Екатерина Карпенко
Конспект НОД «Путешествие на планету речи». Бинарное комплексное занятие (подготовительная к школе группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Бинарное комплексное занятие
по развитию грамоты и рисованию
Тема: Путешествие на планету Речи
Место проведения МБДОУ № 49 «Золотой петушок»
Логопед: Карпенко Екатерина Андреевна.
Психолог: Самсоненко Евгения Ивановна.
Коррекционно-образовательные цели:
• познакомить со звуками В, ВЬ, их графическим изображением - бук-вой;
• закрепить понятие «звук» и «буква»;
Публикация «Конспект НОД „Путешествие на планету речи“, Бинарное комплексное занятие (подготовительная к школе группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• формировать навык правильного печатания буквы В (профилактика дисграфии, дислексии – почини букву);
• актуализировать и активизировать словарь по лексической теме: «Осень»;
• стимулировать речевую активность детей: поддержание диалога, употребление уменьшительно-ласкательных форм слова;
• развивать наглядно-образное мышление, память, внимание.
Коррекционно-развивающие цели:
• развивать речевое дыхание;
• развивать общую моторику, моторику рук, артикуляционную моторику, тактильное восприятие;
• развивать чувство ритма, речевой ритм;
• развивать воображение;
• развивать пространственное восприятие;
• развивать координацию глаз-рука; совмещение речи с движением;
• формировать правильную воздушную струю (рисование).
Коррекционно - воспитательные цели:
• формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности;
• формирование положительного эмоционального фона, получения удовлетворения от правильно выполненных заданий.
Материал: музыка и песни для игр и упражнений;буквы В разных цветов и размеров; Лист бумаги, цветные карандаши по количеству детей; проволока по количеству детей; две одинаковые буквы В; фотоаппарат; наборы фишек для звукового анализа; песочница; пластиковые буквы Б, У, К, В, А; буква-конструктор В; мяч, лист бумаги по количеству детей, акварель желтого и коричневого цвета, трубочки и кисти, стаканы с водой.
Музыкальноеоформление:
- Тренировка;
- Space – Magicfly;
- Паровозик;
- Медитация «Волшебная полянка»;
- Space – Magicfly.
ХОД НОД:
Приветствие. Логопед: Здравствуйте ребята!
Беседа (сопровождение беседы движениями): Мы сегодня с вами окунемся в воспоминания. Для начала вспомним, какое время года за окном? (ответы детей:Осень).Совершенно верно, поздняя осень. А еще совсем недавно, в сентябре, деревья стояли… (ответы детей:зеленые-зеленые).Потом наступил октябрь, дни стали (ответы детей: короче, а ночи… (ответы детей:длиннее, солнышко светит мало, и почти не греет землю. Земля остывает. Птицы улетели… (ответы детей: в теплые края, завяли последние осенние цветы, деревья стали… (ответы детей: желтыми, красными, пурпурными, багряными, коричневыми). И вот наступил, ноябрь последний месяц осени, подули сильные ветры, и оборвали последние листья с (ответы детей: кленов, берез, каштанов). Деревья стоят совершенно голые. Какое настроение у вас вызывает такая природа? (ответы детей: печальное, грустное).
Ребята, а я слышала, что за морями за лесами, за синими звездами,где-то в космических просторах естьчудесная планета, которая называется Планета Речи. У жителей этой планеты всегда отличное настроение. Хотите туда попасть?
(ответы детей).
А каквыдумаете, каких людей берут в космонавты?
(ответы детей: сильных, смелых, здоровых).
А вы все здоровые? А смелые?
(ответы детей:Да).
Ну, тогда предлагаю провести тренировку и отправиться в путь! Комплекс упражнений (логоритмика, дыхательные упражнения).
Вот мы с вами потренировались и теперь готовы отправиться в полет. Дети складывают руки ладонь к ладони над головой, закрывают глаза – имитация - ракета. Делаем обратный отсчет: 5,4,3,2,1, ПУСК! Звучит музыка Space: Ой, ребята, кажется, мы в невесомости. Наши тела стали лёгкими-лёгкими, руки и ноги двигаются плавно, медленно. Мы как-будто парим в воздухе. (Музыка затихает).
Наша ракета приземлилась, выходите. (Дети присаживаются за столы).
Оказывается, на планете речи каждый день жители устраивают праздник какого-нибудь звука – они веселятся, поют песенки, кушают всякие сладости, играют друг с другом и конечно-же фотографируются. Посмотрите, как много фотографий! Интересно, у какого звука сегодня праздник, где-же он спрятался? Давайте, мы его отыщем, если вы будете внимательными, то обязательно догадаетесь, что это за звук:
Были волк, вагон, ворона,
Стали олк, агон, орона…
Была ватка, была ванна,
Стали просто атка, анна.
Догадались или нет,
Какого звука в словах нет?
(ответы детей: нетзвука В).
Молодцы, поймали звук!Попробуем нарисовать его портрет? Посмотрите, вот палочка сверху вниз, от палочки вправо два барабанчика. Сначала в воздухе, потом на листе бумаги дети печатают букву В, выкладывают из проволоки. Молодцы, замечательные портреты нарисовали!
А вы знаете, что у звука В есть брат очень добрый, мягкий, если вы отгадаете как его зовут, то мы обязательно его сфотографируем! (ответы детей).Логопед «фотографирует» на фотоаппарат произношение звука ВЬ, показывает соответствующую букву В. Ребята, посмотрите – звуки В и ВЬ разные, а фотографии одинаковые, что же случилось? (ответы детей: буква В твердая).
Правильно только звуки бывают твердые и мягкие, а буква только одна – В, а смягчают ее буква И, и другие: Е, Ё, Ю,Я, но с ними мы будем знакомиться на следующих занятиях.
Мы с вами еще не совсем умеем писать разные словечки буквами, но зато мы уже отлично овладели звуковой символикой. И так: красные фишки – это… (ответы детей: гласные, синие - … (твердые согласные, а зеленые – … (мягкие согласные).Умнички!
Давайте покажем жителям планеты Речи, какие мы умелые! Выполним зву-ковой анализ слов Варя и Вера, а потом сравним их. Совместное выполнение задания с детьми. Поделить слова на слоги, проанализировать слова.
Замечательно! Вот какие вы умельцы! Что-то мы засиделись с вами. Что же я вижу вдалеке? А ну, попробую прочитать… СТРАНА БУКЛЯНДИЯ. Как думаете, кто там живет? Стройтесь в паровозик, поедем, посмотрим на жителей этой страны! Становятся паровозиком, звучит песня Паровозик. Идут по ковру, имитируя паровозик. Музыка затихает. Ой, что это? (Звучит запись ливня).
Ребята, скорее прячьтесь под зонтик! Дети убегают к психологу, прячутся от дождя под зонтом.
Психолог: Ребята, у нас зонтик не простой, а волшебный, он поможет перенестись нам в волшебную песочную страну. Помогут нам эти слова:
Раз, два, три, зонтик в сказку нас неси! (Раскрывается разноцветный зонтик, дети с психологом «перелетают» к песочнице)
Друзья мои, вот мы и попали в сказочную Песочную страну. А поиграть нам помогут наши волшебные ладошки, давайте на них посмотрим внимательно, дети раскрывают ладошки и проговаривают следующие слова:
В ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди,
Хотим мы с Феей поиграть
И что-то новое узнать.
В песочной стране Букляндии тоже дождливая погода, но мы ведь смелые, никогда не унываем и никакой дождик нам не страшен. Давайте поиграем с дождем и почувствуем, что это за дождь, приготовьте средний и указательный пальчики. Сначала дождь капает крупными каплями редко (демонстрация редких капель «кап… кап…») дождик усиливается и капают мелкие частые капельки (проговаривают с движением «кап, кап, кап, кап…»). Дождик затихает, потекли бурные ручейки (изображают на реке волны ладошками, глубоко проникают в песок, находят камешки – «волшебные капельки»). Природа успокаивается (выполняют круговые движения ладошками – остается гладкая поверхность). После дождя на небе появляется солнышко (взрослый рисует в центре песочницы круг, дети двумя руками одновременно рисуют лучики, сопровождение действий детей словами). Солнышко посылает на землю теплые лучи и согревает всех живущих на земле своим теплом. После теплого дождя на чистом небе в солнечных лучах появляется… (радуга). А где же радуга? Вот же ее волшебные капельки (дети выкладывают в лучах солнца радужные дорожки). Давайте почувствуем силу радуги и тепло солнечных лучей (протягивают ладошки над радугой). Почувствуйте, как в ладошки входит тепло и сила (дети со взрослым совершают круговые движения «шар»). Давайте возьмем их в свои ладошки и медленно поднесем к своему сердечку и наполним ее теплом, любовью, добротой, силой и энергией. И пусть эта волшебная сила поможет вам играть, дружить, получать знания, а когда вы почувствуете трудности – поднесите ладошки к сердечку, вспомните про радугу и она поможет вам преодолеть их.
Ярко светит солнышко, в небе вспыхнула радуга, и нас встречает Песочная Фея волшебной страны Букляндия, но она почему-то грустная, да и все буквы куда-то подевались, неужели спрятались от нас?
Это злой ветер-ураган налетел, все разрушил, а буквы засыпало песком. Давайте поищем их, может найдем? Звучит музыка из медитации «Волшебная полянка». Дети расслабляются, закрывают глаза и погружают руки глубоко в песок, отыскивают в песке буквы, при этом пытаются наощупь определить и назвать их.
А мы знаем, что из букв можно складывать….
(ответы детей: Слова).
Правильно, отгадайте загадку, чтобы узнать какое слово нужно сложить из этих букв.
Мы – подружки, гласные и согласные.
Вы можете нас напечатать или прочитать,
Но произнести или услышать нас не получится! (ответы детей: Буквы).
Выкладывание слова БУКВА.
Но мне кажется, что на этом наши задания не закончились, поищите, может здесь еще что-то есть? Ай-я-яй, поломанная буква, попробуем починить ее? Разгладим песочек, как-будто это наш лист бумаги гладенький-гладенький. Кладем сначала длинную палочку вертикально, и два барабанчика, молодцы! (Выкладывание буквы В из частей.) Молодцы, ребята. Вам удалось найти пропав-шие буквы и сложить слово, отремонтировать букву, посмотрите, как обрадова-лась Песочная Фея, она улыбается и благодарит вас за помощь. И на память Фея хочет вам подарить волшебные камешки (Дети получают стеклянные камешки цветов радуги). Камешки эти будут напоминать вам о Песочной Фее и о чудесном сказочном путешествии в песочную страну Букляндию. Фея прощается с детьми.
Наше путешествие в сказочной стране подходит к концу. Откройте ваши ладошки и посмотрите на них внимательно
(Дети выполняют ритуал выхода из сказки, кладут ладошки на песок и проговаривают «волшебные» слова:
В ладошки наши посмотри,
Мудрее стали ведь они,
Нам Фея в сказке помогла,
До встречи, Чудная страна.
Мы прощаемся со сказочной страной, но не грустим, ведь у нас есть возможность при желании снова сюда вернуться. А на нашу планету Земля нам поможет прилететь волшебный зонтик.
Раз, два, три,
Зонтик нас домой верни.
Вот мы и дома, где нас любят и ждут.
А на память жителям сказочной Песочной страны мы можем нарисовать нашу крымскую позднюю осень.
Рисование методом раздувания «Голые деревья».