Елена Павлова
Конспект НОД по валеологии в подготовительной группе «Полезные и вредные продукты»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по валеологии в подготовительной группе
«Полезные и вредные продукты»
Задачи: Расширять знания детей о том, что является полезным, а что вредным.
Формировать элементарное представление о витаминах, и их значение для физического развития человека.
Развивать познавательные способности детей, способность анализировать, делать обобщение, обосновывать собственное мнение. Обогащать практический опыт, побуждать детей к исследованиям и экспериментам.
Публикация «Конспект НОД по валеологии в подготовительной группе „Полезные и вредные продукты“» размещена в разделах
- Здоровое питание, полезные и вредные продукты
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осанка. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Правильное питание. Конспекты занятий
- Продукты питания
- Темочки
Обогащать и активизировать словарь детей существительными и прилагательными на обозначения продуктов питания.
Укреплять дружеские отношения между детьми, умение работать вместе.
Развивать воображение, мышление, память, внимание, речь.
Оборудование:
- письмо, следы, схема алгоритма выполнения заданий, «волшебная» рука, воздушные шарики «страшные», таблица правила здоровья, таблица пирамида питания, магнитофон, 3 корзины, две ленты, продукты питания : чипсы, сухарики, жвачка, газировка, компот, сок апельсиновый, яблочный, персиковый, морковный, банан, апельсин, мандарин, яблоко, огурец, морковка, лук, чеснок.
- для опытов: 3 стакана, воронки с ватным тампоном, салфетки, тарелочка с чипсами, ложки; различные соки, соломинка, спички, держатель для пробирок, пробирки с соляной кислотой, в которую помещена жвачка, пробирка с колой, в которую помещена куриная косточка.
Для каждого ребенка: прищепка, таблица, карандаш, салфетка, три стакана, ложечка, сода.
- картинки «Продукты»
Ход занятия:
Дети входят в группу. Образуют круг.
Здравствуйте! Слово, какое чудесное,
Чуточку доброе, чуточку нежное.
Здравствуйте! Скажем мы этому дню.
Здравствуйте! Скажем мы всем и всему.
Ребята давайте поздороваемся с нашими гостями.
Дети здороваются с гостями.
Воспитатель: Сейчас вы не просто поприветствовали гостей, вы пожелали им всем здоровья. Ой, дети посмотрите, мы пришли в группу, а здесь до нас уже кто-то побывал и оставил свои следы, на полу лежит волшебная палочка и рядом лежит письмо. Что же произошло? А давайте прочитаем письмо, может оно нам что-то подскажет.
(Воспитатель читает письмо)
«Дорогие дети! Меня захватила в плен злая колдунья - ПРОСТУДА. Она заперла меня в своем дворце и все замки заколдовала. Мне здесь очень плохо, меня кормят вредной пищей, и поэтому моему здоровью грозит опасность. Пожалуйста, спасите меня! Моя «волшебная рука» будет загораться каждый раз, когда вы будете преодолевать испытания. Как только вы их преодолеете - злые чары падут, и я буду спасен. Да, у вас группе остались ее верные стражники – микробы. Сначала вам нужно будет избавиться – иначе они вам будут мешать». Ваш друг доктор Айболит.
Воспитатель: Так вот для чего нужна эта «волшебная палочка». Ну что ребята поможем нашему другу? Но сначала выясним, доктор Айболит сказал, что его здоровью грозит опасность. А вы знаете, что такое «здоровье»? (ответы детей)
- Дети посмотрите, у нас в группе висят воздушные шарики - это и есть микробы. Они летают в воздухе и могут попасть к здоровым людям в нос или рот. Особенно опасно, когда больной человек кашляет или чихает и капельки, которые вылетают у него изо рта и носа попадают на нас. Если это произойдет, человек может заболеть. Поэтому, когда вы кашляете или чихаете, необходимо прикрывать рот и нос носовым платком, чтобы не заразить других. Нам необходимо с вами уничтожить этих микробов, а для этого скажите, что надо делать, чтобы не болеть и быть здоровыми? (дети называют и лопают шарики)
- соблюдать режим дня;
- закаляться;
- заниматься физкультурой;
- гулять на свежем воздухе;
- быть чистыми и опрятными;
- есть полезную пищу;
с использованием таблицы
Воспитатель: Хорошо, молодцы всех микробов мы уничтожили. Ну, а теперь давайте соберем следы и отправимся в дорогу. Дети, посмотрите, следы не простые, на них написаны задания и на них есть условные значки, а под ними – алгоритм, в каком порядке мы должны выполнять задания ПРОСТУДЫ.
1 задание:
Игра «Здоровые и больные слова»
Если слово связано с болезнью вы будете приседать, а, если, со здоровьем -
подпрыгивать вверх:
насморк, грипп, витамины, ангина, зарядка, фрукты, лекарства, мед, микроб, простуда, молоко, кашель, овощи, насморк, мыло, грязные руки, зубная паста.
Воспитатель: Посмотрите, волшебная палочка загорелась. Мы справились с первым заданием.
2 задание: Давайте посмотрим, какое следующее задание.
Игра «Полезно и вредно»
Воспитатель: ребята, давайте посмотрим, что же тут в корзине. Да тут много продуктов разных….
Ребята, скажите, а для чего человек должен есть? (Для того чтобы ходить, прыгать, бегать, работать, в общем, чтобы жить). Может ли человек обойтись без пищи? (Может, но недолго.) Без еды человек не может долго прожить. Еда ему необходима в течение всей жизни.
Возраст, в котором вы сейчас находитесь – очень ответственный период жизни. Учёба увеличивает физическую и эмоциональную нагрузку на ваш организм. Поэтому от того, как вы питаетесь, как соблюдаете режим питания, во многом зависит ваше здоровье и работоспособность.
- А что значит правильно питаться?
(изображение пирамиды питания).
- Давайте вместе с вами рассмотрим пирамиду питания, рекомендованную Всемирной Организацией здравоохранения.
- Пирамида разделена на ступени, которые включают в себя продукты питания человека.
- В основании пирамиды на первой ступени, самой большой, нарисованы крупы, хлеб, зерновые и макаронные изделия – это основные продукты питания человека. В них много растительного белка, витаминов и клетчатки. Каждый день взрослые и дети должны употреблять различные каши: геркулесовую, гречневую, пшенную и кукурузную.
Вторая ступень пирамиды – это фрукты и овощи
Во фруктах и овощах содержится огромное количество витаминов и минералов, способных улучшить общее состояние здоровья и защитить от самых тяжелых заболеваний.
Третья ступень пирамиды – это мясо, рыба, птица и молочные продукты
В мясе животные жиры, в рыбе есть йод, фтор, которые нужны нашему организму.
Молоко является сбалансированным продуктом, обеспечивая организм ребенка практически всем необходимым. Очень полезны для здоровья стакан кефира, ряженки или йогурта на ночь.
Сардельки, сосиски, колбасы и другие мясные «деликатесы» включают в себя различные искусственные пищевые добавки, консерванты, наполнители и поэтому пользы никакой не приносят.
На вершине пирамиды здорового питания –сладости, соль и сахар. Как мало им отводится места! Так же мало, их должно быть и в нашем рационе. Излишнее употребление соли приводит к гипертонической болезни, ожирению, атеросклерозу. У любителей сахара нарушается обмен веществ. Развивается диабет, ожирение и кариес.
Это и есть те простые секреты здорового питания!
Воспитатель: А давайте мы эти продукты поделим на полезные и вредные.
Ребята вам нужно разложить продукты на два стола. Вредные продукты кладем на стол, где нарисован красный круг, а полезные продукты кладем на стол, где нарисован синий квадрат.
(дети распределяют продукты).
Полезные продукты : яблоко, апельсин, огурец, капуста, банан, лук, чеснок.
Вредные продукты : кока-кола, чипсы, сухарики, жвачка, газировка.
Воспитатель: ребята, давайте посмотрим на стол, где вы отложили полезные продукты. Почему именно сюда вы их положили? (ответы детей). Приходим к выводу, что выращенные на огороде овощи и фрукты полезные.
Ребята, а когда мы едим вкусные и полезные продукты у нас какое настроение? Веселое, тогда давайте мы к веселому смайлику прикрепим картинки, на которых изображены полезные продукты.
Воспитатель: Дети, вы наверно, немного устали, давайте разомнемся. Есть еще один очень простой способ укрепить здоровье - это самомассаж. Это поглаживание, растирание, надавливание на разные участки тела. Давайте сделаем самомассаж для пальцев.
Игровой самомассаж бельевыми прищепками (для развития речи, мелкой моторики пальцев рук повышения иммунитета детей).
Слова Действия
Мы вес лые прищепки,
Коль поймем, держим крепко!
Раз, два, три, четыре, пять!
Прищепки будем мы катать!
(Прищепка лежит на левой руке, любуемся ею, покачивая головой вправо-влево, накрываем е правой рукой и прокатываем между ладонями)
Большой пальчик мы поймаем
И немного покачаем!
(Ловим прищепкой большой палец левой руки и качаем пальчик с прищепкой)
Указательный поймаем
И немного покачаем!
(Ловим указательный палец левой руки и качаем)
Средний пальчик мы поймаем
И немного покачаем!
(Ловим средний палец левой руки и качаем)
Безымянный мы поймаем
И немного покачаем!
(Ловим безымянный палец левой руки и качаем)
И мизинец мы поймаем
И немного покачаем!
(Ловим мизинец левой руки и качаем)
Раз, два, три, четыре, пять!
Прищепки будем мы катать!
(Прищепка лежит на правой руке, накрываем е левой рукой и прокатываем
между ладонями, затем выполняем аналогичные действия на правой руке)
1, 2, 3, 4, 5!
Мы закончили играть.
Пальчики свои встряхни
И немного отдохни!
(Соединяем поочер дно пальцы обеих рук, встряхиваем кисти рук, закрываем
глаза, отдыхаем)
Воспитатель: ребята, а теперь посмотрим на стол, где вы отложили вредные продукты. Что бы доказать, что эти продукты вредные и много их есть нельзя, давайте экспериментально это докажем.
Но чтобы отправится в лабораторию, и исследовать вредные вещества сначала нужно повторить правила по технике безопасности.
1. Ничего не пробовать на вкус
2. Ничего не перемешивать без разрешения воспитателя.
3. Нюхать вещества осторожно, направляя воздух ладошкой к носу.
4. Перемешивать вещества, в пробирке аккуратно, слегка покачивая.
5. Ничего не брать без разрешения.
Воспитатель:
Дети, а кто из вас любит разноцветные сладкие газированные напитки? А как вы думаете, они полезны для вашего организма?
- А кому нравятся чипсы? А они полезные или нет?
- А давайте мы проведем опыт с напитками и чипсами и узнаем, полезные они или нет.
Опыт с чипсами.
Большой чипс положите на бумагу и согните ее пополам, раздавив испытуемый образец. Теперь откройте бумагу и посмотрите, на бумаге видны жирные пятна.
Чем больше жира содержит продукт, тем больше и ярче жирное пятно. И это от одного ломтика, а представьте, сколько жира попадет в наш организм из целой пачки?
Возьмите стаканчик с водой и положите туда чипсы, размешайте ложечкой. Вода стала грязной, жирной. Как вы считаете можно кушать чипсы, почему?
Воспитатель: а сейчас я подожгу чипсы и посмотрим, что вы почувствуйте (неприятный запах).
При поджигании ломтика чипсов появляется едкий запах пластмассы. Это говорит о присутствии опасного канцерогена – акриламида, поражающий, главным образом, нервную систему, печень и почки. В чипсах он завуалирован с помощью ароматизаторов.
Вывод: В чипсах содержатся жиры и опасный канцероген – акриламид.
Воспитатель: а теперь ребята мы с вами докажем, что газированные напитки содержат синтетические красители.
Опыт со сладкими газированными напитками.
В одном стаканчике у вас налит газированный напиток, во второй стаканчик положите картонную воронку с ватным тампоном и перелейте сюда напиток. Какого цвета стал ватный тампон? (зеленого, желтого, красного)
Да, эти напитки покрасили разными красками, а это вредно для здоровья, может заболеть живот, голова, печень, портятся зубки.
Вам предложено несколько напитков:
1. Вишневый компот.
2. Газированная вода «Тархун».
Сейчас вам нужно внести по одной чайной ложке соды в стакан с напитком. Если цвет напитка изменится, значит в нем натуральные и безопасные для нашего организма красители.
А вот если цвет напитка останется без изменения, значит, там содержатся синтетические красители вредные для нашего организма.
Полученные результаты внесите в таблицу.
+ цвет изменился.
- цвет не изменился
Название напитка Изменение цвета
1. Вишневый компот.
2. Газированная вода «Тархун».
(дети выполняют задание, и результаты вносят в таблицу)
Делаем вывод, что полезнее всего пить свежий компот, сваренный дома из ягод.
Воспитатель: Ребята некоторые эксперименты мы с вами поставили заранее и теперь проверим, что получилось.
В пробирку с кокаколой мы опустили куриную косточку, она пролежала там 3 дня. Достанем и посмотрим на нее. Косточка стала мягкой.
Вывод: кокакола размягчает кости и содержит ядовитые вещества, которые оказывают вредное воздействие на организм человека
Воспитатель:а теперь возьмем жевательные резинки.
Опыт с жевательной резинкой «Дирол».
Воспитатель: ребята, а может произойти так, что жвачку мы проглотим? (конечно). Что же тогда будет?
Мы с вами заранее поставили эксперимент: налили в емкость раствор соляной кислоты (ведь для переваривания пищи в желудке любого человека присутствует соляная кислота) и поместили туда пережеванную резинку. Прошло три дня, давайте проверим что получилось.
Объем жевательной резинки увеличился практически вдвое, она стала рыхлой, но не растворилась полностью.
Вывод: Таким образом, стало ясно, что проглоченная человеком «жвачка» не переваривается и может нанести реальный вред организму.
Итак ребята, мы с вами экспериментально доказали, что если употреблять в больших количествах вредные продукты, можно погубить свое здоровье.
Ребята, а когда мы будем употреблять вредные продукты у нас будет веселое или грустное настроение? (ответы детей). Давайте к грустному смайлику прикрепи картинки, на которых изображены вредные продукты.
Воспитатель: Дети посмотрите, палочка вновь загорелась, мы опять справились с заданием.
Воспитатель: Дети, у нас еще осталось задание. Давайте посмотрим, что здесь написано.
3 задание:
Игра «Узнай на вкус»
Сейчас мы будем с вами дегустировать различные соки. Дегустировать, это значит пробовать. Вы должны на вкус определить из чего они сделаны и положить возле них соответствующую картинку (апельсин, персик, морковь, яблоко).
- Как вы думаете, соки полезны для нашего организма? Какую пользу приносит апельсин, персик, морковь, яблоко?
Апельсиновый сок – богат различными витаминами и антиоксидантами, полезен для сердечно-сосудистой и нервной системы, при снижении иммунитета и при отравлениях.
Рекомендуется употреблять при нехватке витамина С и В. Если перед походом на пляж вы намажете апельсиновым соком кожу, то вред от прямых солнечных лучей значительно сократится.
Персиковый сок – рекомендуется при анемии и сердечно-сосудистых заболеваниях.
Повышает уровень гемоглобина, улучшает работу печени, помогает лучшему переваривания жирной пищи, содержит большое количество кальция, бета-каротина и витамина В2.
Яблочный сок – упорядочивает мышление, помогает сохранить ясность ума и сосредоточиться, сок обогащен витаминами группы В, железом, калием и бором.
Морковный сок – улучшает зрение, повышает иммунитет, хорошо влияет на печень, почки, щитовидную железу, улучшает состояние кожи при кожных заболеваниях.
Воспитатель: Дети мы справились и с этим заданием, «волшебная рука» очень ярко горит.
Играет «волшебная рука», появляется доктор Айболит.
Айболит: Здравствуйте, ребята. Спасибо большое, если бы не вы, я даже не знаю, что со мною бы стало. Вам наверно было очень тяжело, колдунья ПРОСТУДА приготовила для вас самые трудные задания. Расскажите, какие задания вы выполняли. (Ответы детей)
А сейчас я предлагаю вам приготовить вкусный и полезный «фруктовый шашлычок» и угостить им наших гостей.
Воспитатель: Но прежде чем мы начнем делать шашлычок, что нужно вам сделать?
Дети: Помыть руки.
Воспитатель: Правильно. Сегодня мы с вами заменим водичку и мыло влажными салфетками. (дети вытирают руки, использую влажные салфетки).
Воспитатель: Вот теперь мы с вами можем приготовить «фруктовый шашлычок».
Приготовление «фруктового шашлычка»
Дети подходят к столам, на которых стоят тарелочки с кусочками фруктов. И начинают готовить «фруктовый шашлычок» : нанизывают кусочки фруктов на деревянные шампура.
Воспитатель: Ребята внимательно посмотрите на шампура. Какие они?
Дети: Деревянные, они имеют острый конец
Воспитатель: Значит, как мы должны работать со шпажками?
Дети: Очень аккуратно, не размахивать ими, а то ими можно уколоться самому или уколоть соседа.
Дети готовят «фруктовый шашлычок» : нанизывают кусочки фруктов на
деревянные шпажки.