Конспект занятия с детьми подготовительной группы «Чугунное кружево Санкт-Петербурга»

Антонина Лудникова
Конспект занятия с детьми подготовительной группы «Чугунное кружево Санкт-Петербурга»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

с детьми подготовительной группы на тему

«Чугунное кружево Санкт-Петербурга»

Используемые педагогические технологии:

• информационно-коммуникационная технология

• игровая технология

• проблемная ситуация

• технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми

Составила: воспитатель

Лудникова Антонина Павловна

Тема: Чугунное кружево Санкт-Петербурга.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Цели: активизировать личный опыт детей, продолжить знакомить с городом, познакомить с решетками, учить понимать красоту, своеобразие, характер рисунка каждой решетки, развивать творческие способности.

Материалы и оборудование: видеопроектор, элементы (пазлы)

- решетки набережных;

- решетка Благовещенского моста (Лейтенанта Шмидта);

- решетка Литейного моста;

- решетка Аничкова моста;

- решетка Михайловского сада;

- решетка Шереметьевского дворца;

- решетка сквера у Казанского собора;

- решетка Летнего сада.

Непосредственно образовательная деятельность.

1 часть.

Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с нашим городом. Мы уже о многом поговорили, многое знаем. Знаем, как возник город, какие в нем здания, сооружения, памятники архитектуры, какие в Санкт-Петербурге красивые здания и мосты.

Но красота Петербурга не только в отдельных зданиях, дворцах, но и в ансамбле улиц, площадей, в облике всего города, в целом, который стал «полношных стран красой и дивом». Неотъемлемой частицей этой красы и связующим звеном был «узор чугунный» оград садов, парков, дворцов, балконных решеток, перил набережных рек и каналов, коньков крыш, флюгеров, фонарей…

«Решетки! – писал известный критик С. К. Маковский (фамилию можно не говорить) – Это кажется мелочью. Но в завитке из бронзы, в извиве литого железа порою – душа забытой эпохи».

Если пройтись не торопясь по исторической (дети знают) части города, заглянуть в старые дворы, в торжественные парадные (дети знакомы с историей, такие чугунные чудеса можно увидеть!

Все это сотворено простыми кузнецами, литейщиками, которые заслуживают того, чтобы их называли мастерами, художниками. Жаль, что большей часть имен своих они не оставили.

И вот сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми решетками, которые за свою красоту, изящество, причудливость получили название «чугунное кружево».

2 часть.

Перед вами образцы самых известных решеток Санкт-Петербурга. Они стали настоящими символами нашего города, такими, как кораблик Адмиралтейства или шпиль Петропавловского собора (дети знакомы с этими достопримечательностями). И когда люди видят даже маленький кусочек этих решеток, они понимают, что перед ними Санкт-Петербург. Давайте рассмотрим несколько решеток набережных. Раньше узоры на решетках набережных не повторялись.

Решетки на набережных.

Невозможно представить Петербург без его гранитных набережных. С основанием города застройка шла по берегам рек, поэтому нужно было в первую очередь укреплять берега и строить набережные.

Рассмотрим первую решетку (слайд №1). Это решетка набережной Фонтанки.

В первые годы существования Петербурга Фонтанка называлась безымянным ериком. Ериком называется проток, вытекающий из реки и впадающий в нее же. После того как через Фонтанку были перекинуты трубы, питавшие водой фонтаны летнего сада, речка получила свое название. Это название закрепили официально.

В давние времена, когда еще Невский проспект не был главной улицей, дворцы строились главным фасадом на Неву и Фонтанку.

- Посмотрите, какая решетка ажурная, нарядная.

- Как вы думаете, почему решетка такая нарядная, красивая?

- Она в центре города, рядом с дворцами, ее видят много людей.

Рассмотрим вторую решетку (слайд 2). Это решетка на набережной Мойки.

- Как вы думаете, почему она так называется? От какого слова могло произойти это название?

- Мой, мыть, мою и т. д.

Мойка раньше называлась Мьей и была небольшой речушкой, вытекавшей из болота. Горожане, жившие по ее берегам, использовали застойную воду болотной речушки для хозяйственных нужд, мытья полов, стирки. Может быть, название Мойка этим и объяснялось. Ссылались также на общественные бани, появившиеся на Мойке, что, по-видимому, закрепило название реки.

- А теперь посмотрите на решетку и скажите, она такая же, как на Фонтанке, или нет?

- Нет

- А какая?

- Более простая.

- Почему?

- Речка мутная, нет красивых зданий.

- Красивые здания все-таки есть, но строиться они стали позднее, когда название реки уже было.

Давайте мы внимательно рассмотрим: какие элементы мастера использовали для их рисунка.

- Назовите.

Ответы детей.

- Овал, кружок, квадратик, цветочек, дуга и т. д.

Посмотрите, какие простые элементы, а какие красивые решетки. Они отлиты из чугуна – тяжелого, грубого металла, а выглядят легкими и ажурными.

Давайте пальчиком попробуем повторить узор решетки.

Молодцы, хорошо получилось. (Ритм).

В водной глади отражаются узоры решеток не только набережных, но и мостов.

Решетка Благовещенского моста (Лейтенанта Шмидта) (слайд 3).

Это первый постоянный мост через Неву, до него наводились ненадежные деревянные мосты, которые не соответствовали величественной красоте гранитных набережных. Про него писали: «…Днем он кажется прозрачным, а при полном освещении является громадной массой, спаивающей между собой две части города».

Мост стал любимым местом прогулок петербуржцев. Восхищало все от решетки, выполненной по рисунку Александра Брюллова, и газовых фонарей, до бокового – разводного пролета для прохода судов.

На решетке морская тематика напоминает о морской славе города. Много раз враги пытались отнять у Руси выход к морю, но русские люди стояли насмерть. Было время, когда Россия потеряла выход к Балтийскому морю. Вернуть русские земли стало исторической необходимостью. Дальнейшее развитие России было невозможно без того, чтобы овладеть выходом к морю. С этой войной связано и рождение Санкт-Петербурга – морских ворот России на Балтике. Победив в этой войне, Россия стала морской державой.

Давайте рассмотрим затейливый рисунок решетки моста Лейтенанта Шмидта, выполненной по рисунку архитектора А. П. Брюллова.

- Какие элементы мы видим у этой решетки?

Ответы детей.

- Трезубец, раковины, голова коня, листья и т. д.

- Как вы думаете, какая тематика отражена в рисунке этой решетки?

- Морская.

(Если дети затрудняются ответить – рассказать).

Обобщить ответы детей.

Да, это решетка с морским орнаментом (Что такое орнамент, дети знают): трезубец на веере раковины и обращенные к нему морские коньки – гиппокампы. Голова, шея, копыта как у настоящего, а сзади – завиток растительного орнамента. Трезубец – символ власти сказочного морского владыки Нептуна. Все это напоминает о морской славе города. Об этом мы много говорили.

А теперь давайте пальчиком попробуем повторить узор этой решетки. Так ли это легко сделать, как у решетки набережной?

- Нет, здесь намного сложнее. (Ритм усложняется)

О морской славе города напоминают украшения и на других мостах.

Решетка Литейного моста (слайд 4).

Рассмотрим решетку Литейного моста.

- Что мы видим здесь?

Ответы детей.

- Русалки, герб, разные листочки и т. д.

Обобщить ответы детей.

Герб – символ каждого города. Его изображают на флагах, печатях, монетах, на фасадах домов.

На красном поле два серебряных якоря, положенные крестом и на них золотой скипетр, увенчанный двуглавым орлом.

- А какие якоря на гербе?

- Морской и речной.

Петр 1, утверждая герб своего города, заявлял, что якоря являются ключами от Парадиза (рая).

Эту решетку спроектировал архитектор К. К. Рахау. Он изобразил герб на решетке моста.

В центре каждого звена – русалки, которые поддерживают герб Петербурга. Посмотрите, как они степенны и полны достоинства. Есть здесь и растительный орнамент.

Попробуем обвести этот рисунок. Легко, ли это сделать? (Ритм усложняется).

Сказочные существа подводного царства встречаются петербуржцам и на других мостах.

Решетка Аничкова моста (слайд 5).

А теперь давайте рассмотрим решетку Аничкова моста.

- Что знакомого мы здесь увидели?

Ответы детей.

- Трезубец, морской конек.

- Где это мы уже видели?

- На решетке Благовещенского моста (Лейтенанта Шмидта).

- Правильно. Решетка Аничкова моста повторяет решетку Благовещенского моста (Лейтенанта Шмидта).

Обобщить ответы детей.

И на решетке Аничкова моста отразилась морская тематика – трезубец Нептуна и морской конек, русалки. Русалки здесь резвые, игривые. Привлеченный шумом, вынырнул любопытный тритон, но недовольный собирается снова нырнуть в воду.

- Узор здесь простой или сложный?

- Сложный.

В узорах решеток мостов использованы другие элементы, не такие, как на решетках набережных, более сложные, замысловатые, сказочные. И сами решетки выглядят более массивными, тяжеловесными.

- Давайте, еще раз перечислим, какие элементы мы видим в узорах этих решеток.

Ответы детей.

- Русалки, морской конек, трезубец, герб, растительный орнамент и т. д.

- Какая тематика отражена на решетках мостов, которые мы рассмотрели?

- Морская.

Но фантазия мастеров чугунного дела не исчерпана, давайте посмотрим, какие еще удивительные по красоте решетки они придумали.

Решетка Михайловского сада (слайд 6).

Давайте рассмотрим решетку Михайловского сада. Что здесь мы видим?

Ответы детей.

- Цветы, листья.

Правильно. Здесь цветы. Это решетка сада, а в саду растут цветы, и на решетке цветы. Очень давно в саду устраивали балы, и на один из них были привезены цветы, очень много цветов. И на время дворец и сад превратились в настоящую выставку садоводства.

Давайте пальчиком попробуем обвести цветы на решетке сада. (Ритм).

Молодцы.

Решетка Шереметьевского дворца (слайд 7).

Давайте рассмотрим решетку Шереметьевского дворца. Что мы здесь видим?

Обобщаем ответы детей.

Кажется, как будто гигантский сказочный паук сплел паутину решетки. Сложно ли будет повторить этот узор?

Не совсем просто.

Решетка сквера у Казанского собора (слайд 8).

Кто архитектор Казанского собора?

Ответы детей.

- А. Н. Воронихин.

Создатель Казанского собора архитектор А. Н. Воронихин планировал и с южной стороны собора поставить такую же колоннаду, как у северного фасада, отгородив полукруглую площадь ажурной оградой. Этот проект воплотить в жизнь не удалось, от него осталась лишь ограда, одна из лучших в Петербурге. Давайте ее рассмотрим. Что мы видим?

Ответы детей.

- Столбы с шариками, цветы, листья, круг и т. д.

Обобщить ответы детей.

Да, здесь мы видим массивные гранитные столбы с шариками поверх капителей (верхняя завершающая часть колонны, как натянутые струны, тонкие прутья образуют нейтральный фон, а на нем – ромбы с круглой розеткой в середине, а выше – густой растительный орнамент.

Легко ли будет повторить этот узор? Давайте попробуем обвести его пальчиком.

Да, это очень сложно.

Ограда Летнего сада со стороны Невы (слайд 9).

А вот и самая знаменитая решетка нашего города – решетка Летнего сада со стороны Невы. Ее авторы – Ю. М. Фельтен и П. Е. Егоров. Давайте ее рассмотрим.

Посмотрите, как она проста по своему рисунку. Перечислите, что вы здесь видите.

Кажется, что любой из нас мог бы так нарисовать. Но это обманчивая простота. Автору этой решетки удалось найти такое сочетание элементов узора, такие тонкие пропорции, что эта решетка считается вершиной мастерства. Прекрасные строки посвящали поэты этой ставшей символом города ограде.

… Немало красот над Невою-рекой,

Но с этой решеткой был случай такой:

… Услышал про город чудес англичанин

И в Санкт-Петербург он по морю отчалил,

Добрался до летнего сада на яхте,

И встал у решетки, как будто на вахте!

- Сэр, рядом ведь Зимний, отменнейший вид, -

Сказали. А он на решетку глядит…

Весь день простоял – и вздохнул:

- Боже мой! Я чудо увидел… Все!

Можно домой!

Е. Ефимовский

Железо, покоряясь влиянию огня,

Здесь легкостью дивит в прозрачности ограды,

За коей прячется и смотрит сад прохлады.

П. Вяземский

Я к розам хочу в тот единственный сад,

Где лучшая в мире стоит из оград…

А. Ахматова

О Фельтен! Как дивятся поколенья

Твоей решетке (век она жива,

Когда сквозь тонко связанные звенья

Просвечивает сизая Нева…

Вс. Рождественский

Была еще такая история. В годы войны американцы просили продать эту решетку, вернее обменять на пушки, много пушек. Но жители города отказались, такая решетка одна, и они ее не променяют.

Мы с вами рассмотрели много решеток, вы видите, какие они разные. Некоторые состоят из простых элементов, другие из сложных замысловатых рисунков, на решетках мостов морская тематика. Теперь будем обращать внимание на решетки, какие нам встретятся, и любоваться на их красоту.

- А почему решетки разные?

- Делали разные мастера, разные архитекторы, стоят в разных местах.

- Где решетки более простые?

- На набережных.

- А где красивые, ажурные, неповторимые?

- На мостах, у собора, сада, дворца.

- А почему? Поговорим сначала о решетках мостов.

- На решетках мостов отражена морская тематика. Это говорит о морской славе.

- А решетка Летнего сада?

- Она кажется легкой и стройной, через нее виден сад.

- А решетка у Казанского собора?

- Здесь массивные столбы, тонкие прутья.

- Прутья тонкие и у ограды Летнего сада.

- А так ли видно через решетку у Казанского собора, как через решетку Летнего сада?

- Нет. Здесь тонкие прутья образуют фон, за ними нет сада, который бы хотелось рассматривать.

А сейчас мы с вами поиграем. У каждого на столе набор из различных элементов решеток. Попробуйте выложить из них узор решетки.

- Объясните, у кого какая решетка получилась.

- Молодцы, решетки у всех получились красивые.

Прикреплённые файлы:

chugunoe-kruzhevo-sankt-peterburga_l97fm.ppt | 8379 Кб | Скачан: 10
 
Публикации по теме:

Конспект НОД «Мосты Санкт-Петербурга» для подготовительной группы Цель: обогащение представления детей о своем родном городе, воспитание культуры. Задачи: -познакомить детей с названиями мостов (Дворцовый,.

Конспект НОД на тему «Достопримечательности Санкт-Петербурга» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Становление гражданина России через осознание себя жителем великого города -культурной столицы России –Санкт- Петербурга Педагогический.

Конспект открытого занятия по петербурговедению «Мосты Санкт-Петербурга» с детьми средней группы Государственное бюджетное образовательное учреждение Красносельского района школа № 275 Конспект открытого занятия по Петербурговедению.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Зима
  • Зима
Автор публикации:
Конспект занятия с детьми подготовительной группы «Чугунное кружево Санкт-Петербурга»
Опубликовано: 21 октября 2018 в 22:04
+209Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 68.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Психолого — педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста обучающегося...
Фамилия, имя ребенка ***** Возраст ребенка 3 г. 3 м. Дата рождения: ****** Адрес проживания: с Вострецово, ул Центральная 4. 2. ******, посещает,...
Фотоотчёт «Постигаем тайны восточной головоломки в подготовительной группе детей с ЗПР»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Фотоотчёт «Постигаем тайны восточной...
Презентация «Атрибуты к сюжетно-ролевым играм, сделанные руками детей и их родителей»
Выступление по технологии – творческая мастерская «Атрибуты к сюжетно-ролевым играм сделанные руками детей и их родителями» для детей среднего и старшего...
Поделка «Кубанские подсолнухи»
Для оформления кубанского уголка нам потребовались дополнительные декорации. А какие декорации могут быть исконно кубанскими? Конечно же это наши русские...
Фотоотчет «Радуемся первому снежку»
Широка и велика наша страна, у кого-то золотая осень за окном, а у нас сегодня выпал первый снег! Первый снег как обычно, из года в год выпадает поздней...