МААМ-картинки

Конспект НОД по звукопроизношению в старшей группе компенсирующей направленности «С Машенькой играем — звуки изучаем»

Валентина Макарова
Конспект НОД по звукопроизношению в старшей группе компенсирующей направленности «С Машенькой играем — звуки изучаем»

Автор конспекта: Макарова Валентина Георгиевна, учитель-логопед высшей квалификационной категории МАДОУ ЦРР-детский сад № 8 «Малышок» г. Краснокаменска

Дата проведения занятия: ___

Группа детей по структуре речевого нарушения: ОНР (III р. у.)

Возраст детей: 5 лет

Тема: Звук [М] на материале лексической темы «Продукты»

Приоритетная образовательная область: Речевое развитие

Публикация «Конспект НОД по звукопроизношению в старшей группе компенсирующей направленности „С Машенькой играем — звуки изучаем“» размещена в разделах

Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Физическое развитие Художественно - эстетическое развитие

Цель: знакомство детей с согласным звуком [М] и его графическим изображе-нием буквой М, развитие предпосылок грамотности.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

- научить владеть речью, как средством общения;

- научить четко артикулировать и произносить звук М, знать его характеристи-ку; различать гласные и согласные звуки;

- продолжать знакомить с понятиями «звук», «слог», «слово», «буква»;

- формировать умение кодировать и декодировать информацию, используя на-глядные модели;

- формировать готовность к первоначальным навыкам звукового анализа и син-теза;

- обогащать активный словарь

коррекционно-развивающие:

- развивать фонематический слух;

- развивать слуховое внимание и память, логическое мышление;

- развивать мелкую и общую моторику; координацию речи и движений

- закрепить представления по теме «Продукты»;

- развивать любознательность, творческую деятельность;

- развивать общение и взаимодействие со взрослыми и детьми

воспитательные:

- способствовать развитию положительных эмоций, усвоению норм и ценно-стей, принятых в обществе;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость и сопереживание, доброжелатель-ность и выдержку;

- формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками

Планируемые результаты (целевые ориентиры):

- проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности; способен выбирать участников по совместной деятельности;

- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, способен договари-ваться, адекватно проявляет свои чувства;

-умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

- может использовать речь для выражения своих мыслей, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; развита звуковая и интонационная культура речи;

- у ребенка развита общая и мелкая моторика;

- ребенок способен следовать социальным нормам поведения и правилам в раз-ных видах деятельности;

-проявляет любознательность, обладает элементарными представлениями об окружающем.

Оборудование:

- для детей: разрезные картинки, модели слова, фишки красного и синего цвета – модели звуков [М], [А]; игровые поля – коврики; зеркала

- для учителя-логопеда: кукла Машенька с корзинкой; мультимедиа, слайды: «Корова на лугу»]; наглядные схемы - характеристика звуков и отличия звуков от букв;

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

I.Создание мотивационного поля.

Дети с логопедом встают в круг и приветствуют друг друга.

1. Приветствие (аудирование):

- Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро».

- Доброе утро! Я рада вас видеть. Давайте разогреем свои ладошки и поздоро-ваемся друг с другом.

2. Введение в игровую ситуацию (аудирование, слушание):

Звучит песенка Машеньки из м/ф «Маша и медведь» - «Варенье». Догадались, кто к нам сегодня придет в гости? Как вы догадались?

II.Актуализация знаний и затруднение в образовательной ситуации:

1. Игра «Собери картинку»:

- Машенька хотела подарить вам картинки, но когда она шла, то нечаянно зап-нулась и упала. Картинки рассыпались. Девочка очень огорчилась. Что же де-лать?

- Правильно, надо помочь Машеньке и сложить картинки. Но конвертов в кор-зине осталось всего четыре, а вас 8. Как мы поступим? (надо объединиться в пары).

- Совершенно верно. Выберите себе пару, с кем бы вы хотели собирать картинку и любой конверт.

2. Подведение к самостоятельной формулировке темы занятия и постановке проблемы:

- Что изображено на картинках, которые вы собрали? (макароны, масло, моро-женое, морс)

-Какой один и тот же звук слышится во всех этих словах?

- Догадались, с каким звуком мы сегодня будем играть? (со звуком [М])

- Сегодня мы будем правильно произносить звук [М], находить его среди дру-гих звуков, а также в слогах и словах.

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

III. Открытие детьми нового знания :

1. Логопед через мультимедиа демонстрирует картинку «Корова на лугу» (си-туативный разговор, аудирование, демонстрация слайда):

- Это любимая Машенькина корова.

- Ты куда идешь корова, длинные рога?

- М-М-М- мычит корова – иду я на луга!

-Давайте помычим, как корова. Посмотрите на себя в зеркало. Что происходит с губами? (они смыкаются, а потом взрываются). Как проходит воздух? (через нос). Как называются звуки, которые мы не можем пропеть и почему? (соглас-ные, они только соглашаются с другими звуками). Приложите тыльную сторону ладони к горлышку и помычите еще раз. Что вы ощущаете? (работает «моторчик», значит звук [М] – звонкий). Звук [М] твердый или мягкий? Почему?

2. Работа со схемой-характеристикой звуков (ситуативный разговор):

Подводим итог: звук [М] – согласный, звонкий, твердый.

-Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? Каким цветом обозначим звук М? (синим, с колокольчиком). Почему? (потому что он согласный, звонкий, твердый)

IY. Самостоятельное применение знания на практике:

1. Игра «Сигнальщики»

- Каждая хозяйка знает голос своей коровы, Машенька тоже узнает свою корову. И вы постарайтесь узнать голос коровы – поднимайте фишку- модель звука, когда его услышите : в, м, ш, н, л, м, ф, м; ам, оп, мы, по, ум, ан, мо

2. Игра «Эхо» - повторите слоговые ряды:

ма-мо-му, му-мы-ма, мо-му-ма, ам-ум-ом…

3. Машенька знает очень веселую игру, в которую они играют с мишкой. Физминутка «Два медведя»:

- Сидели два медведя на тоненьком суку.

Один читал газету, другой молол муку.

Раз ку-ку, два ку-ку, оба шлепнулись в муку.

Нос в муке, хвост в муке,

Ухо в кислом молоке.

4. Игра «Укрась коврик»:

-Машенька принесла коврики, поможем ей их украсить?

- Услышав слово со звуком [М], надо положить в клеточку коврика синий кру-жок, а если в слове нет этого звука – красный.

- Молоко, творог, масло, сливки, макароны, хлеб, мармелад, каша, мука.

- Какие красивые получились коврики, Машеньке они очень понравились. Почему коврики такие красивые? (потому что услышали все звуки и правильно разложили кружочки)

- Вспомните и назовите слова, которые я вам говорила. Как можно одним сло-вом назвать все эти слова? (продукты)

4. Игра «Звуковые прятки»

- Машенька любит играть с мишкой в прятки, давайте научим ее играть в «зву-ковые прятки». Нужно определить, где звук [М] прячется в слове. Где он может спрятаться? (в начале слова, в середине слова, в конце слова). Нам понадобятся модели слова и фишка. Фишку какого цвета мы возьмем? Почему? (Возьмем фишку синего цвета, с колокольчиком, потому что звук [М] – согласный, звонкий, твердый).

- Слушаем слова: молоко, компот, лукум.

- Кто знает, что такое лукум? (Если дети не смогут ответить, рассказать, что это восточная сладость). Молоко, компот, лукум – что это?

5. Знакомство с графическим образом буквы М (ситуативный разговор, решение проблемной ситуации, моделирование буквы):

- Ребята, чем отличаются звуки от букв? (звуки мы говорим и слышим, а буквы видим и пишем).

- Машенька уже учит буквы. У нее есть самая любимая буква – М. Как вы ду-маете, почему? (потому что ее имя начинается с этой буквы). Она принесла эту букву вам в подарок. Из каких элементов она состоит? На что похожа? Хотите написать эту букву? А как, у нас нет ни тетрадок, ни ручек. На чем можно на-писать букву, из чего ее можно сделать? Найдите в группе материалы, которыми можно изобразить букву М. (Дети делают букву из различных материалов: бусинок, шишек, камушков, ленточек, заколок, кубиков, фломастеров и т. д., ко-торые можно найти в различных игровых зонах). Что можно сделать с этими буквами? (показать родителям, подарить Машеньке). А как она их унесет? Как можно их сохранить, чтобы мишка смог их посмотреть (Сфотографировать).

- Машеньке пора возвращаться в лес к своему другу, а на прощание она хочет вас угостить восточной сладостью. Кто запомнил, как она называется?

Дети благодарят Машеньку, прощаются с ней.

Заключительная часть (рефлексивный этап)

I.Рефлексия (итог) – ситуативный разговор:

- С каким звуком и буквой вы сегодня познакомились?

- Что сегодня было для вас самым интересным?

- Что вас затруднило?

- За что вы себя можете похвалить?

Публикации по теме:

Презентация учителя-дефектолога Минеева Татьяна Николаевна Учитель - дефектолог Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида.

Стажировка по теме «Организация и содержание деятельности службы ранней помощи»Стажировка по теме «Организация и содержание деятельности службы ранней помощи» Вот и закончилась 4-дневная стажировка по теме "Организация и содержание деятельности службы ранней помощи". Очень интересные лекции с практическими.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по звукопроизношению в старшей группе компенсирующей направленности «С Машенькой играем — звуки изучаем»
Опубликовано: 16 сентября 2014 в 12:12
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД