Мария Ильиных
Конспект НОД по экологии «Кто где живёт?» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
выполнила в-ль Ильиных М Ю
Цель:
Формирование целостной картины мира, через умение делать простейшие выводы, самостоятельно управлять процессом усвоения знаний о животном мире.
Задачи:
1. Развивать умения устанавливать сходства и различия, умение сравнивать диких и домашних животных, сопоставляя отдельные факты.
2. Развивать умственные способности через умение анализировать, классифицировать, делать простейшие выводы в процессе решения проблемных ситуаций.
3. Развивать творческие способности, через игры ТРИЗ.
Публикация «Конспект НОД по экологии „Кто где живёт?“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2013
4. воспитывать экологическое сознание, прививать любовь к животным желание заботиться о них, беречь и относиться гуманно ко всему живому.
5. Продолжать развивать атмосферу сотрудничества, дружелюбия, коммуникативные навыки.
Предварительная работа:
1. Дидактическая игра «Похожи, не похожи»- развитие умений сравнивать диких и домашних животных. Литература: Дидактические игры в детском саду Автор: Бондаренко А. К. Издательство: Просвещение Год: 1991 стр. 39
2. Дидактическая игра «Охотник и пастух»- упражнять в группировке диких зверей и домашних животных. Литература: Дидактические игры в детском саду Автор: Бондаренко А. К. Издательство: Просвещение Год: 1991 стр. 74
3. Дидактическая игра «Кто, чем питается?»- закрепить и расширить знания о питании диких зверей и домашних животных. Литература: Д. Я. Селиверстов, Ю. Г. Гаубих, Л. Б Перчук, О. А. Братанова,. «Речевые игры с детьми» — М., 1994. Стр. 180
4. Чтение художественного произведения «Зимовье зверей» Ильчук Н. П., Гербова В. В. Хрестоматия для дошкольников 4-5 лет стр56
5. Дидактическая игра «Кто, чем защищается?»- умение делать выводы и определять свойства защиты диких зверей и домашних животных (олень-рога; собака-зубы; ёж-иголки и так далее)
6.«Экологическое лото» - упражнять в умении объединять животных по месту из обитания. (Лес, дом)
7. Дидактическая игра «Чьи детки?»- закрепить знания о домашних животных и их детёнышах. Литература: Дидактические игры в детском саду Автор: Бондаренко А. К. Издательство: Просвещение Год: 1991 стр. 43
(Дети сидят на ковре)
Воспитатель: Ребята, сегодня получила письмо от моих друзей животных (показывает конверт) Вот, что они пишут:
«Здравствуйте, дорогие ребята! Очень просим нам помочь! Мы оказались все вместе: животные леса и домашние животные. Злая волшебница заколдовала нас, мы забыли, где должны жить и почему. Помогите нам, пожалуйста!»
С уважением звери.
-Ребята! Вы хотите помочь животным? (ответы детей)
Тогда в путь! Отправляемся на помощь животным. Но людей они испугаются. Поэтому предлагаю вам превратиться в маленьких мышат, а поможет нам в этом волшебная ленточка. (Приглашает детей выйти в круг и взяться за ленточку) Давайте все дружно скажем волшебные слова:
«Я за ленточку, держусь, держусь
И в мышонка превращусь»
Воспитатель: покружились, покружились и в мышат все превратились.
-Смотрите, мы оказались с вами на лесной полянке. Садитесь на пенёчки (дети садятся на стульчики)
Воспитатель: предлагаю вам поиграть в интересную игру «Чем они похожи и что общее?» На ковё р ставится планшет с вставленными картинками: животных леса и домашних животных, сгруппированных по парам :
Олень-корова;
Кошка-рысь;
Свинья-кабан;
Собака-волк;
Заяц-кролик.
(Дети по одному выходят к планшету и показывают общие признаки, называя их, остальные добавляют)
Воспитатель: молодцы, очень понравилось животным, как вы их сравниваете, и они предлагают нам немножко отдохнуть и поиграть:
Разминка «У оленя дом большой»
У оленя дом большой — показываем крышу дома
Он глядит в своё окно — кисти рук параллельно перед собой
Зайка по полю бежит — делаем ушки, как у зайца
В дверь к нему стучит — стучим кулачком
Тук-тук — стучим кулачком
Дверь открой! — открываем дверь.
Там в лесу… — показываем большим пальцем за плечо.
Охотник злой! — изображаем руками ружье.
— Зайка, зайка забегай,— показываем рукой приглашение в дом.
Лапу мне давай! — выставляем руку вперед ладонью наружу.
(то же самое с лисой, волком)
После игры детям предлагается пройти и сесть на места.
Воспитатель: Смотрите, препятствие на нашем пути, злая волшебница не пропускает нас дальше, чтобы пройти к домику наших друзей животных поиграть в игру: «Что было бы если бы…»
Вы очень умные мышата и быстро справитесь с этим заданием, давайте пофантазируем.
Предлагаемые варианты для рассуждения: «Что было бы, если бы кошка лаяла» или «что было бы, если бы заяц подружился с волком»
Детям предлагается отвечать по очереди (цепочкой) и полными предложениями.
Воспитатель: Смотрите, мышата, а вот и наши друзья-животные, они нуждаются в нашей помощи. Играем в игру «Охотник и пастух» Мы с вами будем фотоохотниками, будем пользоваться фоторужьём, и пастухами. У меня есть два планшета. На одном изображен дом, каких животных мы туда поместим? (ответы детей)
Воспитатель: правильно домашних животных
-А на другом изображён лес. Каких животных мы туда поместим? (ответы детей) Фотоохотники будут выбирать диких животных, а пастухи домашних животных. Посмотрите, у вас есть значки на пенёчках ( на стульчиках наклеены значки: ёлочка и домик) встаньте, внимательно посмотрите на значок на вашем пенёчке и вы поймёте, каких животных будете выбирать.
(после выполнения задания дети садятся на стульчики, и проводиться перекрё стная проверка: фотоохотники проверяют правильность выполнения задания у пастухов и наоборот)
Воспитатель: правильно мы всё сделали, благодарят нас животные за помощь, смотрите, а одно из них плачет, а кто это угадайте:
В подполье, в коморке, живёт она в норке
Серая малышка, кто же это… (мышка)
Воспитатель: правильно. Показывает детям игрушку-мышку. Нужно мышке помочь, определить: домашнее она животное или дикое? Это трудная задача. Но, мы же мышата и справимся. Правда?
(переходим к разрешению проблемной ситуации, путём наводящих вопросов)
Вопросы: где она живёт?
Боится ли человека?
Заботится ли о ней человек?
Приносит ли она человеку пользу?
вспоминаем о существенных признаках домашних животных.
Делаем вывод: домовая мышь, не домашнее животное, а дикое, которое хорошо приспособилось жить возле человека, в его доме.
(Если дети не смогли дать правильный ответ, не говорим за них, а оставляем вопрос открытым, на следующее занятие, иначе это не проблемная ситуация)
Воспитатель: Какие мы с вами молодцы. Всех выручили из беды. Наступил вечер, и пора возвращаться домой. Для этого нужно снова превратиться в ребят. – Вставайте в кружок и говорим слова:
«Покружились, покружились, снова в детей все превратились»
Вот мы и дома.
Вам понравилось наше приключение? Что понравилось больше всего? А почему мы справились со всеми заданиями? Правильно потому, что были дружными.
А за то, что мы такие молодцы животные нам подарили маленькие медальки «друзья природы»
Раздача медалек.