Получи документы

Конспект НОД «Речевой этикет» (подготовительная группа)

Татьяна Ткачёва
Конспект НОД «Речевой этикет» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД

Тема: Речевой этикет («Воспитание культуры речевого общения у детей дошкольного возраста») (подготовительная группа)

Цель: продолжать развивать речь детей, являющуюся важнейшим условием успешности ребенка в социальном и интеллектуальном развитии.

Публикация «Конспект НОД „Речевой этикет“ (подготовительная группа)» размещена в разделах

Задачи по образовательным областям:

«Коммуникация»

1. Совершенствовать речь детей как средство общения, помогать употреблять формулы словесной вежливости (обращение, просьба, благодарность, извинение, неодобрение и т. п.);

2.- Развивать связную речь, формировать умение передавать свои впечатления, отношение к героям произведений через рассуждения, сравнения;

3.- Совершенствовать умение детей вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; быть доброжелательными и корректными собеседниками.

«Ознакомление с художественной литературой»

Подвести детей к пониманию нравственного смысла художественных произведений, оценке поступков литературных героев.

«Социализация»

1. - Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, правдивости, вежливости.

2. - Продолжать воспитывать культуру общения: приветливо здороваться и прощаться, вежливо обращаться с просьбой к окружающим, благодарить за услугу, не перебивать говорящего, выслушивать собеседника, говорить спокойно.

Словарная работа:

Ход:

Воспитатель: ребята, сегодня к нам в нашу группу пришли гости.

Давайте с ними поздороваемся.

Реб1:

Гости дорогие,

Важные такие

В зале здесь у нас сидят.

Строго так на всех глядят.

Реб2:

И не строго, а с улыбкой

Очень теплой и простой,

Гости нас встречают с вами

Чем ответим?

Все: Добротой.

Вед. :

- Давайте пожелаем нашим гостям доброго утра и пусть это пожелание будет теплым и искренним.

Дети:

-Доброе утро!

Воспитатель:

Рады видеть всех сейчас,

Ведь давно мы ждали вас.

Дружно за руки берёмся

И друг другу улыбнёмся.

(дети берутся за руки)

- Ребята, давайте хорошее настроение передадим через ладошки. Как приятно: тепло, добро и хорошее настроение пошло по ладошкам. И пусть такое настроение останется на протяжении всего занятия.

- А теперь, я прошу вас подойти к гостям, положить свои ладошки на их руки и улыбнуться. Вы почувствовали, какие ладошки у них теплые, добрые. Это вы друг другу подарили свое тепло и доброту.

Воспитатель:

-Ребята, как вы думаете, почему мы с вами так сделали?

(ответы детей) (дети называют правила гостеприимства)

Воспитатель:

- Как вы думаете, что такое этикет?

(ответы детей)

Что ж такое этикет?

Кто-то знает, кто-то - нет.

Это ПРАВИЛА такие

ПОВЕДЕНИЯ, когда

Мы привычки все плохие

Забываем навсегда.

Ты усвоил ЭТИКЕТ,

И дурных привычек нет!

Воспитатель:

– Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами поговорим о речевом этикете. А для этого мы должны быть внимательными и сообразительными.

– У меня в руках необычная шкатулка. В ней находится человек, которого вы хорошо знаете. Он единственный и неповторимый, он самый лучший, умный, красивый, который знает всё. Без него наше занятие просто невозможно. Каждый, открывая шкатулку, должен посмотреть на него, улыбнуться и сказать: “Как ты мне нравишься!”

– Кого вы увидели в шкатулке?

– Себя!

– Значит, вы и есть те человечки, без которых нам не обойтись.

- Благодаря правилам этикета, общение становится между людьми более добрым, потому что оно основано на уважительном и тактичном, культурном отношении к человеку.

Вы не раз слышали. Как кто-то говорил: «Это – культурный человек!», или сожалел: «Как жаль, что этот человек не культурный»

- Как вы думаете, кого называют культурным? (Ответы детей)

Воспитатель:

- Культурный человек всегда и везде вежливый, внимательный, чуткий и со знакомыми и с незнакомыми людьми. Ему всегда важно, что о нём подумают окружающие, он не позволит, чтобы в его присутствии кого-то оскорбили, или грубо разговаривали.

Грубые, злые слова произносит недостаточно культурный человек, которому не хватает воспитанности.

Воспитатель:

- Ребята, я предлагаю вашему вниманию небольшие сценки, а вы внимательно посмотрите их и мы с вами обсудим эти ситуации.

1 сценка

Вос-ль:

- Я слышала, что в одном заколдованном лесу живут невоспитанные гномы. Кажется, я слышу их голоса.

1 Гном:

- Смотрите, что я нашел (держит сундучок) Какой красивый сундучок! А здесь записка (читает) «Скажи волшебное слово и сундучок откроется».

2 Гном:

- Сундук, откройся сразу!- Не открывается. Сундук, откройся по моему приказу!- Не открывается. Сундук, откройся, кому говорят!

Воспитатель:

- Здравствуйте, гномы! (гномы молчат)

Какие вы невоспитанные! Я с вами поздоровалась, а вы молчите. А почему вы так шумите?

Гномы: Мы не шумим. Мы слово подбираем!

Воспитатель: Какое слово?

Гномы: Нужное!

Воспитатель: А зачем оно вам?

Гномы: Чтоб сундук открылся!

Воспитатель: А что, он без этого слова не открывается, почему?

Гномы: потому что сундук-то заколдованный!

Воспитатель: Ах, вот оно что! И вы не можете одного-единственного слова подобрать?

Гномы: Да мы ему уже тысячу разных слов говорили, приказывали, а он не открывается.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете это волшебное слово? Давайте поможем гномам.

Гномы: Сундук, откройся, пожалуйста! (Сундук открывается в нём лежит книга вежливых слов)

Вопросы к детям:

- Пожалуйста, охарактеризуем поступки героев.

- В чём выражалось неправильное поведение гномов?

- Бывают ли у вас такие ситуации? В чём это проявляется?

- Можно ли грубить друг другу, перебивать друг друга?

2 сценка

Воспитатель: Жили-были Птичка и Петушок. Вот как-то раз они поссорились и сидят хмурые и надутые.

Что случилось? Отчего вы такие сердитые? Ну, конечно, поссорились. А надо бы помириться!

Птичка: Я с этим Петушком мириться не буду. Он невежливый. Я сказала ему «здравствуй», а он мне не ответил.

Петушок: А зачем опять говорить, я тебя только вчера видел.

Птичка: Но я же сегодня сказала «здравствуй»!

Петушок: Ну и что? У меня ещё вчерашнее не кончилось.

Воспитатель: Да ты что, Петушок, ты хочешь, чтобы Птичка заболела?

Петушок: Почему? Я не хочу, чтобы она болела!

Воспитатель: А что ты для неё «здравствуй» пожалел? Ведь «здравствуй» - это значит будь здоров, не болей!

Петушок: А ты тоже, птица, не очень-то вежлива!

Птичка: Это ты невежлив. Почему ты зовешь меня птицей?

Воспитатель: Птичка, а как ты зовешь Петушка?

Птичка: Никак, я просто кричу ему: «Эй, ты!»

Вопросы к детям:

-Как вы думаете правильно ли ведут себя герои этого сюжета?

- Что было неправильным в их поведении?

- Как бы вы повели себя в этой ситуации?

- Вы знаете, как надо общаться с друг другом и обращаться к друг другу?

(Ответы детей)

Правильно, нужно ласково обращаться друг к другу, не грубить, не дразнить и уважать друг друга. Вот послушайте песенку о вежливости.

Ведущий:

- Ребята, существует много русских пословиц, поговорок, которые тоже говорят о культуре нашей речи.

Какие пословицы вы знаете о правильной и красивой речи?

Дети:

Человек спрятан за своими словами;

Хорошую речь хорошо слушать;

Как услышано, так и сказано;

Недоброе слово, что огонь жжёт.

Сперва подумай, а там и скажи.

Лучше недоговорить, чем переговорить.

Слово - стрела, выпустишь - не вернешь.

Ласковое слово не трудно, а скоро.

С умным разговориться, что мёду напиться.

Умную речь хорошо и слушать.

Сердечное слово до сердца доходит.

Человек спрятан за своими словами;

Хорошую речь хорошо слушать;

Как услышано, так и сказано;

Воспитатель:

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья

Бывает, что, очень рассердившись на кого-то, вы грубо или некрасиво ответили? Культурному человеку в данной ситуации становится стыдно за свою случайную грубость, и он обязательно извиниться.

Физминутка:

«Я здороваюсь везде»

Словесная игра «Назови вежливое слово»

Дети:

Здравствуйте;

Рад вас видеть;

Приветствую вас;

Добрый день;

Позвольте;

Благодарю;

Спасибо;

Пожалуйста;

До свидания;

Всего доброго;

Извините

Воспитатель:

- Эти слова никогда не перестанут нравиться. Вежливость – это то, без чего нельзя обойтись как без воздуха. Никогда не отвечайте бранью на брань, грубостью на грубость. Помните! Вежливость – лучшее лекарство от злобы, грубости, бескультурья. Пусть эти вежливые слова всегда звучат в вашей речи. Они станут волшебными для вас и помогут вам в жизни.

Воспитатель:

- Ребята, а вы любите сказки?

А что такое сказка?

(ответы детей)

Воспитатель: «Верно, сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения. Недоступное становится доступным, нереальное реальным. Именно поэтому сказки любят и дети, и взрослые.

- Какие бывают сказки? (ответы детей)

Сказка бродит у ворот,

С нами водит хоровод

- Ребята, я предлагаю вам послушать эпизоды из сказок, сказать название и оценить поступки героев.

- Эпизод из сказки «Морозко»

- Двое знакомых решили дружить,

Начали в гости друг к другу ходить.

Но отношения скоро распались,

Так как друг с другом они не считались.

(Лиса и журавль)

Беседа по содержанию

Воспитатель: Ребята, мы много сегодня говорили о речевом этикете, так, что такое этикет?

Стихи:

Что такое этикет?

Это можно,

Это нет.

Этикет, как этикетка

И хорошая отметка,

Но не только в дневнике,

У людей на языке…

Очень просто жить культурно

Все прекрасно,

Что не дурно.

Четыре волшебные слова –

ЭТИКЕТА основа.

Вы часто их говорите,

Звучат они очень красиво:

ЗДРАВСТВУЙТЕ, ИЗВИНИТЕ,

ПОЖАЛУЙСТА и СПАСИБО.

Если кто плохое слово

Произнёс – не повторяй,

Ты его не слышал словно –

ЭТИКЕТ на забывай!

Доброе утро

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться :

— Доброе утро!

— Доброе утро!-

Солнцу и птицам.

— Доброе утро!-

Улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро

Длится до вечера.

Папа разбил

Драгоценную вазу.

Бабушка с мамой

Нахмурились сразу.

Но папа нашелся;

Взглянул им в глаза,

И робко и тихо

«Простите» — сказал.

И мама молчит, улыбается даже.

— Мы купим другую,

Есть лучше в продаже…

«Простите!»

Казалось бы,

Что в нем такого?

А вот ведь какое чудесное слово!

Нам желают:

Доброго пути!

Будет легче

Ехать и идти.

Приведет, конечно,

Добрый путь

Тоже к доброму чему-нибудь.

Если ты не прав

– Простите!

Вдруг толкнул

– Ой, извините.

Друг приветствует, в ответ

Отвечай ему: - Привет!

Итог занятия

- Ребята, ?а сейчас мы проверим, умеете ли вы пользоваться правилами речевого этикета. Мы поиграем в игру «Подскажи словечко»

Словесная игра: «Подскажи словечко».

- Большое.. Вы мне очень помогли.

- Будьте., билетик на трамвай.

- До новой встречи. Был. познакомиться.

- Будьте. ., подскажите, пожалуйста.

- Разрешите с вами..

- Извините,. , я наступил вам на ногу.

- Прошу., я был не прав.

- Я вас. за доставленное удовольствие.

- Извините за., не подскажите, который час.

Воспитатель:

Вы еще маленькие, но в жизни предстоит встретиться с различными людьми, вы побываете в разных жизненных ситуациях. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать для вас привычкой.

Добрым словом сможешь ты

Избежать любой вражды,

Мир узнать и помириться,

С новым другом подружиться

Реб. :

Мы благодарны всем гостям,

Что вы пришли сегодня к нам,

Приходите к нам опять,

Будем вас мы очень ждать!

Публикации по теме:

Наглядное моделирование как прием развития речи детей Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного.

Педагогические условия формирования культуры общения детей старшего дошкольного возраста Современное общество ставит перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Речевой этикет» (подготовительная группа)
Опубликовано: 2 апреля 2014 в 16:26
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД «Речевой этикет» (подготовительная группа)» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Ткачёва (УИ 211021) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД