ольга чернова
Конспект НОД по социально-нравственному воспитанию посредством ознакомления с художественной литературой
▼ Скачать + Заказать документы
«Есть на свете люди хорошие, есть и похуже…»
Задачи НОД:
«Чтение художественной литературы» - формировать умение понимать и оценивать характер главной героини, представление о скромности, трудолюбии, справедливости, понимание переносного значения пословиц и поговорок.
«Познание» - создавать условия для предъявления собственной точки зрения и ее обсуждения, формировать целостную картину мира, расширять кругозор детей;
«Социализация» - формировать умение сочувствовать людям, сопереживать, радоваться;
Публикация «Конспект НОД по социально-нравственному воспитанию посредством ознакомления с художественной литературой» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
«Коммуникация» - развивать свободное общение со взрослыми и детьми по поводу прочитанного, активно участвовать в обсуждении литературных произведений нравственного содержания, оценивая героя не только по его поступкам, но и учитывая мотивы поступков, его переживания; адекватно использовать в речи название нравственных качеств человека;
«Здоровье» -профилактика умственного переутомления и обеспечение эмоционального комфорта.
Необходимое оборудование и материалы:
русская народная сказка «Хаврошечка», рисунок дерева-яблони, цветная бумага, ножницы, клей.
ОД в РМ:
- создание альбома с детскими рисунками «Мои любимые сказки»
- организация выставки книг «О трудолюбии и лени» в книжном уголке группы,
- чтение русской народной сказки "Хаврошечка".
Описание действий участников НОД:
1. Упражнение «Слушай своё сердце»
Цель: настрой на работу.
Воспитатель сообщает детям о том, что в беседе помогать нам будет сердце, ведь оно обладает невероятной силой, если оно доброе, любящее, радостное, доверчивое. Нужно положить правую ладонь на грудь, закрыть глаза и послушать, как тихо оно бьётся. Потом, нужно попросить сердце дать силу для работы. Прислушаться.
Вопросы к детям: Получилось? Почувствовали силу?
2. Вхождение и погружение в тему
- Чтение отрывка сказки «Хаврошечка»
- Беседа по произведению. Рассуждения детей
- Физминутка
Цель: установление взаимосвязи между трудом и заботой о людях
Воспитатель зачитывает стихотворение:
Все что создано умом
Все к чему душа стремится
Как янтарь на дне морском,
В книгах бережно хранится
Напомнить детям о прочитанной сказке "Хаврошечвка", зачитать отрывок.
Вопросы к детям:
- Почему «Хаврошечка» волшебная сказка?
- Чем сказка отличается от рассказа?
- Назовите главных героев в сказке
- Почему девочку звали Крошечкой – Хаврошечкой?
- Какая она? (добрая, сирота, хорошая, трудолюбивая, послушная, работящая)
- Как жилось Хаврошечке и трём дочерям хозяйки?
- Как относится хозяйка к Хаврошечке и как к своим дочерям?
- Кому рассказывает девочка, как ей тяжело жить?
- Как в сказке Хаврошечка называет свою корову? Почему?
Коровушка.
Коровушка любимая.
Коровушка – матушка
Коровка моя
- Как относилась корова к Хаврошечке? (заботилась, переживала, беспокоилась, ласкала, успокаивала, утешала, помогала, любила)
- Как узнала хозяйка, что девочке помогает корова?
- Какая была последняя просьба коровушки?
- Почему Одноглазке, Двуглазке, Триглазке яблоня не дала яблок?
- Кто из героев больше всего понравился в этой сказке? Почему?
- Читая эту сказку, за кого ты переживала и почему?
- Можно ли про Хаврошечку сказать: Жизнь дана на добрые дела. Добрые слова дороже богатства.
- Кого из героев сказки вам было жалко и почему?
- Когда вы порадовались за Хаврошечку?
- К каким людям можно отнести хозяйку и её дочерей?
Физминутка.
Вышли цапли на охоту,
Бродят важно по болоту (шагают медленно, высоко поднимая колени).
Ищут лягушек по сторонам,
Смотрят здесь и смотрят там (повороты в стороны).
Направо лягушки, налево лягушки (наклоны).
У цапель глаза разбежались,
Они без лягушек остались (разводят руки в стороны, ходьба на месте)
Обобщение. Чему учит сказка, какие нравственные уроки преподаёт?
- Сказка учит доброте. Добрый человек красив душою. всегда найдёт сочувствие и помощь.
- В сказке говорится о трудолюбии, об уважительном отношении к таким людям.
- Сказка учит быть внимательным в жизни, не допускать оплошностей и ошибок, которые могут при вести к беде: ведь Крошечка-Хаврошечка забыла про третий глазок сестрицы, и коровушку зарезали.
- Доброта вознаграждается, а зло и лень нет.
3. Моделирование.
Цель: развивать у детей мышление и эмоциональную отзывчивость; подбирать карточки по цвету, соотносить с характером персонажа.
На карточках напечатаны слова: радость, жалость, тревога, досада, волнение, веселье, недовольство, обида, злость.
Цветные карточки: зелёная, красная, чёрная, голубая, фиолетовая, жёлтая, синяя.
Задание: выбрать слово, обозначающее чувство, подобрать к нему соответствующий цвет, объяснить свои чувства.
- Мне жалко Хаврошечку. Она хорошая (зелёный)
- Мне не понравились сестры (чёрный)
- А мне жалко коровушку (голубой)
- Я радовалась, что все закончилось счастливо (жёлтый - солнечный)
- Я тревожилась, когда Триглазка все узнала (фиолетовый)
- Мне было обидно, что Триглазка узнала всё про Хаврошечку и коровушку и рассказала матери (синий).
- Я обрадовалась, что Хаврошечка вышла замуж за хорошего человека (красный).
4. Игровая мотивация.
1. Пословицы и поговорки о труде
2. Обсуждение прослушанных пословиц
Цель: закрепить новый опыт, новые качества личности ребёнка,
Воспитатель предлагает послушать пословицы и поговорки о труде: У работящего в руках дело огнём горит. В иных руках и горсть пыли в золото превращается.
Вопрос к детям: к кому из героев сказки подходят эти слова? Почему?
Двое пашут, а семеро руками машут. Ленивому всегда праздник.
Вопросы к детям: о ком из персонажей можно сказать такими словами? Почему?
Можно ли сказать, что эта сказка волшебная? Какое в ней волшебство? Чем вознаградила коровушка Хаврошечку за её доброту и трудолюбие?
Обобщение. Важно быть честным, трудолюбивым, потому, что добро всегда побеждает и за это бывает вознаграждение.
5. Творческая деятельность «Волшебная яблонька»
Цель: обобщить приобретённый опыт, связать его с уже имеющимся.
6. Творческая деятельность «Волшебная яблонька»
Цель: обобщить приобретённый опыт, связать его с уже имеющимся.
7. Подведение итогов.
Воспитатель подводит итог встречи :
- Важно быть добрым и совершать добрые дела, говорить добрые слова, даже когда к тебе несправедливо относятся.