Татьяна Федорова
Конспект НОД «Разводные мосты Санкт-Петербурга»
▼ Скачать + Заказать документы
Совместная непрерывная образовательная деятельность:
«Разводные мосты Санкт-Петербурга»
Возраст: старшая группа (5 лет, дети с тяжелыми нарушениями речи.
Цель: Развитие связной речи.
Задачи:
1. Коррекционно- образовательные:
-активизировать и актуализировать словарь по теме занятия;
-согласование числительных с прилагательными и существительными;
-закреплять умения подбирать антонимы в рамках лексической темы;
-закреплять умение отвечать полными предложениями;
2. Коррекционно-развивающие:
-развивать слуховое восприятие;
-развивать координацию речи с движениями;
Публикация «Конспект НОД „Разводные мосты Санкт-Петербурга“» размещена в разделах
-развивать общую и мелкую моторику;
-развивать личностные качества, эмоционально-волевую сферу (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства).
3. Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать интерес к занятиям;
-формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, взаимопомощи;
-воспитывать самостоятельность, доброжелательность, любознательность, эмоциональность, инициативность;
-воспитывать коммуникативные навыки.
4. Здоровьесберегающие:
-следить за правильной посадкой детей;
-способствовать созданию благоприятного психологического климата;
Оборудование: предметные картинки по лексической теме, карта города, бутылка с посланием, мяч, картинки мостов на липучках, схематичная карта города, бумажные кораблики и соломинки, карточки с антонимами, мнемотаблица с карточками, карточки с эмоциями.
Организация детей перед занятием: Логопед Встречает детей, здоровается, дети встают в круг, игра-приветствие «Ладошки»
Поднимите все ладошки
И потрите их немножко.
Дружно хлопните раз пять:1,2,3,4,5.
Продолжайте потирать.
Руки вверх поднять пора
Дню прекрасному-УРА!
Дети отвечают:
Мой сосед такой хороший-
Я пожму ему ладоши.
И другой сосед хороший-
И ему пожму ладоши.
Мотивация Сегодня мы с вами, ребята, вместо обычного занятия отправимся в путешествие по нашему очень большому и красивому городу. Кто скажет, как он называется?
А давайте посмотрим на наш город с высоты птичьего полета (смотрят на картинку)
А вот это карта нашего города. Рассматривают картинку (на ней наклеена бутылка).
Дети отвечают:
Санкт-Петербург
Рассматривают картинку и карту города.
-что это?
Проблематизация Ой, а что это на карте, посмотрите, ребята? Давайте достанем письмо. Читаем вместе: «Я, основатель города на Неве, император Петр 1, обращаюсь к вам, ребята, с просьбой: во времена моего правления было вырыто много каналов, с целью осушить болотистую местность. И благодаря рекам, речушкам и каналам, превратить Петербург в портовый город. При мне в городе не было построено ни одного каменного моста через Неву, так как этого не позволяли технологии того времени. Ребята, а расскажите, пожалуйста, как сейчас выглядят мосты моего города?».
Ну, что, ребята, мы сможем помочь Петру 1?
А как мы это сделаем?
-бутылка с посланием.
-да, конечно!
-покажем фото, видео, расскажем.
Целеполагание Санкт -Петербург – это музей мостов под открытым небом. Скажите, дети, сколько мостов сейчас в Санкт-Петербурге?447
А какие бывают мосты?
Мосты бывают разводные, автомобильные, пешеходные,
железнодорожные, каменные,
чугунные, деревянные, арочные, висячие, вантовые.
Планирование будущей деятельности История нашего города в некотором смысле представляет собой борьбу человека и водной стихии. Мы уже знаем, что он строился на болотистых землях, иногда Нева выходила из берегов, и случались сильные наводнения. Для осушения земель, как следует из послания императора, рыли каналы, в итоге, наш город поделился на множество островов. Всего их больше 40. Как вы думаете, а как можно перебраться с острова на остров?
Дети отвечают:
-с острова на остров можно перебраться на лодке/плоту/катере/корабле/по мосту.
Реализация плана А кто скажет мне, что такое разводной мост?— это когда мост поднимается и по нему нельзя двигаться.
А зачем нужны разводные мосты?-для прохода больших кораблей.
А как называется проход кораблей? -навигация
Давайте представим, что мы сели в кораблик и отправились с вами на обзорную экскурсию. Как называется главная река СПб? Нева.
А на что мы будем смотреть? -на мосты.
Вот перед нами схематичная карта города (плакат с картой города) с некоторыми разводными мостами через реку Неву. Сейчас мы познакомимся поближе с двумя из них - Дворцовым мостом и мостом Петра Великого. Пристегнем замки на жилетах и отправимся в путь. Но для того, чтобы отправиться, нам нужно произнести волшебные слова! Готовы?
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах на раздутых парусах.
Начался вдруг сильный шторм, прогремел на небе гром!
Наш кораблик закачался, на волнах он удержался.
Приплыли на бережок и садимся на песок (-да
-раскачивают руки-дуем-АГ «парус»-качаем в стороны руки-руки в стороны, ноги врозь и качаемся-опустили руки и сел).
(Показ слайдов с мостами).
Итак, 1-й мост на нашем пути - Дворцовый. Дворцовый, это - главный мост нашего города. Почему он носит такое название? он находится рядом с дворцом (Зимним дворцом) и находится на Дворцовой набережной.
Давайте посмотрим на картинку и посчитаем, сколько у него пролетов: У Дворцового моста 5 пролетов.
Он состоит из пяти пролетов, значит он какой? Пятипролетный мост.
Как вы думаете, он автодорожный или пешеходный?-Дворцовый мост автодорожный и пешеходный.
Ребята, посмотрите, сколько крыльев открывается у моста?-у моста открывается два крыла. Значит он двукрылый. Давайте повторим это словосочетание: двукрылый мост.
Следующий мост – мост Петра Великого. Как вы думаете, почему его так называют? -он назван в честь Петра 1. Это основатель города.
Еще его называют Большеохтинский. Как думаете, почему он носит такое название?-в честь реки Большая Охта.
Большеохтинский мост через Неву соединяет Центральный район Санкт-Петербурга с Красногвардейским (Большой Охтой). Потому носит такое название.
Ребята, посчитайте, сколько пролетов у этого моста?-у Большеохтинского моста три пролета.
А сколько крыльев открывается, когда мост разводится? два крыла.
Давайте посмотрим и сравним Дворцовый мост и мост Петра Великого: чем они отличаются?-у Дворцового моста 5 пролетов, у Большеохтинского -3 пролета. У БО моста есть башни. У БО моста есть арки.
А как вы думаете, зачем на мосту построены башни? Раньше на верхушке башен располагались фонари. Внутри башен – подъемный механизм.
Как вы думаете, он автодорожный или пешеходный?-БО мост автодорожный и пешеходный мост.
Молодцы, ребята! А теперь отстегнем наши ремни и немного разомнемся.
Быстро встали, улыбнулись.
Выше-выше потянулись.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь
Рук коленями коснитесь
Сели, встали, сели, встали. И на месте побежали.
Игра с мячом «Сосчитай-ка» Дети встают в круг, логопед называет слово по теме занятия, которое надо сосчитать от 1 до 5. Слова: мост, опора, пролет, подъемный механизм, гранитное ограждение. -1 мост, 2 моста, 3. , 4. , 5.
Из каких частей состоит разводной мост? -мост состоит из опоры, пролетов, подъемного механизма, гранитного ограждения.
Упражнение на развитие правильного длительного выдоха Перед детьми - бумажные кораблики и соломинки, они дуют на них через соломинки, следим за правильным вдохом через нос.
Дети, что мы делали? -запускали бумажные кораблики/правильно дышали/увеличивали объем воздуха в легких.
Подбор антонимов.
Игра «Скажи наоборот».
Мосты бывают:
широкими-….
длинными-….
высокими-…
сводными -….
автомобильными-…
деревянными-…
Молодцы, ребята! А теперь, чтобы нам вернуться обратно, нам нужно сказать снова волшебные слова:
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах на раздутых парусах.
Начался вдруг сильный шторм, прогремел на небе гром!
Наш кораблик закачался, на волнах он удержался.
Приплыли на бережок и садимся на песок.
Оценка и рефлексия Молодцы! Вы отлично справились с заданиями!
Давайте вспомним, что мы делали? Мы сегодня отгадывали загадки.
Мы играли «Сосчитай до 5».
Мы путешествовали по Неве и изучали мосты.
(дети перечисляют задания)
А давайте запишем видеообращение Петру 1 и расскажем ему немного о мостах. Опора на мнемотаблицу.
Что вам понравилось больше всего?
Что вам было трудно?
Если вам понравилось занятие, то на доску повесьте смайлик, соответствующий вашему настроению.