Лучший педагог года

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Ах, эти русские народные сказки» (7 фото)

Наталья Шардакова
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Ах, эти русские народные сказки»

Конспект составила: воспитатель МБДОУ № 11 «Машенька» Шардакова Наталья Владимировна, г. Сургут 2014г.

Тип: комплексное занятие.

Интеграция образовательных областей: чтение художественной литературы, коммуникация, социализация, физическая культура, музыка.

Цель: познакомить с величайшим богатством русской народной культуры – сказками.

Задачи:

Чтение художественной литературы:

1)Вызвать интерес детей к художественной литературе.

Публикация «Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста „Ах, эти русские народные сказки“» размещена в разделах

2)Закреплять знания о жанровых особенностях русской сказки.

3)Закрепить представление детей об особенностях композиции сказок (зачин, кульминация, концовка).

4)Учить замечать и использовать при пересказе выразительные средства языка сказки (повторы, «сказочные» слова, образные выражения).

Коммуникация:

1)Учить выразительно передавать диалоги персонажей.

2)Работать над совершенствованием фразовой речи:

- строить распространённые предложения в соответствии с правилами управления и согласования;

- умение говорить чётко, ритмично, договаривая окончания слов.

3)Учить детей строить полные и выразительные ответы на вопросы по содержанию сказки.

4)Учить детей самостоятельно составлять анализ сказки на основе построения наглядной модели.

Социализация:

1)Продолжать развивать интерес к театрализованной игре путем активного вовлечения детей в игровые действия.

2)Учить детей создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажей сказки, узнавать сказочные ситуации по заместителям, подбирать заместители по цвету, величине, характеру персонажей сказки.

Физическая культура:

1)Развивать потребность в двигательной активности.

Музыка:

1)Способствовать развитию музыкального воображения.

Материал и оборудование: настольные театры, крупные иллюстрации к сказкам, маски, костюмы персонажей-животных, игрушка Колобок, наглядные модели к сказкам.

Используемые виды моделей:

– сериационный ряд (сказка «Колобок»);

- двигательное моделирование (сказка «Три медведя»);

- временно-пространственное моделирование (сказка «Заюшкина избушка»).

Приемы и методы: Сюрпризный момент, беседа с детьми, показ иллюстраций, игровые приемы, дидактическая игра «Охарактеризуй героев», использование наглядного моделирования при анализе сказок, драматизация.

Предварительная работа:

1)Знакомство с русскими народными сказками.

2)Рассматривание иллюстраций к сказкам, выполненных известными детскими художниками-иллюстраторами.

3)Театрализованная деятельность, драматизация русских народных сказок.

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

Звучит музыка песни «В гостях у сказки». Дети приглашают гостей в группу, здороваются, предлагают им садиться.

Воспитатель: Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне. Я знаю, что вы очень любите сказки. Хотели бы вы попасть в страну сказок? Для этого нужно произнести волшебное заклинание, повторяйте за мной:

Сказки правят волшебством,

Много в них чудесных снов,

Там волшебные тропинки,

Там есть присказки, былинки,

Сказка, сказка, отзовись, поскорее нам явись!

А теперь закройте глаза, повернитесь направо, хлопните в ладоши три раза, топните ногами три раза. Ну вот, мы и очутились в стране сказок.

Воспитатель: Сказок много есть на свете, все их очень любят дети.

А чему нас учат сказки, отвечайте без подсказки.

(быть добрыми, справедливыми, помогать друг другу, выручать из беды).

Воспитатель: Какие виды сказок вы знаете?

(авторские сказки и народные сказки).

Чем они отличаются друг от друга?

(авторские сказки пишет писатель, а народные составляет народ).

Воспитатель: Ребята, а на какие виды еще делятся сказки?

(сказки о животных, волшебные сказки, бытовые сказки).

По какому признаку они различаются?

(в сказках о животных главными героями являются животные, они приобретают человеческие черты; каждый герой наделен человеческим характером.

В волшебных сказках происходят чудесные события, волшебные превращения, неожиданные перевоплощения.

Действие бытовой сказки разворачивается в повседневной жизни).

Воспитатель:Ребята, еще нам нужно вспомнить, на сколько частей делится сказка, какие это части?

(начало – зачин сказки, середина – кульминация сказки, конец – концовка сказки).

(в зачине упоминаются некоторые герои сказки, место и время действия.

В кульминации разворачивается сюжет сказки, знакомство с главными героями.

В концовке мы узнаем чем сказка закончилась).

Какие вы помните зачины, концовки?

(«Жили – были…», «За тридевять земель, в тридесятом государстве …»

«В некотором царстве, в некотором государстве…».

«Живут, поживают и добра наживают. " «Я там был, мёд-пиво пил, по бороде текло, а в рот не попало…» «Сказка – ложь, да в ней намек….» «Вот и сказке конец, а кто слушал, молодец!»).

Нередко сказки (особенно волшебные) начинаются с присказок, какие вы запомнили?

(«Это не сказка, а присказка, сказка будет впереди», „Было это на море, на океане…»).

Воспитатель: Ребята, но продолжать беседовать мы будем не по всем сказкам, а только по русским народным.

Обратите внимание на картинную галерею, посмотрите, как художники-иллюстраторы изображают в своих рисунках сказочных персонажей. Каких вы знаете детских художников?

(Владимир Сутеев, Николай Устинов, Юрий Васнецов).

Назовите мне знакомые вам русские народные сказки.

Какие животные часто встречаются в русских народных сказках?

(лиса, волк, заяц, медведь, мышка, петух, журавль).

Дид. игра «Охарактеризуй героев»

Какая лиса в сказках? (Хитрая, коварная, умная, бессердечная, ловкая, лживая, грубая, завистливая, льстивая, находчивая, ловкая, изворотливая, заранее обдумывает свои действия, настоящая актриса).

А какой зайчик? (Добрый, доверчивый, слабый, беззащитный, горемыка). И т. д.

А петушок какой? (смелый, храбрый, хороший, красивый).

А волк какой? (злой, сильный, коварный, бессердечный, глупый).

А медведь? (неуклюжий, ленивый, нерасторопный, сильный).

Воспитатель: Ребята, в нашей стране сказок мне сегодня повстречался, а кто, вы сейчас угадаете:

На сметане мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок,

Покатился… (колобок)

Правильно, ребята, это колобок. Он приглашает нас в кружок.

Физкультминутка (музыкальное сопровождение, дети в кругу - согласование движений со словами текста).

Жил да был Колобок.

На печи он спать не мог,

И на месте не сидел –

У него ведь много дел:

Прыгать с зайкой по дорожкам,

Уносить от волка ножки,

С мишкой по лесу бродить,

В чаще средь ветвей кружить,

То тропинка узкая,

То тропа широкая,

Колобок за мишкою

Ножка в ножку топает.

С боку на бок покачаться,

За день надо все успеть

И лису не проглядеть.

Воспитатель: Ребята, но с Колобком случилось несчастье. Дело в том, что он катился-катился по тропинке и выкатился из своей сказки. Поможем ему попасть обратно в свою сказку?

Молодцы, ребята! Тогда можно смело отправляться в путешествие. (Упражнение "паровозик" под музыкальное сопровождение).

Вот мы и прибыли в первую сказку. Давайте послушаем героев этой сказки и попробуем ее отгадать.

Возле леса, на опушке, строю я себе избушку

Да избушку не простую, а избушку ледяную.

Есть окошко, есть и печка, есть узорное крылечко,

Из трубы идет дымок… Славный вышел теремок!

Все разумно, все толково и почти уже готово!

Вот и я, Лиса-подружка, строю здесь себе избушку.

Да избушку не простую, а избушку ледяную.

На крыльце сверкает лед. Пусть завидует народ!

Все на солнышке искрится, я – Лисичка-мастерица!

Воспитатель: Кто догадался, какая это сказка? («Заюшкина избушка»).О чем говорится в сказке? Что вы можете рассказать о героях сказки?

(Выкладывается модель сказки).

(Русская народная сказка «Заюшкина избушка» - сказка о животных. Главные герои сказки – лиса и заяц. Это сказка о том, как лиса обманула зайца, поселилась в его избушке, а зайчика выгнала. Зайцу пытались помочь животные: собаки, медведь, бык, но не смогли. Самым храбрым оказался Петушок, он помог выгнать лису. В сказке имеются 4 повтора, зачин сказки «Жили – были лиса и заяц», концовка «Стали они жить поживать, да добра наживать»).

Воспитатель: Кто запомнил разговор зайчика с петушком и может повторить его?

Дети разыгрывают драматизацию диалога Зайца, Петуха и Лисы.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Отправляемся в следующую сказку! (Упражнение "паровозик" под музыкальное сопровождение).

Слушайте загадку:

Возле леса, на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки

Кто герои этой сказки? («Три медведя»).

О чем говорится в этой сказке? Что вы можете рассказать о героях сказки?

(Выкладывается модель сказки).

(Русская народная сказка – «Три медведя» - сказка о животных. Главный герой сказки – девочка Машенька. Это сказка о том, как Машенька заблудилась в лесу и набрела на избушку, в которой жили три медведя. В избушке девочка сначала оказалась в столовой, затем в спальне. Она пыталась найти для себя удобное место за столом и удобную кровать, на которой заснула. Когда медведи пришли домой, то обнаружили беспорядок и спящую девочку. Девочка проснулась и убежала).

Воспитатель: Кто запомнил разговор трех медведей и может повторить его?

Дети разыгрывают драматизацию диалога трёх медведей.

Воспитатель: Отправляемся дальше в путешествие! (Упражнение "паровозик" под музыкальное сопровождение).

Ну вот мы и прибыли в последнюю сказку. Угадайте, какая это сказка?

Кто румян был и горяч?

Кто катился, словно мяч?

Кто был круглым, как клубок?

Кто же это? – (колобок)

Что вы можете сказать об этой сказке?

(Выкладывается модель сказки).

(Русская народная сказка – «Колобок» - сказка о животных. Главные герои сказки – колобок и лисица. Это сказка о том, как баба по просьбе деда испекла колобка и «положила на окошко студиться». А колобок спрыгнул с окошка и покатился по дорожке. Пока он катился, ему повстречались разные звери (медведь, заяц, волк). Все звери хотели съесть колобка, но он пел им песенку и звери его отпускали. Самой хитрой оказалась лиса, она обманула колобка и съела его. В сказке имеются 4 повтора, зачин сказки «Жили-были старик со старухой», заканчивается сказка словами «А лиса его – ам! – и съела».)

Дети разыгрывают драматизацию диалога лисы и колобка.

Воспитатель: Помогли мы Колобку попасть в свою сказку? Ребята, не огорчайтесь, что лиса съела колобка, бабушка нового колобка испечет и сказка повторится! Вам понравилось путешествовать по сказкам? В каких сказках мы сегодня побывали? Какие это сказки?

(добрые, хорошие, поучительные).

В благодарность Колобок оставил вам гостинцы.

В мире много сказок волшебных,

И прожить на свете нам нельзя без них,

Пусть герои сказок дарят нам тепло,

Пусть добро на веки побеждает зло!

Вот и нашему путешествию конец – кто нас слушал молодец!

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Ах, эти русские народные сказки»
Фото «Ах, эти русские народные сказки»
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста - фото
Конспекты занятий Все конспекты Конспект составила воспитатель МБДОУ Машенька Шардакова Наталья Владимировна г Тип комплексное занятие Интеграция образовательных областей чтение художественной литературы коммуникация социализация физическая культура музыка
Публикации по теме:

Режим реализации образовательных областей в младшей группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Режим реализации образовательных областей в средней группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Ах, эти русские народные сказки»
Опубликовано: 3 мая 2014 в 22:35
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД