Оксана Халеева
Проект «Русский народный календарь для детей 4–5 лет жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4-5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством».
Часть 8. 10 декабря. Роман – рыбы хоронятся в ямах и омутах.
Цели:
1. Познакомить детей с представителями рек, морского дна, рассказать об их особенностях, о приспособленности к жизни в водной среде.
2 .Развивать воображение, образную память, умение придумывать композиционное построение изображения.
Публикация «Проект „Русский народный календарь для детей 4–5 лет жизни“» размещена в разделах
3. Способствовать развитию формообразующих движений в работе с пластилином.
Программные задачи: знакомство с традициями народного календаря; подвести детей к обобщённому понятию «рыбы». (Голова, на голове есть жабры, туловище удлинённое и покрыто чешуйками, передвигаются с помощью плавников); продолжать формировать у детей потребность ухаживать и любоваться рыбками; красотой, разноцветием и декоративностью рыбок; учить создавать декоративный образ рыбок и морских обитателей в технике пластилинография. Поощрять инициативу и самостоятельность детей, внесение в работу тематических дополнений.
Материалы и оборудование: иллюстрации рыб, представителей морского дна, аквариум с рыбками, досточка, пластилин, стека, цветной картон.
Предварительная работа: чтение рассказа Г. Снегирёва «Домик осьминога».
Ход занятия.
Загадка: На окошке пруд.
В нём рыбёшки живут.
Что это такое?
Как зовут наших рыбок? Что ещё есть в аквариуме кроме рыбок? (песок, вода, камешки, растения, улитки). Все ли рыбки в аквариуме нашем похожи друг на друга? Чем они отличаются? (величиной, окраской, формой).
А где ещё живут рыбы? (в пруду, реке, озере, море).
Какое время года сейчас идёт? (Зима). Сегодня 10 декабря, праздник по народному календарю, который называется «Роман – рыбы хоронятся в ямах и омутах». В этот день некоторые рыбы укладываются спать на дно реки, пруда, озера (карась, сом, чтобы пережить холодное и голодное время.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть строение живого карася, предлагает потрогать его на ощупь. Какой он? (скользкий, твёрдый)
Чем покрыт? (чешуёй).
Карась вызвал огромный интерес у ребят, кое-кто даже испугался!
Захотелось подержать его в руках.
Я предложила его понюхать (пахнет водорослями и ряской).
Некоторым детям запах не понравился.
Рассмотрели жабры, плавнички.
Чтение стихотворения «Пруд».
На закате дремлет пруд.
По воде круги плывут –
Это маленькие рыбки
Разыгрались там и тут.
Любо им водой плеснуть,
Чешуей на миг блеснуть,-
Рыбкам выпрыгнуть на воздух –
Всё равно что нам нырнуть.
(Е. Стюарт)
Практическая часть.
Пальчиковая гимнастика «Рыбка».
Рыбка плавает в водице, рыбке весело играть. (Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывёт рыбка.)
Рыбка, рыбка, озорница, мы хотим тебя поймать. (Грозят пальчиком, медленно сближают ладони.)
Рыбка спинку изогнула, крошку хлебную взяла. (Снова изображают, как плывёт рыбка. Делают хватательное движение обеими руками.)
Рыбка хвостиком махнула, рыбка быстро уплыла. (Снова «плывут») М. Клокова
Затем воспитатель предлагает детям создать рыбку, рака и осьминога в технике пластилинография.
Для разминки слепили осьминога.
Затем приступили к рыбке. Желающих слепить было много.
Сначала раскатали шар.
Превратили его в лепёшку.
Подготовили плавнички.
Украсили их стекой.
Прикрепили к туловищу.
Сделали глаза, жабры.
Ну и как же обойтись без морских звёзд и водорослей?
Готово!
Ещё один представитель – краб!
Подготовили туловище.
Чтобы сделать зрачок, смешали голубой и белый пластилин.
Раскатали щупальца и присоединили к туловищу.
Украсили работу.
А вот и готовый результат!
Благодарю всех за внимание!