Конспект НООД Путешествие в мордовскую сказку… (Старшая группа).

Елена Шестеркина
Конспект НООД Путешествие в мордовскую сказку… (Старшая группа).

Интеграция образовательных областей: "Чтение художественной литературы", "Коммуникация", "Социализация", "Художественное творчество".

Программное содержание:

- формировать представление детей дошкольного возраста о родном крае, Мордовской национальной культуре;

- научить выразительному чтению;

-развивать внимание, мышление, память, умение делать выводы.

- вовлекать детей в театрализованную деятельность.

- прививать интерес к национальной культуре посредством эрзянского языка, воспитывать чувство доброты и взаимопомощи.

Материал: декорации к сказке: макеты деревьев,костюмы: Вирявы, Ведявы, Толавы, Паксявы.

Предварительная работа.

Беседы «Наша родина – Мордовия», рассмотрение альбомов, знакомство с мордовскими народными праздниками, играми. Разучивание стихотворений и песен.

Содержание организованной образовательной деятельности детей

Воспитатель: -Здравствуйте, ребята, Любите ли вы слушать сказки?

А как можно сказать о сказке, какая она? (волшебная, поучительная, остроумная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.)

Воспитатель: Все, что создано умом,

Все к чему душа стремится,

Как янтарь на дне морском,

В книгах бережно хранится.

- Ребята, вспомните пословицы о книгах.

Предполагаемые пословицы:

Книга учит жить- книгой надо дорожить.

Будешь книги читать -будешь много знать.

Книга мала, да ума придала.

Книга поможет в труде и выручит в беде.

Дом без книги -день без солнца.

Воспитатель: - Сегодня мы попадем в мордовскую сказку, которая познакомит нас с обычаями и традициями мордовского народа.

- Когда-то давно эрзяне и мокшане верили в добрых и злых духов. Они любили обрабатывать землю и перед началом всех работ на поле все вместе молились Богине плодородия Богине Поля (Паксяве,чтобы был хороший урожай. Мордва держали много домашних животных, любили ходить на охоту и ловить рыбу. Перед тем как отправиться в лес молились богине Леса (Виряве, чтобы была удачной охота. А перед тем как отправиться на рыбалку молились богине Воды (Ведяве).

Охотники и рыболовы перед тем как отправится в лес или на реку собирались у костра и рассказывали сказки Виряве и Ведяве. Они думали, если этим богиням понравятся их сказки то и охота, и рыболовство пройдут удачно.

Воспитатель: - Ребята, а кто из вас знает, в каких символах нашей республики отражаются традиции мордовского народа? (На гербе. Он символизирует охоту).

Воспитатель: -Мы уже знакомы с героем мордовских сказок Дамаем. Сегодня познакомимся еще с одним подвигом, который совершил Дамай.

Садитесь по удобнее и слушайте историю о прекрасной девушке Лияне и храбром красавце Дамае.

Давно это было. В одном эрзянском селе жили-были дед и баба да дочь их Лияна. Дочь была. Очень красивой да большой рукодельницей. Стояло село на берегу реки. За рекой раскинулось поле, а за полем -густой лес.

В то время в тех лесах поселился трехглавый Змей. Большие беды приносил он жителям села. Стал воровать из сел домашних животных, урожай. Только этого было мало. Стали исчезеть красивые девушки. Украл Змей и Лияну. Дед с бабой не знали, что делать, где ее искать. Рассказали они о своей беде Дамаю. Он очень любил Лияну и недолго думая, пошел сражаться со Змеем…

Воспитатель: - Ребята, а может мы поможем Дамаю сразиться с трехглавым Змеем?

-Каким оружием можно срубить головы Змея? (Мечом)

- В древние времена с помощью чего делали мечи (С помощью огня).

-Как вы думаете к какой мордовской богине нам надо отправиться за помощью? (К богине Огня- ТОЛАВЕ).

- Ребята, а чтобы добраться до Богини Огня нам надо пройти через поле, реку и лес. Я думаю, там нас будут ждать разные препятствия- трудности. Вы готовы к испытаниям? Тогда встанем друг за другом и весело пойдем.

Минь мольтяно, мольтяно, ки ланга мольтяно, пандо ланга мольтяно, пачкодинек паксяс. (Мы идем, идем. По дороге идем, по горам идем, дошли до поля).

Воспитатель: - Ребята, посмотрите кто нас встречает. (Паксява)

Дети:- Шумбрат, Паксява.

Паксява: - Шумбрат, эйкакшт. (Здравствуйте, ребята). Чтобы пройти через мое поле вы должны выполнить задания. Готовы показать свои знания?Тогда слушайте первое задание:

1. Посчитайте по- эрзянски колоски на моем поле. (Кемень).

2. Знаете ли вы стихи о полевых растениях на мордовском языке?

Ребенок: Каизь сонзэ

Эмеж пирес,

Стясь ве пильгсэ

Пандя чирес.

Каштан прянзо

Канды верьга,

Свал чаравты

Чинзэ мельга.

Свал пееди,

Маней валы.

Сон сырнесэ,

Чись прок палы.

Паксява: -Сюкпря,Эйкакшт. Все задания выполнили. Смело ступайте по моему полю к широкой реке, в гости к Ведяве.

Воспитатель: - Ребята, слышите плеск воды? А это кто нас встречает? Да, это Ведява. Поздороваемся с ней.

Дети:- Шумбрат, Ведява.

Ведява: Шумбрачи, эйкакшт. Чтобы перейти на тот берег, вам нужно выполнить мои задания.

1. Расскажите стихотворение о реке.

Речка, реченька, река,

Широка и глубока.

Ты течешь между полей,

Городов и деревень.

Подо льдом бежишь зимой,

Разливаешься весной,

В осень листья-корабли

Тихо плавают все дни.

Ты для рыбы-дом родной,

Для животных –водопой.

Звездам – зеркало большое.

По ночам они не спят.

До утра в тебя глядят.

Ведява:- Очень красивое стихотворение. Покш сюкпря (Большое спасибо).

А теперь поиграем в игру «Угадай, какие животные спрятались в моем мешке?» Нужно достать из мешочка игрушки и назвать их по- мордовски.

Медведь-овто.

Лиса-ривезь,

Заяц-нумоло,

Белка-ур,

Волк-вергиз.

Ведява: - Какие это животные? (Лесные - вирень). С ними вас отправляю в лес к Богине Леса-Виряве. Вастомазонок, эйкакшт.

Дети:- Вастомазонок, Ведява.

Воспитатель: - Ребята, чтобы помочь Дамаю освободить Лияну, мы должны показать свои знания и Виряве.

Дети: -Шумбрат, Вирява!

Вирява: -Шумбрат, эйкакшт. Готовы выполнить мои задания? Слушайте внимательно.

1.Отгадайте загадки:

Ствол белеет,

Шапочка зеленеет.

Стоит в белой одежке,

Свесив сережки. (Килей). Березка

Зимой и летом

Одним цветом. (Куз). Ель

2. Расскажите о правилах поведения в лесу.

Вирява: -Молодцы, ребята. Охраняйте лес, не делайте в лесу костры. А почему, как вы думаете? (Если лес сгорит, то животным и птицам негде будет жить).

Вирява: - А сейчас мне бы хотелось поигать с вами в мордовскую народную игру "Верьгизнэсэ"(В волков)

(Ход игры:

На одном конце площадки, присев на корточки, серый волк прячется в кустах или густой траве. На противоположном конце площадки располагаются жнецы в доме.

По сигналу жнецы берут серпы (палочки) и идут жать в поле. Продвигаясь вперед, они наклоняются и взмахивают руками.

Приблизившись к тому месту, где прячется волк, жнецы,убегают домой с криками:- «Вай, верьгизт, верьгизт!» (Вай, волки, волки!»)

Волк ловит жнецов, пойманного уводит в свое укрытие.)

Вирява:- Спасибо, ребята.

Вастомазонок, эйкакшт.

Дети: -Вастомазонок, Вирява.

Воспитатель : - Ребята, а нам огонь нужен, чтобы сделать меч. Поэтому отправляемся дальше к Толаве.

Дети: - Шумбрат, Толава.

Толава- Шумбратадо, эйкакшт.

Воспитатель: - Ребята, смотрите, в своей огромной печи Толава разожгла огонь, он пылает, и от него разноцветные искры. Назовите по-мордовски какого цвета искры. (красный-якстере, желтый –ожо, синий – сэнь, белый-ашо).

Толава: - Ребята, я думаю вы знаете, много мордовских песен. Мне очень нравится песня «Ванине». Вы тоже ее знаете? (Дети исполняют песню "Ванине")

Воспитатель:- Ребята, вы очень понравились Богине Огня и она дарит вам меч. Вот эти мечом Дамай сразил Трехглавого Змея. Вот так все вместе мы освободили Лияну. Долго и счастливо жили Лияна и Дамай.

На этом наше путешествие в сказку "Лиана и Дамай"закончилось. Ваши знания, помогли Дамаю освободить Лияну. Я думаю, что и в дальнейшем, каждый из вас будет помогать друг другу в беде, и тогда жизнь наша будет добрее.

Воспитатель: Ребята, а вы слышите, кто-то стучится в дверь? (Воспитатель открывает дверь, а там стоит корзина с орешками и грибочками (угощенье).

- Ребята, вы очень понравились Виряве, она принесла вам гостинцы-дары леса. Угощайтесь.

Литература:

1. Балашов В. А. Бытовая культура мордвы: традиции и современность.

Саранск: Мордовское книжное издательство, 1992.- 253с.

2. Все о Мордовии. Энциклопедический справочник. Саранск. Мордовское кн. изд-во, 2005г.

3. Мокшин Н. Ф. Мы - мордва! Саранск. ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева, 2007.

4. Мокшин Н. Ф Боги и сказания мордвы. Саранск. ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева, 2007.

5. Мы в Мордовии живем: примерный региональный модуль программы дошкольного образования / под ред. О. В. Бурляевой, Е. Н. Киркиной.- Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011.-104с.

6. Прокина Т. П. Мордовский народный костюм. Саранск. Золотая коллекция 2007.

Публикации по теме:

Формирование основ национально-территориальной гражданской идентичности дошкольников в процессе проектной деятельности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Белгорода детский сад комбинированного вида № 25 План работы экспериментальной.

Режим реализации образовательных областей в средней группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Конспект НООД Путешествие в мордовскую сказку… (Старшая группа).
Опубликовано: 24 февраля 2015 в 17:05
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
29 января. День рождения А. П. Чехова

Очередной тематический день посвящен годовщине со дня рождения писателя А.П.Чехова. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы познакомить детей с его произведениями и привить любовь...

29 января. День рождения автомобиля

Для всех, кто не представляет своей жизни без автомобиля, 29 января может считаться праздником. Именно в этот день 1886 года немецкий конструктор Карл Бенц оформил патент на самодвижущийся экипаж. В 1887...

Фотоотчёт занятия по обрывной аппликации в старшей группе «Цветок в горшочке»
Развивая творческий потенциал ребёнка, мы помогаем ему приобрести новый опыт. Взрослые с волнением относятся к процессу аппликации, они боятся что ребёнок...
Фотоотчет о занятии по рисованию с элементами аппликации «Где-то на крайнем Севере»
Цель: расширить представления детей об окружающем мире и содействовать развитию творчества, воображения, фантазии. Задачи: Учить детей находить...
Конспект занятия по рисованию гуашью «Домашние животные. Козленок»
Программные задачи: Продолжать учить детей рисовать пальчиками точки, располагая их близко друг к другу. Учить анализировать и понимать содержание...