МААМ-картинки

Конспект НОД «Русский народный костюм»

Наталья Морозова
Конспект НОД «Русский народный костюм»

КОНСПЕКТ

непосредственно - образовательной деятельности

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

в подготовительной к школе группе (6 - 7 лет)

Тема: «Русский народный костюм»

Воспитатель: Морозова Наталья Викторовна

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.

Вид деятельности: непосредственно - образовательная.

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Публикация «Конспект НОД „Русский народный костюм“» размещена в разделах

Цель: Показать детям неразрывную связь между различными видами искусства: народным промыслом, музыкой.

Программное содержание

Образовательные задачи:

• обобщение и конкретизация знаний детей об истории русского национального костюма;

• развитие умения детей составлять узоры на бумаге печатанием поролоновым тычком по трафарету;

Развивающие задачи:

активизация и обогащение словаря: орнамент, оболочка, косоворотка.

Воспитательные задачи:

• воспитание чувства любви к Родине, гордости за свой народ и культуру.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций к сказкам, на которых изображены герои в русских народных костюмах. Беседа об истории русского народного костюма.

Материалы и оборудование: Иллюстрации к сказкам: «Курочка Ряба», «Гуси-Лебеди», куклы в русских национальных костюмах, сундук, русский народный сарафан, платок, рубаха, косоворотка, береза.

Заготовки силуэтов сарафанов для рисования, гуашь, поролоновые тычки, трафареты цветочного орнамента, аудиозапись: «Во поле береза стояла», «Лапти да лапти».

Ход НОД: 1. Мотивационно-организационный этап.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Мы живем с вами в современном мире, одежду покупаем в магазинах, модно одеваемся. А вам интересно знать, как жили люди в давние времена, во что они одевались?

Дети: Да, интересно.

Воспитатель: А как можно назвать, одним словом наших прабабушек, прадедушек?

Дети: Предки.

Воспитатель: Верно! Ребята, откуда мы можем узнать, как жили наши предки?

Дети: Из книг, фильмов, музеев.

Воспитатель: Молодцы, правильно! Я предлагаю вам отправиться в наш мини - музей. Отправляемся?

Дети: Да, отправляемся!

2. Исполнительский этап.

Воспитатель вместе с детьми подходят к мини - музею, обращает внимание детей на иллюстрации к русским народным сказкам.

Воспитатель: Из какой сказки эти иллюстрации?

Дети: «Курочка Ряба», «Гуси - Лебеди».

Воспитатель: Молодцы, правильно. Обратите внимание на одежду персонажей сказок, во что одета баба из сказки «Курочка Ряба»?

Дети: Сорочка, платок, юбка.

Воспитатель: Правильно! Обратите внимание на обувь - это лапти. Лапти - это низкая обувь, сплетенная из древесного лыка. Ребята, во что одет дед?

Дети: Рубаха, штаны, лапти.

Воспитатель: Это не просто рубаха - это косоворотка. Мужские рубашки шились с косым воротом, застежка была с боку, отсюда и название - косоворотка.

Давайте повторим новые для вас слова: лапти, косоворотка.

Дети повторяют.

Воспитатель: Я знаю замечательную песню «Лапти, да лапти». Давайте споем ее вместе?

Динамическая пауза.

Звучит аудиозапись песни «Лапти, да лапти». Дети встают в круг и повторяют движения за воспитателем: выставление поочередно правой и левой ноги на пятку, хлопок в ладоши, наклон вниз, шаг вправо - притоп, шаг влево - притоп. Руки вверх - хлопок над головой.

Воспитатель: Посмотрите на кукол, расположенных в нашем музее. Они одеты в русский национальный костюм. А вы знаете, как в народе называли одежду?

Дети: Затрудняются ответить.

Воспитатель: Одеваться, значило - облачаться. Как называлась одежда?

Дети: Оболочка.

Воспитатель: Молодцы, правильно! Оболочка, давайте вместе повторим.

Дети с воспитателем повторяют.

Воспитатель: Русские сарафаны были очень красивы. Их украшали вышивкой. Кроме вышивки одежду украшали тесьмой, полосками бархата, бисером (показывает на одежде кукол). Обратите внимание, каких цветов ткань использовали для пошива одежды?

Дети: Белый, синий, желтый, красный, коричневый.

Воспитатель: Вы знаете, что символизируют эти цвета?

Белый цвет что символизирует?

Дети: Белый цвет символизирует - свет, чистоту.

Воспитатель: Желтый?

Дети: Желтый цвет символизирует - солнце, богатство.

Воспитатель: Синий цвет?

Дети: Символ неба.

Воспитатель: Красный цвет?

Дети: Символ тепла.

Воспитатель: Коричневый?

Дети: Коричневый цвет - символ земли.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

(показывает кокошник)

Это женский головной убор - кокошник, он украшался бисером, золотыми нитями, стеклом, у наиболее богатых - драгоценными камнями.

Давайте повторим - кокошник.

Дети вместе с воспитателем повторяют.

Воспитатель: Красивый узор на сарафане у куклы называется - орнамент, это чередование повторяющихся элементов.

Продолжаем экскурсию по нашему мини-музею. В чем, как вы думаете, хранили вещи в древней Руси?

Дети: Вещи хранили в сундуках.

Воспитатель: Молодцы, правильно! Вещи в старину хранили в сундуках.

(открывает накрытый сундук)

Старый бабушкин сундук

Тайны жизни в нем живут…

Воспитатель достает из сундука сарафан, платок, косоворотку, рубаху. Рассматривают орнамент, вышитый на сарафане.

Воспитатель: Я вам приготовила силуэты сарафанов и трафареты. Предлагаю вам украсить сарафаны орнаментом. Присаживайтесь за столы.

(дети присаживаются за столы, на которых заранее разложены трафареты, силуэты сарафанов, поролоновые тычки, гуашь красного и зеленого цвета, вода, салфетки на каждого ребенка).

Украшать сарафаны мы будем растительным орнаментом, т. е. чередование листок, цветок. «Вышивать» будем при помощи трафарета.

Воспитатель: Перед работой давайте разомнем руки.

Пальчиковая гимнастика «Будем пальчики считать»

После показа воспитателя, дети приступают к работе: прикладывают к силуэтам сарафанов поочередно, сначала один потом другой трафареты и закрашивают их поролоновым тычком.

3. Рефлексивный этап.

Анализ работ. Воспитатель предлагает детям вокруг макета березы выстроить хоровод из силуэтов сарафанов.

Воспитатель: Ребята, куда мы с вами сегодня ходили?

Дети: Мы сегодня ходили в музей.

Воспитатель: Что нового узнали?

Дети: Мужская рубаха с косым воротом называется косоворотка.

Воспитатель: Правильно! Еще мы с вами рассматривали женский головной убор, как он называется?

Дети: Кокошник.

Воспитатель: Правильно! Узор, которым мы с вами украшали сарафаны, как называется?

Дети: Орнамент.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

В таких сарафанах красны девицы собирались возле березок, где их ждали, добры молодцы, вместе они пели песни веселые, водили хороводы. Предлагаю вам встать в хоровод вокруг нашей березки.

Звучит аудиозапись «Во поле береза стояла»

Публикации по теме:

Дидактическая игра-раскраска по номерам «Русский народный костюм»Дидактическая игра-раскраска по номерам «Русский народный костюм» Перед вами - черно-белые раскраски, но по мотивам русского народного костюма! Можно их просто раскрасить, а можно, придерживаясь определенных.

Русский народный праздник «Святки-Колядки»Русский народный праздник «Святки-Колядки» На праздник мы хотели пригласить родителей, но многие не смогли и решили пригласить старших детей. Они вместе с нами участвовали в конкурсах,.

Фотоотчет «Русский народный костюм»Фотоотчет «Русский народный костюм» В нашем детском саду мы стараемся уделять большое внимание истокам русской культуры. Огромное значение в сознании дошкольников имеет изучение.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Русский народный инструмент балалайка»Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Русский народный инструмент балалайка» Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию на тему: «Русский народный музыкальный инструмент-БАЛАЛАЙКА» в подготовительной группе.

Конспект занятия по рисованию «Русский народный сарафан» с детьми дошкольного возрастаКонспект занятия по рисованию «Русский народный сарафан» с детьми дошкольного возраста Цель: создать условия для формирования интереса к русскому прикладному искусству, стремление знать и использовать в жизни устное народное.

Конспект занятия «Русский народный праздник встречи весны «Сороки» для детей младшего школьного возрастаКонспект занятия «Русский народный праздник встречи весны «Сороки» для детей младшего школьного возраста Конспект занятия по теме: «Русский народный праздник - встреча весны «Сороки» для детей младшего школьного возраста. История праздника.

Мастер-класс по пошиву «Русский народный женский сарафан»Мастер-класс по пошиву «Русский народный женский сарафан» У каждого народа есть свой традиционный наряд. В России такими костюмами являются рубака, штаны и кафтан для мужчин, и сарафан с рубахой.

Проект «Русский народный календарь для детей 4–5 лет жизни»Проект «Русский народный календарь для детей 4–5 лет жизни» Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4-5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством». Часть 8. 10 декабря.

Проект «Встреча зимы и весны. Русский народный праздник Масленица»Проект «Встреча зимы и весны. Русский народный праздник Масленица» Проект «Встреча зимы и весны. «Русский народный праздник Масленица» Автор проекта: Середонина Инесса Васильевна Место работы: МАДОУ No474.

Выставка детских работ по рисованию «Русский народный костюм» в подготовительной группеВыставка детских работ по рисованию «Русский народный костюм» в подготовительной группе Тема: «Русский народный костюм». Задачи: познакомить детей с историей мужской и женской одежды, с русским народным костюмом; развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Русский народный костюм»
Опубликовано: 21 октября 2020 в 11:13
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД