Елена Шушакова
Конспект занятия по познавательно-речевой деятельности «Путешествие в страну вежливости и этикета»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности – игры путешествия Тема : «Страна вежливости и этикета»
Цель: формирование первоначальных основ культуры поведения и речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Формировать у детей правильное понимание нравственных норм и понятий: что такое воспитанность, вежливость, культура, доброжелательность, привычки
Публикация «Конспект занятия по познавательно-речевой деятельности „Путешествие в страну вежливости и этикета“» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Конспекты занятий
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Речевой этикет, культура общения
- Темочки
2. Уточнить и конкретизировать имеющиеся у детей элементарные правила вежливости; представление о хороших и плохих поступках.
3. Воспитывать у детей желание стремиться к соблюдению правил этикета : быть вежливым, культурным, воспитанным, доброжелательным
Место организованной деятельности в системе воспитательно-образовательной работы: подготовительная группа дошкольного образовательного учреждения.
Тип организованной деятельности : НОД (непосредственно образовательная деятельность) – игра-путешествие с элементами театрализованной деятельности.
Интегрируемые образовательные области: «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Кругозор», «Музыка»
Дидактический материал и оборудование:
• детские стулья, крупный строитель для постройки автобуса, руль, костюм «бабушки», куклы;
• театральная ширма, куклы би-ба-бо (Петрушка, королевич Елисей, театральная касса, билеты, стулья для зрителей;
• столовая посуда, детские фартуки, поварские колпаки, поднос с конфетами.
Содержательная часть:
Воспитатель.
Нет мотивации, целеполагания. Конспект надо усовременить.
Ребята, нам пришло письмо от феи Вежливости. Давайте его прочитаем.
(ведущий читает письмо)
«Дорогие ребята! Я согласилась помочь родителям некультурного мальчика, но без вашей помощи мне трудно его научить вежливости и культуре. Я обращаюсь к вам за помощью, наслышана о вас как о культурных и воспитанных детях. Помогите мне, выполнить просьбу родителей этого мальчишки. Фея вежливости».
Сегодня мы с вами будем говорить об этикете, т. е. о правилах вежливости и о культуре поведения. Ваши мамы и папы хотят, чтобы вы выросли вежливыми и культурными. А что значит быть вежливым, воспитанным, культурным человеком? (Ответы детей) Хочу добавить, что воспитанный человек разговаривает вежливо, умеет сочувствовать, всегда поможет слабому, никогда не будет смеяться над бедой другого, а если пообещает, то обязательно сдержит свое слово. Сему этому нужно учиться каждый день, тогда вы, действительно, вырастите культурными и воспитанными людьми, и ваши папы и мамы будут вами ….что?
Дети. Гордиться.
Воспитатель. Знаете ли вы, что о человеке говорит уже его внешний вид? Культурный, воспитанный человек причесан и одет всегда опрятно, он не допустит даже такие «мелочи», как грязный носовой платок или обкусанные ногти и т. д.
Стук в дверь. Входит ребенок (заранее подготовленный). Волосы у него взлохмачены, щеки в саже, рубашка расстегнута, туфли одеты неправильно.
Воспитатель. Что с тобой случилось, Саша?
Саша. Я проспал.
Воспитатель. А почему ты так неопрятно одет?
Саша. Я торопился, думал, и так сойдет.
Воспитатель. Дети, посмотрите, как некрасив человек, когда он грязный и неаккуратно одет. С таким неряхой вы вряд ли бы согласились куда-нибудь пойти. А я хотела с вами сегодня отправиться в Страну этикета, хороших манер. Как же нам теперь быть? Надо исправлять положение.
Выходят 2-3 ребенка (по желанию, причесывают мальчика, застегивают рубашку, вытирают салфеткой щеки, переобувают туфли (туалетные принадлежности приготовлены заранее).
Воспитатель. Вот теперь порядок!
Все дети садятся на места. (Мальчик забывает их поблагодарить.)
Воспитатель. Ребята, вы помогли Саше привести себя в порядок, а он забыл что-то вам сказать. Что?
Дети. Спасибо.
Воспитатель. Мы с вами знаем, что на самом деле Саша всегда очень аккуратный, добрый мальчик и знает много волшебных слов. А для нас он сыграл роль мальчика – неряхи, чтобы вы со стороны посмотрели, как это некрасиво, и никогда такими не были.
Дети проверяют свой внешний вид.
Воспитатель. Но, к сожалению, мы все часто забываем с вами говорить волшебные слова, а они так необходимы в жизни. Вы их все прекрасно знаете. Давайте вспомним некоторые из них.
Ребята читают стихи о добрых словах.
Воспитатель. Молодцы! Я считаю, что все эти слова заслуживают аплодисментов. А ведь аплодисменты – это тоже выражение благодарности, и они нам еще пригодятся. Вы все сегодня опрятно и красиво одеты, знаете много вежливых слов, а значит, готовы совершить, но сначала отгадайте загадку (про автобус). Правильно, это автобус, и сейчас мы с вами отправимся на автобусную остановку.
Дети подходят к воспитателю и маршируют.
Воспитатель. Раз, два!
Дети. Три, четыре!
Воспитатель. Три, четыре!
Дети. Раз, два!
Воспитатель. Кто шагает дружно в ряд?
Дети. Наш веселый детский сад! Все ребята смелые, дружные, умелые!
Дети подходят к месту, где обозначена автобусная остановка и построен из детских стульчиков и крупного строителя автобус.
Воспитатель. А вот и наш автобус, осталось только подойти водителю. В это время заранее подготовленный ребенок достает из кармана обертки от конфет и со словами: «Какой-то мусор у меня в кармане», - бросает их на пол.
Воспитатель. Что же ты делаешь? Ребята, как надо поступить, если у тебя в руках оказался мусор? Почему нельзя мусорить в общественных местах?
Ответы детей. «Провинившийся ребенок подбирает мусор, извиняется и выбрасывает его в мусорную корзину, стоящую около автобусной остановки.
Воспитатель. Вот теперь ты поступил правильно. Во всех общественных местах есть специальные мусорные корзины, и давайте с вами впредь мусор выбрасывать только в них. Тогда наши города будут чистыми и красивыми.
Один из детей занимает место водителя.
Воспитатель. Пришел водитель нашего автобуса, и мы с вами сейчас поедем.
Ребенок, с которым заранее договорились, начинает вертеться на стуле, очень громко разговаривать, прыгать с места на место, толкаться.
Воспитатель. Дети обратите внимание на то, как ведет себя один из пассажиров. Расскажите ему правила поведения в общественном транспорте.
Ответы детей.
Воспитатель. Наш автобус отправляется, следующая остановка «Поликлиника».
Звучит песня В. Шаинского на слова М. Пляцковского «Улыбка». На остановке в автобус входит ребенок, одетый в костюм бабушки.
Воспитатель. Ребята, обратите внимание, в автобус зашел пожилой человек. Как должен поступить воспитанный пассажир?
Дети уступают место «бабушке».
Воспитатель. Осторожно! Двери закрываются. Следующая остановка «Магазин «Детский мир».
На остановке заходит девочка с куклой на руках.
Воспитатель. Ребята, а сейчас в автобус вошла «мама с дочкой», как вы должны поступить? Ответы детей.
Водитель. Внимание! Следующая остановка «Кукольный театр».
Воспитатель. Ну, вот и наша остановка. А сейчас я посмотрю, будете ли вы взаимно вежливы при выходе из автобуса, кого вы пропустите вперед и кому поможете.
Дети стараются сделать все правильно.
Воспитатель. Мы с вами сейчас пойдем в кукольный театр. Вспомните, пожалуйста, правила театрального этикета (ответы детей). Для того, чтобы попасть на спектакль, мы должны купить билеты в театральной кассе.
Все подходят к кассе. Воспитатель в роли кассира.
Кассир. Театр открывается! К началу все готово! Билеты предлагаются за вежливое слово. (Дети по очереди покупают билеты за вежливые слова)
Один ребенок прорывается к кассе, расталкивает детей.
«Хулиган». Касса выдай мне билет!
Кассир. Ваше вежливое слово?
«Хулиган». У меня такого нет.
Кассир. Ах! У вас такого нет? Не получите билет.
«Хулиган». Мне – билет!
Кассир. Нет и нет.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, почему кассир не выдала билет этому мальчику? (Ответы детей).
Ребенок – «хулиган» извиняется, покупает билет за вежливое слово и заходит со всеми в зрительный зал.
Воспитатель. Я хочу вам напомнить, что если ваше место в середине ряда, а ряд уже заполнен зрителями, то проходить к своему месту нужно повернувшись лицом к сидящим.
Звучит лирическая музыка. Начинается представление. Дети читают текст из сказки А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». После представления дети – артисты выходят из-за ширмы и кланяются. Дети – зрители и воспитатель аплодируют.
Воспитатель. Вот и пригодились нам аплодисменты. Когда спектакль заканчивается, зрители благодарят его участников аплодисментами. Актеры выходят на сцену и кланяются. Это театральная традиция – проявление взаимной вежливости. И мы тоже не будем нарушать ее. А сейчас антракт.
Появляется озорной Петрушка и приглашает детей полакомиться угощением.
Петрушка. Эй, ребята, налетайте, сушки, пряники хватайте! Чтоб досталось повкусней, друга оттолкни скорей! Не давай ему конфеты и печенья не давай. Лучше это угощенье по карманам распихай!
Воспитатель. Ну, уж этого мы никак не ожидали. Чему ты, Петрушка, учишь детей? Дети прекрасно знают, что так себя вести нельзя.
Петрушка. Не поверю никогда, чтобы вежливость была такая «мелкота».
Воспитатель. Наши дети не только вежливые и воспитанные, но еще они много знают и умеют. Они помогут тебе накрыть на стол по всем правилам этикета.
Петрушка. Это мы сейчас проверим. Поиграем в игру «Кто быстро и правильно накроет на стол». (Петрушка проверяет.)
Петрушка. Все сумели, все успели, аккуратно сделать. Прежде чем на стол постелить чистые салфетки. Чашки, ложки лежат в ряд, стол накрыт для всех ребят.
Петрушка передает детям поднос с угощением. Все благодарят и возвращаются в «детский сад».
Воспитатель. Я думаю, что после нашего путешествия вы стали более воспитанными, культурными и взрослым никогда не придется за вас краснеть.
Все берутся за руки, танцуют и поют под мелодию песни «Мы желаем счастья вам.» :
В мире, где добро и нет невеж,
Где любовь, забота, счастье, свет,
Где мы помогаем всем,
Не должны хамить.
Надо, чтобы Вежливость была,
Чтоб в душе у каждого жила,
Чтоб в душе у каждого жила,
Проще будет жить!
Рефлексия.
Предлагаю вам, ребята, поиграть с мячом в игру: «Закончи предложение» Из нашего путешествия я узнал (а… (дети по очереди передают мяч и говорят о том, что они узнали, что понравилось).
Предлагаю вам ребята составить «Напоминалочку», которая будет подсказкой нашему герою, как можно стать вежливее и культурнее. Итак, приступим к работе.
– Посмотрите, как много здесь картинок, какая же из них должна быть на первой страничке нашей книги? Прошу одного ребенка выбрать первую картинку. И так далее, дети путём выбора правильных ситуаций выбирают и составляют Напоминалочку». Правила из этой книжки нужно знать не понаслышке
И учить их не слегка, а всерьез, наверняка.
– Всего вам наилучшего!