Папки-передвижки

Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством» (41 фото)

Оксана Халеева
Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством»

Часть7. «Варвара зимняя»

Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством»

На Руси народный календарь называется месяцесловом. Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои народные праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления. Цикличность в народном календаре напоминает человеческую жизнь, где весна – молодость, лето-расцвет, осень – время сбора плодов (хорошо если они есть, а то можно жизнь прожить, а плодов не собрать, зима – время мудрости и покоя.

Публикация «Проект „Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством“» размещена в разделах

В народном календаре месяцеслове одно время года всегда сменяет другое и этим определяется жизненный уклад человека. В связи с этим сформировался народный календарь, в котором практически не было дней безымянных, не отмеченных. Каждый день народного календаря был особый, имел своё предназначение. Все это обуславливалось условиями климата, астрологическими явлениями.

С глубины исторических времён на Руси крестьяне – пахари и охотники составляли особые календари – месяцесловы. В них входили наблюдения за погодой, сезонными явлениями, повадками животных и состоянием растений, устанавливались связи между ними. На их основе вырабатывались хозяйственные советы, формировались трудовые обычаи и обряды. Это была своеобразная энциклопедия народных примет, в которой сосредотачивался и сохранялся трудовой опыт многих поколений.

Декабрь – последний, двенадцатый месяц года – месяц весёлых и радостных праздников, но также и суровых, лютых морозов и обманчивых вьюг. На Руси в простонародье имеет название «студень», «грудень», «годопровидец» - год кончает, зиму начинает. У поляков – «грузднем», а у сербов «волчьим месяцем».

17 декабря – Варвара зимняя.

Трещит Варюха - береги нос и ухо. На Варвару великомученицу ожидали особенно сильных морозов, которые продолжались и в следующие несколько дней. Считалось, что это один из самых холодных дней, а холода на Варвару уступают только крещенским.

18 декабря – день Саввы – сальника

. По приданиям, Савва продолжает Варварино дело – морозит реки и озёра. Именно с этим днём была связана поговорка «Варвара мостит, Савва гвозди вострит, Никола прибивает». Наши предки верили,что по земле в это время расхаживает сам Дедушка Мороз. Вдохнёт он поглубже, всё вокруг замрёт в оцепенении ледяном, топнет ногой – и затрещат деревья, скованные стужей, скажет слово – и опадёт оно облаком снежным. Самое время доброму человеку греться на тёплой печке.

Пусть метёт метелица,

Белым снегом стелется.

А мы валенки надели,

Не боимся мы метели…

Дети вспоминали, что они видели раньше – улицы были занесены снегом, очень много было снега, всё было запорошено - деревья, кустарники, дома… На участке детского сада стоят большие сугробы снега. Дворник большой лопатой разгребает снег. На прогулке слепили трёх снеговичков. Дети посмотрели в окно, а за окном продолжает крупными хлопьями падать снег:

Снег пушистый, серебристый,

Мягким стелется ковром,

И снежинки, как пушинки,

Вьются весело, кругом…

У детей появилось желание то, что они видели, отразить в общей композиции. Воспитатель предложила: «А давайте наших снеговичков пригласим на хоровод вокруг ёлки!». Ребята с радостью согласились. Но картина будет у нас необычная, потому что в работе мы будем использовать нетрадиционные техники рисования, такие как: рисование зубной щёткой, штампонирование (оттиск) губкой, пластилинография, использование спичек, хвойных иголок, аппликация. И работа «закипела».

Начали работу с рисования сугробов зубной щеткой.

Фото «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством»

Объяснила детям, что нужно посильнее нажимать.

Проект - фото
Фото №1 Варвара зимняя

Еловых веточек

Фото №2 На Руси народный Фото №3 Календарь погоды и природы календарь называется месяцесловом

Две Настюши и Камилла раскрасили шапочки снеговикам.

Фото №4 Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни описывая по дням месяц за месяцем где каждому дню соответствовали свои Фото №5 Народная культура фольклор народные праздники или будни обычаи и суеверия традиции и обряды природные приметы и явления Фото №6 Публикация Проект Русский народный календарь в ознакомлении детей лет жизни с природой и изобразительно прикладным искусством размещена в разделах Декоративно прикладное творчество

Серёжа водрузил звезду

Фото №7 Проекты проектная деятельность Календарь погоды и природы Народная культура фольклор Народные промыслы игрушки прикладное творчество Проекты

Посыпали ёлочки «снегом».

Фото №8 В связи с этим сформировался народный календарь в котором практически не было дней безымянных не отмеченных Фото №9 Каждый день народного календаря был особый имел своё предназначение

Вырезали разноцветные шары, приклеили на еловые «лапки».

Фото №10 Все это обуславливалось условиями климата астрологическими явлениями

Из спичек смастерили домик. Кропотливая работа!

Фото №11 С глубины исторических времён на Руси крестьяне пахари и охотники составляли особые календари месяцесловы Фото №12 В них входили наблюдения за погодой сезонными явлениями повадками животных и состоянием растений устанавливались связи между ними Фото №13 На их основе вырабатывались хозяйственные советы формировались трудовые обычаи и обряды

Посыпали ёлочку иголками.

Это была своеобразная энциклопедия народных примет в которой сосредотачивался и сохранялся трудовой опыт многих поколений Декабрь последний двенадцатый месяц года месяц весёлых и радостных праздников но также и суровых лютых морозов и обманчивых вьюг На Руси в простонародье имеет название студень грудень годопровидец год кончает зиму начинает У поляков грузднем а у сербов волчьим месяцем

Ой, а они ещё и колются!

Фото №14 декабря Варвара зимняя

Вырезали огоньки для гирлянды.

Трещит Варюха береги нос и ухо На Варвару великомученицу ожидали особенно сильных морозов которые продолжались и в следующие несколько дней Считалось что это один из самых холодных дней а холода на Варвару уступают только крещенским декабря день Саввы сальника По приданиям Савва продолжает Варварино дело морозит реки и озёра

Вика губкой сделала бантики

Фото №15 Именно с этим днём была связана поговорка Варвара мостит Савва гвозди вострит Никола прибивает Фото №16 Наши предки верили что по земле в это время расхаживает сам Дедушка Мороз

Тяжело давались снеговички… Пластилин предварительно нагревали на батарее, чтобы был мягче.

Фото №17 Вдохнёт он поглубже всё вокруг замрёт в оцепенении ледяном топнет ногой и затрещат деревья скованные стужей скажет слово и опадёт оно облаком снежным Фото №18 Самое время доброму человеку греться на тёплой печке

Заблестели снежинки на ёлочке.

Фото №19 Пусть метёт метелица Белым снегом стелется

«Оживили» лица снеговичкам.

Фото №20 Дворник большой лопатой разгребает снег Фото №21 На прогулке слепили трёх снеговичков Фото №22 Воспитатель предложила А давайте наших снеговичков пригласим на хоровод вокруг ёлки

Нарисовали снежинки

Фото №23 Ребята с радостью согласились Фото №24 И работа закипела Фото №25 Начали работу с рисования сугробов зубной щеткой Фото №26 Объяснила детям что нужно посильнее нажимать

Зима без снегопада – не зима!

Фото №27 Еловых веточек

А вот и наш шедевр!

Фото №28 Две Настюши и Камилла раскрасили шапочки снеговикам Фото №29 Серёжа водрузил звезду
Публикации по теме:

Духовно-нравственное развитие детей через знакомство с декоративно-прикладным искусством «Духовно-нравственное развитие детей через знакомство с декоративно-прикладным искусством». Народное декоративное искусство –часть национальной.

Фотоотчёт проекта «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 года жизни с природой»Фотоотчёт проекта «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 года жизни с природой» Фотоотчёт проекта «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4-5 года жизни с природой и изобразительно - прикладной деятельностью».

Фотоотчёт о проекте «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой»Фотоотчёт о проекте «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой» Фотоотчёт проекта «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4-5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладной деятельностью».

Фотоотчёт проекта «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительной деятельностью»Фотоотчёт проекта «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительной деятельностью» Часть 2 «Садовые цветы». Программные задачи: подвести детей к понятию «садовые цветы» (их выращивает человек около дома, на улице, в.

Фотоотчёт проекта «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительной деятельностью»Фотоотчёт проекта «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительной деятельностью» Часть 5 Харитинин день18 октября. Харитина - вечная ткачиха начинала прядение. Программные задачи: расширять знания детей о Харитинином.

Фотоотчёт «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет с природой и изобразительно-прикладным искусством»Фотоотчёт «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет с природой и изобразительно-прикладным искусством» Фотоотчёт о реализации проекта на тему: «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4-5 лет жизни с природой и изобразительно – прикладным.

Кружок по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством Кружковая работа-методическая разработка. «Организация работы по декоративно-прикладному искусству» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА – кружковая.

Лэпбук по ознакомлению детей с народным декоративно-прикладным искусством «Народные промыслы России»Лэпбук по ознакомлению детей с народным декоративно-прикладным искусством «Народные промыслы России» Лэпбук по ознакомлению детей с народным декоративно – прикладным искусством «Народные промыслы России» Возрастная адресность: старший дошкольный.

Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством»Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством» Часть 6. 10 ноября. Ненила –льняница, льняные смотрины. Программные задачи: познакомить детей со льном (семена, растение лён, цветение.

Проект «Русский народный танец в детском саду» ПРОЕКТ для подготовительной (смешанной) группы «Русский народный танец в детском саду» Вид проекта: -Творческо-познавательный. -Интегрированный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством»
Опубликовано: 3 февраля 2018 в 11:49
+428Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 133.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД