Оксана Халеева
Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством»
▼ Скачать + Заказать документы
Часть7. «Варвара зимняя»
На Руси народный календарь называется месяцесловом. Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои народные праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления. Цикличность в народном календаре напоминает человеческую жизнь, где весна – молодость, лето-расцвет, осень – время сбора плодов (хорошо если они есть, а то можно жизнь прожить, а плодов не собрать, зима – время мудрости и покоя.
Публикация «Проект „Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- ИЗО. Проекты, проектная деятельность
- Календарь погоды и природы
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» февраль 2018
В народном календаре месяцеслове одно время года всегда сменяет другое и этим определяется жизненный уклад человека. В связи с этим сформировался народный календарь, в котором практически не было дней безымянных, не отмеченных. Каждый день народного календаря был особый, имел своё предназначение. Все это обуславливалось условиями климата, астрологическими явлениями.
С глубины исторических времён на Руси крестьяне – пахари и охотники составляли особые календари – месяцесловы. В них входили наблюдения за погодой, сезонными явлениями, повадками животных и состоянием растений, устанавливались связи между ними. На их основе вырабатывались хозяйственные советы, формировались трудовые обычаи и обряды. Это была своеобразная энциклопедия народных примет, в которой сосредотачивался и сохранялся трудовой опыт многих поколений.
Декабрь – последний, двенадцатый месяц года – месяц весёлых и радостных праздников, но также и суровых, лютых морозов и обманчивых вьюг. На Руси в простонародье имеет название «студень», «грудень», «годопровидец» - год кончает, зиму начинает. У поляков – «грузднем», а у сербов «волчьим месяцем».
17 декабря – Варвара зимняя.
Трещит Варюха - береги нос и ухо. На Варвару великомученицу ожидали особенно сильных морозов, которые продолжались и в следующие несколько дней. Считалось, что это один из самых холодных дней, а холода на Варвару уступают только крещенским.
18 декабря – день Саввы – сальника
. По приданиям, Савва продолжает Варварино дело – морозит реки и озёра. Именно с этим днём была связана поговорка «Варвара мостит, Савва гвозди вострит, Никола прибивает». Наши предки верили,что по земле в это время расхаживает сам Дедушка Мороз. Вдохнёт он поглубже, всё вокруг замрёт в оцепенении ледяном, топнет ногой – и затрещат деревья, скованные стужей, скажет слово – и опадёт оно облаком снежным. Самое время доброму человеку греться на тёплой печке.
Пусть метёт метелица,
Белым снегом стелется.
А мы валенки надели,
Не боимся мы метели…
Дети вспоминали, что они видели раньше – улицы были занесены снегом, очень много было снега, всё было запорошено - деревья, кустарники, дома… На участке детского сада стоят большие сугробы снега. Дворник большой лопатой разгребает снег. На прогулке слепили трёх снеговичков. Дети посмотрели в окно, а за окном продолжает крупными хлопьями падать снег:
Снег пушистый, серебристый,
Мягким стелется ковром,
И снежинки, как пушинки,
Вьются весело, кругом…
У детей появилось желание то, что они видели, отразить в общей композиции. Воспитатель предложила: «А давайте наших снеговичков пригласим на хоровод вокруг ёлки!». Ребята с радостью согласились. Но картина будет у нас необычная, потому что в работе мы будем использовать нетрадиционные техники рисования, такие как: рисование зубной щёткой, штампонирование (оттиск) губкой, пластилинография, использование спичек, хвойных иголок, аппликация. И работа «закипела».
Начали работу с рисования сугробов зубной щеткой.
Объяснила детям, что нужно посильнее нажимать.
Еловых веточек
Две Настюши и Камилла раскрасили шапочки снеговикам.
Серёжа водрузил звезду
Посыпали ёлочки «снегом».
Вырезали разноцветные шары, приклеили на еловые «лапки».
Из спичек смастерили домик. Кропотливая работа!
Посыпали ёлочку иголками.
Ой, а они ещё и колются!
Вырезали огоньки для гирлянды.
Вика губкой сделала бантики
Тяжело давались снеговички… Пластилин предварительно нагревали на батарее, чтобы был мягче.
Заблестели снежинки на ёлочке.
«Оживили» лица снеговичкам.
Нарисовали снежинки
Зима без снегопада – не зима!
А вот и наш шедевр!