Семёновская роспись», в 1922 году появилась на свет традиционная русская семёновская матрёшка, которую сегодня знает весь мир.

После появления первой детской матрешки в разных районах России художники начали расписывать матрешек, так понравилась им эта кукла! И все они делали это по-разному. Сергиев Посад, Полхов Майдан, Вятка, город

Семенов – древние центры народных промыслов, которым

матрешка помогла стать знаменитыми, и от сюда

названия видов матрешек— сергиев-посадская

(загорская, семеновская (хохломская) и полхов-майданская.

Почему куклу назвали «матрешкой»?

Матрёшка (уменьшительное от имени «Матрёна». Практически единодушно все исследователи ссылаются на то, что это название происходит от женского имени Матрёна, распространённого в России: «Имя Матрёна произошло от латинского Matrona, что означает «знатная женщина», по-церковному писалось Матрона, среди уменьшительных имен: Мотя, Мотря, Матрёша, Матюша, Тюша, Матуся, Туся, Муся.

Почему эта точеная кукла стала называться матрешкой, никто точно не знает. Может быть, так ее назвал продавец, рекламирующий свой товар, а может, такое имя ей дали покупатели: имя Матрена было очень распространено среди простого люда, вот и стали называть игрушку ласково Матрешей, Матренушкой; так, и закрепилось имя Матрешка.

Интересная история, правда?

Рассмотрев внимательно этих матрёшек, что же общего вы в них нашли?

Ответы детей: (1. сделаны из дерева, 2. открываются одинаково, 3. такие яркие расписанные цветочками.)

- Чем они отличаются? (разными рисунками).

Воспитатель: Молодцы ребята. Вы отлично отвечали на вопросы и отгадывали загадки, а теперь я предлагаю вам немного отдохнуть.

Физкультминутка:

«Матрешки»

Хлопают в ладошки

(хлопать в ладоши перед собой)

Дружные матрешки.

(повторить хлопки еще раз)

На ногах сапожки,

(правую ногу вперед на пятку, левую ногу вперед на пятку, руки на пояс)

Топают матрешки.

Влево, вправо наклонись,

(наклоны вправо – влево)

Всем знакомым поклонись.

(наклон головы вперед с поворотом туловища)

Девчонки озорные,

(наклоны головы вправо-влево)

Матрешки расписные.

(наклон назад, руки в стороны)

В сарафанах наших пестрых

(повороты туловища на право - налево, руки на пояс, повторить повороты туловища еще раз)

Вы похожи словно сестры.

Ладушки, ладушки,

(хлопок в ладоши перед собой)

Веселые матрешки.

(повторить еще раз)

Воспитатель: После игры предложить детям присесть за общий стол.

Слышится, плачь и появляется слайд 6 (на нём грустная не раскрашенная матрёшка).

Воспитатель: Ой, ребята, почему эта матрёшка такая грустна как вы думаете?

Правильно, потому что, у нее нет такого яркого наряда как на других матрёшках!

Давайте поможем ей!

Планирование предстоящей деятельности.

А теперь присаживайтесь за столы и я, расскажу вам, что мы будем делать.

Перед вами на столах стоят заготовки матрешек из дерева. Что вы на них видите?

- А раскрашивать вы будете, чем пожелаете (предлагается на выбор, гуашь, мелки, карандаши, фломастеры).

. - А теперь подготовим наши ручки к работе:

Прежде, чем рисовать

Нужно пальчики размять.

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Поздоровались с большим.

А теперь потрем ладошки

Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали – сжали,

Кулачки разжали – сжали.

Вот и пальчики размяли.

А сейчас мастера

За работу всем пора.

Самостоятельная деятельность детей.

- Приступайте к работе. (Педагог в процессе рисования помогает и подсказывает детям.)

Во время рисования звучит приятная классическая музыка.

- Молодцы, ребятки! Какие нарядные получились у вас матрешки! А главное все такие разные и яркие!

А куда же пропала наша печальная Матрёшка?

Взгляд детей устремляется на слайд, но там пусто

Слайд 7 (появляется весёлая, раскрашенная матрёшка и говорит спасибо).

Рефлексивно – оценочный этап

Воспитатель: И прежде чем закончить наше занятие, уберите своё рабочее место и подойдите ко мне. Я хочу узнать всем ли из вас понравилось помогать грустной матрёшке, раскрасив её? На столе перед вами лежат карточки с изображением грустной и весёлой матрешки, если вам понравилось занятие, возьмите весёлую если не понравилось, возьмите грустную и садитесь на места.

Каждый ребёнок объясняет свой выбор

Слайд 8 (Петрушка и матрёшки прощаются с детьми, и обещают приходить в гости чаще).

Звучит спокойная музыка.

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия «Русская матрёшка и традиции русского народа»Конспект открытого занятия «Русская матрёшка и традиции русского народа» Открытое занятие «Русская матрёшка и традиции русского народа» Задачи: Дать представления о том, что как народные мастера изготавливают.

Конспект НОД по музейной педагогике в младшей группе «Матрёшка — русская народная игрушка» «Матрёшка — русская народная игрушка» Цель: Знакомство с национальной культуры России. Задачи: Познакомить с народной игрушкой – матрёшкой;.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста Русская матрёшка Конспект НОД по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста «Русская матрёшка» Тема: «Русская матрёшка» Цель: Познакомить.

Конспект НОД в средней группе «Русская матрёшка» Цель: Продолжить знакомить детей с декоративно-прикладным искусством. Задачи: 1. Продолжить знакомить детей с народной игрушкой; 2. Обогащать.

Конспект НОД в старшей разновозрастной группе детского сада «Русская матрёшка» .

Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализации в старшей группе «Русская матрёшка» Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализации в старшей группе: «Русская матрёшка» Воспитатель : А. А. Песенко Задачи: 1.

Конспект занятия «Русская матрёшка» Конспект занятия «Русская матрёшка» Задачи: познакомить с народной игрушкой – матрёшкой; формировать понятие, из чего она сделана, как украшена;.

Конспект ООД о познавательному развитию «Русская красавица-матрёшка!»Конспект ООД о познавательному развитию «Русская красавица-матрёшка!» Ход занятия: - Ребята, посмотрите, сколько гостей у нас сегодня, поздоровайтесь с ними. Игровое упражнение «Солнечные лучики» - Первый.

Презентация «Русская матрёшка» Матрёшка самая известная русская игрушка. Современные дети мало знают откуда появилась матрёшка. Главный секрет русской красавицы в том,.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Русская березка» на тематической неделе «Моя страна, мой поселок»Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Русская березка» на тематической неделе «Моя страна, мой поселок» Рисование в старшей группе «Русская береза», согласно тематической недели «Моя страна. Мой поселок»[/b] Разработала Князева В. О. (воспитатель).

Библиотека изображений:
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Русская матрёшка»
Опубликовано: 25 марта 2018 в 20:37
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 января. День сравнения на МААМ

Что, как и с чем сравнивать — этому вопросу посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы научить детей сравнению или закрепить у них это умение.

18 января. День Винни-Пуха на МААМ

Очередной тематический день посвящен самому известному в мире  плюшевому медведю — Винни-Пуху. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы погрузиться вместе с детьми в сказочный мир...

«Рождественский ангелочек» мастер-класс
Один из самых тёплых, светлых, добрых праздников - это Рождество. А какое Рождество без ангела? Ведь именно Ангелы первыми известили своим явлением пастухов...
Мастер-классы по изготовлению снеговиков (из опыта работы) к международному Дню...
Здравствуйте, дорогие друзья и гости моей странички! Предлагаю вашему вниманию мастер-классы, детские мастер-классы по изготовлению снеговика Работы...
Конструирование у детей в младшей разновозрастной группе
Игры с конструктором полезны всем девочкам и мальчикам. Самым первым конструктором в жизни ребенка являются простые кубики. Их можно использовать уже в...