Елена Ивершина
Конспект НОД по экологии в старшей группе «Кто живёт на болоте»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: подвести детей к выводу, что болота нужны в природе также, как и другие водоемы.
Задачи: 1. Уточнить понятие «болото», познакомить с животными и растениями болот.
2. Развивать наблюдательность, любознательность, умение рассуждать, анализировать, делать выводы.
3. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Воспитатель: Читает загадку:
Все обходят это место: Здесь земля как будто тесто, Здесь осока, кочки, мхи… Нет опоры для ноги. (болото)
Дети: Болото!
Публикация «Конспект НОД по экологии в старшей группе „Кто живёт на болоте“» размещена в разделах
Воспитатель: Правильно ребята, тема нашего разговора – болото. (Демонстрирует плакат)
Болото – избыточно увлажненный участок земной поверхности, заросший влаголюбивыми растениями.
Болота возникают двумя основными путями: из-за заболачивания почвы или же из-за зарастания водоемов. Заболачивание может происходить по вине человека, например, при возведении плотин для водохранилищ. Ручьи и реки, впадающие в озера, несут множество песчинок и мелких частиц
почвы. В озерах течения нет, поэтому частицы почвы оседают на дно и в озере образуется ил. Остатки умерших растений и животных перемешиваются вместе с илом и остаются на дне. Разрастаются растения: они покрывают не только берега и дно, но и залитую солнцем поверхность озера. Корнями они прочно сплетаются друг с другом и образуют сплошной плавучий ковер-сплавину. Сплавина постепенно смыкается, захватывая все озеро. Дно, заполненное илом и остатками растений, становится все выше. Заросшее озеро превращается в болото.
Растения и животные болота.
Воспитатель: Ребята, а кто знает кто живёт на болоте? (Ответы детей)
Воспитатель: (дополняет и показывает изображения обитателей)
В болотах много насекомых : комары, мошки, водомерки, стрекозы, жуки-плавунцы. Насекомыми питаются ужи, лягушки так как для них в болотах много пищи. Птицы болот : аист, журавли, цапля, кулик, чибис. Что общего во внешнем виде птиц? У всех длинные ноги, чтобы удобнее ходить по болоту, хорошие длинные клювы – для того чтобы доставать пищу из воды, все они хорошо
летают. Кулик и чибис питаются насекомыми; аист, журавль, цапля – головастиками, лягушками, мальками, крупными насекомыми, ягодами болотных растений.
Иногда на болота заходят зайцы, олени, кабаны, а за ними и волки. На болотных островах могут жить лоси. Лоси любят водоросли, даже ныряют в воду за ними.
Одна из интереснейших болотных птиц – выпь. Она селится в тростниковых и камышовых зарослях, среди которых есть участки стоячей воды. Своеобразна окраска оперения выпи. Общий тон ее рыжевато-бурый. Рыжий и бурый цвета расположены так, что издали похожи на полосы, проходящие вдоль тела. Это делает выпь невидимой среди таких же рыжевато-бурых стеблей болотных трав.
Физминутка:
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали.
Ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физкультпривет!
Воспитатель: А, кто мне расскажет, что растёт на болоте? (Ответы детей)
Воспитатель: (Дополняет) Деревья на болотах чахлые, низкорослые, мало видов: ольха, береза, сосна. Так как слишком много влаги, многие минеральные вещества вымываются, корни в воде вымокают, задыхаются без воздуха, поэтому создать надежную опору они в этих условиях не могут.
Во многих местах на болотах есть озерца воды, и в них растут водные растения: ряска, стрелолист, кувшинки, ирисы-касатки, камыш, рогоз и другие. На болотах растет множество ягодных растений: клюква, черника, голубика, морошка. Они съедобны и очень полезны.
Особо нужно выделить попадающийся только на болотах необыкновенный вид растений-хищников, питающихся кроме водных растворов, минеральных веществ, насекомыми. Например, росянка – насекомоядное растение. В воде болот мало нужных веществ – их вымывает и уносит вода. Вот росянка и «добирает» их из насекомых, которыми питается. Один из самых интересных болотных обитателей – мох-сфагнум. Это растение обладает удивительной способностью впитывать в себя лишнюю воду. Всего 10 граммов мха (спичечный коробок) может «выпить» стакан воды. Еще одно свойство сфагнума – лечебное. Это растение может убивать микробы. Высушенный мох использовался вместо бинтов и ваты.
Значение болот
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, нужны ли нам болота, или нет? (Дети отвечают.)
Воспитатель: Болота покрыты слоем мха. Мхи уходят стеблями вглубь, но зеленые части видны лишь у поверхности. Под слоем мха все время холодно, сыро и нет кислорода для дыхания. К тому же мох сфагнум убивает микроорганизмы. Поэтому отмершие остатки не разрушаются, а постепенно уплотняются и превращаются в торф. Сухой торф хорошо горит. На некоторых электростанциях, сжигая торф, вырабатывают электричество.
Торф используют в медицине (грязелечение, как сельскохозяйственное удобрение, подстилку для сельскохозяйственных животных, сырье для химической промышленности.
Торфяные болота служат источником находок для науки – в них находят хорошо сохранившиеся остатки растений, пыльцу, семена, и даже тела древних людей.
Итог занятия: Воспитатель задаёт детям вопросы по конспекту и предлагает нарисовать понравившихся обитателей или растений болота.