Получи документы

Конспект НООД Путешествие в мордовскую сказку… (Старшая группа).

Елена Шестеркина
Конспект НООД Путешествие в мордовскую сказку… (Старшая группа).
▼ Скачать + Заказать документы

Интеграция образовательных областей: "Чтение художественной литературы", "Коммуникация", "Социализация", "Художественное творчество".

Программное содержание:

- формировать представление детей дошкольного возраста о родном крае, Мордовской национальной культуре;

- научить выразительному чтению;

-развивать внимание, мышление, память, умение делать выводы.

- вовлекать детей в театрализованную деятельность.

- прививать интерес к национальной культуре посредством эрзянского языка, воспитывать чувство доброты и взаимопомощи.

Публикация «Конспект НООД Путешествие в мордовскую сказку… (Старшая группа),» размещена в разделах

Материал: декорации к сказке : макеты деревьев, костюмы: Вирявы, Ведявы, Толавы, Паксявы.

Предварительная работа.

Беседы «Наша родина – Мордовия», рассмотрение альбомов, знакомство с мордовскими народными праздниками, играми. Разучивание стихотворений и песен.

Содержание организованной образовательной деятельности детей

Воспитатель: -Здравствуйте, ребята, Любите ли вы слушать сказки?

А как можно сказать о сказке, какая она? (волшебная, поучительная, остроумная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.)

Воспитатель: Все, что создано умом,

Все к чему душа стремится,

Как янтарь на дне морском,

В книгах бережно хранится.

- Ребята, вспомните пословицы о книгах.

Предполагаемые пословицы:

Книга учит жить- книгой надо дорожить.

Будешь книги читать -будешь много знать.

Книга мала, да ума придала.

Книга поможет в труде и выручит в беде.

Дом без книги -день без солнца.

Воспитатель: - Сегодня мы попадем в мордовскую сказку, которая познакомит нас с обычаями и традициями мордовского народа.

- Когда-то давно эрзяне и мокшане верили в добрых и злых духов. Они любили обрабатывать землю и перед началом всех работ на поле все вместе молились Богине плодородия Богине Поля (Паксяве,чтобы был хороший урожай. Мордва держали много домашних животных, любили ходить на охоту и ловить рыбу. Перед тем как отправиться в лес молились богине Леса (Виряве, чтобы была удачной охота. А перед тем как отправиться на рыбалку молились богине Воды (Ведяве).

Охотники и рыболовы перед тем как отправится в лес или на реку собирались у костра и рассказывали сказки Виряве и Ведяве. Они думали, если этим богиням понравятся их сказки то и охота, и рыболовство пройдут удачно.

Воспитатель: - Ребята, а кто из вас знает, в каких символах нашей республики отражаются традиции мордовского народа? (На гербе. Он символизирует охоту).

Воспитатель: -Мы уже знакомы с героем мордовских сказок Дамаем. Сегодня познакомимся еще с одним подвигом, который совершил Дамай.

Садитесь по удобнее и слушайте историю о прекрасной девушке Лияне и храбром красавце Дамае.

Давно это было. В одном эрзянском селе жили-были дед и баба да дочь их Лияна. Дочь была. Очень красивой да большой рукодельницей. Стояло село на берегу реки. За рекой раскинулось поле, а за полем -густой лес.

В то время в тех лесах поселился трехглавый Змей. Большие беды приносил он жителям села. Стал воровать из сел домашних животных, урожай. Только этого было мало. Стали исчезеть красивые девушки. Украл Змей и Лияну. Дед с бабой не знали, что делать, где ее искать. Рассказали они о своей беде Дамаю. Он очень любил Лияну и недолго думая, пошел сражаться со Змеем…

Воспитатель: - Ребята, а может мы поможем Дамаю сразиться с трехглавым Змеем?

-Каким оружием можно срубить головы Змея? (Мечом)

- В древние времена с помощью чего делали мечи (С помощью огня).

-Как вы думаете к какой мордовской богине нам надо отправиться за помощью? (К богине Огня- ТОЛАВЕ).

- Ребята, а чтобы добраться до Богини Огня нам надо пройти через поле, реку и лес. Я думаю, там нас будут ждать разные препятствия- трудности. Вы готовы к испытаниям? Тогда встанем друг за другом и весело пойдем.

Минь мольтяно, мольтяно, ки ланга мольтяно, пандо ланга мольтяно, пачкодинек паксяс. (Мы идем, идем. По дороге идем, по горам идем, дошли до поля).

Воспитатель: - Ребята, посмотрите кто нас встречает. (Паксява)

Дети:- Шумбрат, Паксява.

Паксява: - Шумбрат, эйкакшт. (Здравствуйте, ребята). Чтобы пройти через мое поле вы должны выполнить задания. Готовы показать свои знания? Тогда слушайте первое задание:

1. Посчитайте по- эрзянски колоски на моем поле. (Кемень).

2. Знаете ли вы стихи о полевых растениях на мордовском языке?

Ребенок: Каизь сонзэ

Эмеж пирес,

Стясь ве пильгсэ

Пандя чирес.

Каштан прянзо

Канды верьга,

Свал чаравты

Чинзэ мельга.

Свал пееди,

Маней валы.

Сон сырнесэ,

Чись прок палы.

Паксява: -Сюкпря,Эйкакшт. Все задания выполнили. Смело ступайте по моему полю к широкой реке, в гости к Ведяве.

Воспитатель: - Ребята, слышите плеск воды? А это кто нас встречает? Да, это Ведява. Поздороваемся с ней.

Дети:- Шумбрат, Ведява.

Ведява: Шумбрачи, эйкакшт. Чтобы перейти на тот берег, вам нужно выполнить мои задания.

1. Расскажите стихотворение о реке.

Речка, реченька, река,

Широка и глубока.

Ты течешь между полей,

Городов и деревень.

Подо льдом бежишь зимой,

Разливаешься весной,

В осень листья-корабли

Тихо плавают все дни.

Ты для рыбы-дом родной,

Для животных –водопой.

Звездам – зеркало большое.

По ночам они не спят.

До утра в тебя глядят.

Ведява:- Очень красивое стихотворение. Покш сюкпря (Большое спасибо).

А теперь поиграем в игру «Угадай, какие животные спрятались в моем мешке?» Нужно достать из мешочка игрушки и назвать их по- мордовски.

Медведь-овто.

Лиса-ривезь,

Заяц-нумоло,

Белка-ур,

Волк-вергиз.

Ведява: - Какие это животные? (Лесные - вирень). С ними вас отправляю в лес к Богине Леса-Виряве. Вастомазонок, эйкакшт.

Дети:- Вастомазонок, Ведява.

Воспитатель: - Ребята, чтобы помочь Дамаю освободить Лияну, мы должны показать свои знания и Виряве.

Дети: -Шумбрат, Вирява!

Вирява: -Шумбрат, эйкакшт. Готовы выполнить мои задания? Слушайте внимательно.

1. Отгадайте загадки:

Ствол белеет,

Шапочка зеленеет.

Стоит в белой одежке,

Свесив сережки. (Килей). Березка

Зимой и летом

Одним цветом. (Куз). Ель

2. Расскажите о правилах поведения в лесу.

Вирява: -Молодцы, ребята. Охраняйте лес, не делайте в лесу костры. А почему, как вы думаете? (Если лес сгорит, то животным и птицам негде будет жить).

Вирява: - А сейчас мне бы хотелось поигать с вами в мордовскую народную игру "Верьгизнэсэ"(В волков)

( Ход игры:

На одном конце площадки, присев на корточки, серый волк прячется в кустах или густой траве. На противоположном конце площадки располагаются жнецы в доме.

По сигналу жнецы берут серпы (палочки) и идут жать в поле. Продвигаясь вперед, они наклоняются и взмахивают руками.

Приблизившись к тому месту, где прячется волк, жнецы, убегают домой с криками:- «Вай, верьгизт, верьгизт!» (Вай, волки, волки!»)

Волк ловит жнецов, пойманного уводит в свое укрытие.)

Вирява:- Спасибо, ребята.

Вастомазонок, эйкакшт.

Дети: -Вастомазонок, Вирява.

Воспитатель : - Ребята, а нам огонь нужен, чтобы сделать меч. Поэтому отправляемся дальше к Толаве.

Дети: - Шумбрат, Толава.

Толава- Шумбратадо, эйкакшт.

Воспитатель: - Ребята, смотрите, в своей огромной печи Толава разожгла огонь, он пылает, и от него разноцветные искры. Назовите по-мордовски какого цвета искры. (красный-якстере, желтый –ожо, синий – сэнь, белый-ашо).

Толава: - Ребята, я думаю вы знаете, много мордовских песен. Мне очень нравится песня «Ванине». Вы тоже ее знаете? (Дети исполняют песню "Ванине")

Воспитатель:- Ребята, вы очень понравились Богине Огня и она дарит вам меч. Вот эти мечом Дамай сразил Трехглавого Змея. Вот так все вместе мы освободили Лияну. Долго и счастливо жили Лияна и Дамай.

На этом наше путешествие в сказку "Лиана и Дамай"закончилось. Ваши знания, помогли Дамаю освободить Лияну. Я думаю, что и в дальнейшем, каждый из вас будет помогать друг другу в беде, и тогда жизнь наша будет добрее.

Воспитатель: Ребята, а вы слышите, кто-то стучится в дверь? (Воспитатель открывает дверь, а там стоит корзина с орешками и грибочками (угощенье).

- Ребята, вы очень понравились Виряве, она принесла вам гостинцы-дары леса. Угощайтесь.

Литература:

1. Балашов В. А. Бытовая культура мордвы : традиции и современность.

Саранск: Мордовское книжное издательство, 1992.- 253с.

2. Все о Мордовии. Энциклопедический справочник. Саранск. Мордовское кн. изд-во, 2005г.

3. Мокшин Н. Ф. Мы - мордва! Саранск. ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева, 2007.

4. Мокшин Н. Ф Боги и сказания мордвы. Саранск. ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева, 2007.

5. Мы в Мордовии живем : примерный региональный модуль программы дошкольного образования / под ред. О. В. Бурляевой, Е. Н. Киркиной. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011.-104с.

6. Прокина Т. П. Мордовский народный костюм. Саранск. Золотая коллекция 2007.

Публикации по теме:

Формирование основ национально-территориальной гражданской идентичности дошкольников в процессе проектной деятельности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Белгорода детский сад комбинированного вида № 25 План работы экспериментальной.

Режим реализации образовательных областей в средней группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НООД Путешествие в мордовскую сказку… (Старшая группа).
Опубликовано: 24 февраля 2015 в 17:05
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НООД Путешествие в мордовскую сказку… (Старшая группа).» (включая файлы) размещена пользователем Елена Шестеркина (УИ 317876) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД