Валентина Грачева
Конспект НОД «Эти обыкновенные необыкновенные камни» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с различными видами камней, их свойствами.
Задачи:-научит различать виды камней по их внешним признакам;
-доказать свойства камней экспериментальным путем;
-совершенствовать умение наблюдать и выделять свойства и различия предметов;
-содействовать формированию интереса к неживой природе (камням)
Публикация «Конспект НОД „Эти обыкновенные необыкновенные камни“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Камни. Знакомство с камнями
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2014
Оборудование: кусочек дерева, гвозди, молоток,емкость с водой, 2 коробки, для каждого ребенка наборы речных и морских камней, салфетки,одноразовая тарелка, деревянный кубик, камень; таблички с надписями: "Исследовательская лаборатория", "Экспериментальная лаборатория".
Ход
1.- Сегодня наша группа превращается в научную лабораторию- а вы- в ученых. Если вы правильно отгадаете загадку-то узнаете, что мы будем изучать. Слушайте внимательно.
"В сережках у мамы огнем он горит. В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет. А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий-в ладошке лежать. Тяжелый, большой- одному не поднять!
Кто, дети, загадку мою отгадал? то этот предмет по приметам узнал?"
(Поощрять правильные ответ детей) (камень)
- Да, вы правильно отгадали. Сегодня мы будем говорить о камнях.
2. Но сначала- давайте пройдем на ковер, ляжем поудобнее, закроем глаза, расслабимся. Сейчас я включу музыку, а вы, слушая ее будете себе представлять картину, которую вам навеет музыка. (Дети слушают)
-Слышите, как шумит море, как волны набегают на берег,перекатывают камни с мета на место, как они стучат друг о друга?
- Кто из вас был на море? Какой там был берег-покрытый песком или камнями?
Вы рассматривали камешки?
- Сегодня мы вместе внимательно рассмотрим разные камни и, думаю, узнаем о них кое-что интересное!
3. Виды камней.
- Пройдите в нашу исследовательскую лабораторию, садитесь за столы. (Дети надевают белые халаты, садятся за столы (на столах-подносы с камнями, салфетки)
-Сегодня вы ученые-исследователи, которые будут исследовать разные камни. Начнем с морских. Как в думаете, можем ли мы их узнать?Рассмотрите камни и постарайтесь выбрать морские камни, положите их перед собой на салфетку.
(При необходимости можно задать наводящие вопросы:
-Какие они? Какой формы?Какого они цвета? Какая у них поверхность? Какие края)
Дети: камни гладкие, разной формы- овальные и круглые, твердые, холодные, красивые, разного цвета.
- А почему они такие? (Их такими гладкими сделали морские волны. Камни в морской воде бьются друг о друга, оптачиваются их края, они становятся гладкими- без единого уголка).
- А теперь найдите речные камешки и положите рядом с морскими на салфетку. Потрогайте их.
-Что можете сказать про речные камни?
Дети:камни шершавые, неровные, разной формы, с острыми углами.
- Так чем же морские камни отличаются от речных? (ответы детей)
4. -Теперь давайте немного отдохнем и поиграем в игру. Давайте разделимся на 2 команды: "Морские камни" и "Речные камни". Перед вами рассыпаны камни. Ваша задача-собрать камни для своей команды и сложить в коробочку.
(Игра продолжается до тех пор, пока все камни не окажутся в коробочках)
Проверка вместе с детьми правильности выполнения задания.
5. Свойства камней.
- А теперь я приглашаю вас в экспериментальную лабораторию (дети подкодят к столу и становятся вокруг него).
-Теперь мы ученые- экспериментаторы. Будем проводить различны опыты с камнями.
1.- Возьмите камень в руку и крепко сожмите его. Изменил ли он форму? Почему? (он твердый)
-Как вы думаете, он тверже дерева? давайте проверим.
(Воспитатель берет молоток, гвоздь и брусочек дерева, пробует вбить в брусок- получилось, затем пробует вбить гвоздь в камень- не получилось.)
-Что случилось с гвоздем? А как себя вел камень? Какой можно сделать вывод?
Дети: камень тверже дерева.
- А теперь давайте проверим, как будут вести себя камень и дерево в воде.
перед вами емкость с водой, возьмите деревянный кубик и попробуйте опустить его в воду. Что с ним произошло? (дерево плавает).А теперь возьмите камень и осторожно опустите его в воду. Что произошло с ним? (камень утонул). Почему? (он тяжелее воды).
-А почему плавает дерево? (оно легче воды).
- Обратите внимание на камень, лежащий в воде- достаньте его и скажите. какой он? (мокрый).
-Сравните его с камнем, лежащем на салфетке, чем они отличаются? (по цвету- мокрый- темнее сухого).
- Итак, с помощью опытов и экспериментов м узнали о свойствах камней.
6. А теперь я предлагаю вам поиграть в игру "Правильно- неправильно".
(Дети становятся в круг. Задаются вопросы, дети отвечают правильно или неправильно сказано и обосновывают свой ответ)
-"Камень можно смять, как бумагу" (неправильно, смять нельзя, он твердый)
-"Камень тонет в воде" (правильно, он тяжелее воды)
- "Камень легкий, как вата" (неправильно,он тяжелый)
-"Из камня можно лепить, как из пластилина" (неправильно, он твердый)
"Гвоздь нельзя вбить в камень" (правильно, он твердый).
- Молодцы, вы запомнили свойства камней. На этом мы заканчиваем изучать камни. В следующий раз мы поговорим о том, как человек использует камни в жизни и своими руками из них что- нибудь сделаем.
(Дети снимают халаты, уходят из группы)