Оксана Халеева
Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством»
▼ Скачать + Заказать документы
Часть 6. 10 ноября. Ненила –льняница, льняные смотрины.
Программные задачи: познакомить детей со льном (семена, растение лён, цветение льна, изображение на иллюстрации); познакомить с изделиями из льна (полотенце, скатерть, салфетки). Познакомить с народной традицией украшения льняных изделий; рассмотреть вышитые изделия Владимирских, Шуйских вышивальщиц; украсить «полотенце» узорами из геометрических элементов, воспитывать у детей бережное отношение к вещам.
Публикация «Проект „Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- ИЗО. Проекты, проектная деятельность
- Календарь погоды и природы
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Предварительная работа: чтение К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», рассматривание иллюстраций, коробочка со льном, экскурсия к аптечному киоску, в «Русскую избу», слушание песни жаворонка.
Материалы и оборудование: коллекция «Лён», лоскутки льняных тканей, полотенце, скатерть, салфетки, бумага белая (серая) удлинённой формы (полотенце, полоска красной бумаги (для деталей орнамента, клей, кисть, ножницы, иллюстрации с изображением льна, тракторист пашет землю.
Ход занятия.
1-я часть. Беседа о льне.
Беседа:
-Какое время года идёт?
-Какие вечера наступили? (длинные).
Воспитатель рассказывает, что длинными вечерами, когда в поле работы нет, всё убрано, женщины, управившись с домашним хозяйством, брались за рукоделие.
-Из чего сделаны ткани? (из суровых ниток).
-Из чего делают нитки? (из растения, которое называется лён).
Дети рассматривают зёрна льна, трогают их на ощупь (скользкие, гладкие, маленькие, блестящие, продолговатые, тёмные (коричневые).
Рассматривают иллюстрацию с изображением растения, рассматривают иллюстрации цветущего (голубого) поля.
-Где выращивают лён? (на поле).
-Кто ухаживает за льном? (люди). Тракторист вспахал землю, сбороновал – разбил её.
Воспитатель показывает картинку, как пашут поле.
-Природа помогала расти льну? (солнышко грело, тучка – поливала водой, птички летали над полем, собирали насекомых, червяк рыхлил землю).
Дети рассматривают вышитые полотенца, скатерть, салфетки. Любуются красивым орнаментом.
Воспитатель обьясняет некоторые элементы орнамента.
Дети сходили на экскурсию в «Русскую избу». Рассмотрели вышитые рушники, шторы.
Успели даже поиграть с куклами – пеленашками.
С раннего детства девочки учились вышивать. Это занятие было традиционным для русской женщины как в бедной, так и в богатой семье. Крестьянская девушка должна была готовить себе приданое: свадебный наряд, выходную одежду, постельное бельё, скатерти, полотенца, занавески и многое другое. Девушки из зажиточных и даже богатых семей вышиванием заполняли своё свободное время.
Такая работа считалась самой подходящей для женщины. Любовное ласковое и очень уважительное отношение народа к труду вышивальщицы отразилось в стихах и песнях.
На горе-то стоит ёлочка,
Под горой стоит светёлочка.
Во высоком новом тереме,
Во столовой новой горенке,
На дубовой новой лавочке
Тут сидела красна девица.
Во левой руке держала пяличко,
Во правой руке иголочку.
Она шила, красна девица,
И по плису, и по бархату,
По белому да коленкорчику,
Она шила, красна девица,
По атласной алой ленточке:
Шила девица приданое
Что приданое немалое.
Истоки узорчатой сказки.
Основой строчевышивального промысла стали богатые народные традиции. Они формировались на протяжении столетий. Причудливыми орнаментами украшалась одежда, а также предметы быта. Вышивальщицы воплощали очень интересные и многообразные сюжеты вплоть до стилизованных фигур людей и животных. Всадники на конях, женщины в сарафанах, летящие птицы, сказочные деревья – всё это складывалось из множества ажурных квадратов. Виды швов тоже были очень разными. Узор составляется из отдельных квадратов – они причудливо группируются, в результате получаются разнообразные фигуры.
Узоры могут быть как ажурными, так и достаточно плотными.
У мастериц есть немало секретов. Работы лучших вышивальщиц пользовались большим спросом и нередко продавались в магазинах Москвы и Санкт – Петербурга. Популярны были изделия с растительными мотивами – розами и виноградными гроздьями. Промысел сформировался во второй половине 19 века. Первое предприятие по производству строчевышивальных изделий было открыто в селе Верхний Ландех. Основателем стал купец Николай Николаевич Елисеев.
Сейчас широко применяются швейные машины. Однако некоторые мастерицы продолжают вышивать вручную. Такая работа представляет собой особую ценность. Интересно, что испанская королева София приобрела вышитый жилет. Трудились над ним мастерицы из Шуи. Подобные изделия действительно производят впечатление королевской роскоши. Традиции продолжают сохраняться и развиваться. Квадрат за квадратом – и постепенно создаётся настоящая сказка из воздушных узоров.
Воздушные, лёгкие орнаменты как будто сотканы из множества снежинок. Невольно вспоминаются морозные узоры на зимнем окне.
Тонкие нити складываются в целые картины. Изысканные гирлянды и роскошные букеты из белоснежных цветов заполняют собой полотно. Такая ажурная вышивка получила название строчевой. Утончённые, грациозные композиции создаются умелыми руками мастериц из Ивановской области.
Воспитатель предлагает детям тоже попытаться украсить полотенце красивым красным орнаментом.
Некоторые дети неправильно держат фломастер и им требуется моя помощь.
По окончании работы воспитатель говорит детям, что сейчас устроим «смотрины», как было в старину в день Ненилы – льняницы, когда устраивали льняные смотрины. Дети выставляют свои работы, рассматривают их, каждый ребёнок говорит о своём узоре.