Наталья Гришуткина
Конспект открытой НОД с использованием фольклора в старшей группе «В хороводе были мы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД с использованием народного фольклора в старшей группе «В хороводе были мы»
Программные задачи:
1. Приобщать детей к истокам народного творчества.
2. Формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа.
3. Развивать в процессе музицирования чувство музыкального слуха.
Публикация «Конспект открытой НОД с использованием фольклора в старшей группе „В хороводе были мы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Старшая группа
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2013
4. Учить слушать музыку; различать жанры народных песен.
5. Грамотно, эмоционально петь, передавая характер песни через собственное исполнение.
Материал к занятию:
-Русский народный костюм (женский).
-Русские и мордовские народные костюмы.
-Предметы прикладного искусства.
-Музыкальные инструменты: свистулька, ложки, рубель, трещотки.
-Картины: И. Куинджи «Берёзовая роща»; Е. Самарская «Берёзки над рекой»; М. Боскин «Хоровод»
Предварительная работа: разучивание движений русского хоровода - змейка, карусель, плетень, улитка; разучивание мордовской песни «Кавта цёрат тикше ледить»; рассматривание картин.
Музыкальный материал:
1. «Русский хоровод»,русская народная мелодия.
2. Русская народная песня «Во поле берёза стояла».
3. Русский хоровод «Веснянка».
4. Русская народная песня «Перевоз Дуня держала».
5. Русская хороводная игра «Уж я улком шла».
6. Мордовская народная песня «Кавта цёрат тикше ледить».
7. Мордовская игра «Суркс».
8. «Перепляс» ,русская народная мелодия.
Ход занятия
Дети входят в зал под русскую народную мелодию «Перепляс».
Музыкальный руководитель в русском костюме обращается к детям, тоже одетым в русские и мордовские народные костюмы
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, добрые молодцы,да красные девицы! Проходите, посмотрите - какие у нас гости знатные. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: Добрый день! (с поклоном)
Музыкальный руководитель: Ребята, мы начнём наше занятие со сказки. А расскажу я вам сказку про ловкого солдата.
-Царь проверял однажды караул и увидел, что один солдат –то вроде спит
-Спишь? - Спрашивает царь
-Никак нет, -отвечает солдат, -не сплю
- А что делаешь?
- Звезды считаю
- Ну и много насчитал?
- Здесь тьма – тьмой, здесь – семьдесят со мной, а здесь не успел посчитать вы помешали…
Попробуй, проверь этого солдата
Музыкальный руководитель: А сколько песен на Руси? Их также невозможно сосчитать, как сказочному герою звезды. А песни эти создавал сам народ, и передавались они из уст в уста,из поколения в поколение. Один человек придумал, другой услышал и внёс что-то своё, другому передал. И ходили эти песни от матери к дочери, из избы в избу, из деревни в деревню. Поэтому назвали эти песни народными. Мы с вами уже знакомы с разными видами народных песен, давайте назовем их!
Дети: Хороводные, плясовые, колыбельные, частушки.
Музыкальный руководитель: А сегодня мы с вами поговорим о русских хороводных песнях. А как вы думаете, сложно ли водить хоровод?
Дети: Нет.
Музыкальный руководитель: Сначала можно подумать – что же тут сложного? Но водить хоровод – не только ходить кругами под музыку. Это
еще и петь, и танцевать, и исполнять интересные роли. Хоровод принимает в
себя всех. Давайте-ка вспомним движения русского хоровода
«Русский хоровод» (с пояснениями музыкального руководителя)
Музыкальный руководитель: Итак, мы плавно идем под музыку сначала в одну сторону, затем в другую, как будто змейка ползет – это уже движение хоровода, но вот круг смыкается, а теперь из одного круга становится два. А вот и закружилась карусель – это тоже движение хоровода.
Музыкальный руководитель: Молодцы ребята! Как вы хорошо исполняли этот хоровод, словно мы оказались в том времени, когда без хоровода жизнь русского народа была невозможна.
Музыкальный руководитель: Давайте вспомним, какие движения хоровода мы с вами использовали в этом танце?
Дети: Змейка, карусель.
Музыкальный руководитель: Молодцы ребята. А за околицей белоствольные березки чуть колышат зелеными листочками, словно прислушиваются к нашей беседе… Ребята, а в какой русской народной песне упоминается о березке?
Дети: «Во поле береза стояла»
Слушаем русскую народную песню «Во поле берёза стояла»
Музыкальный руководитель: Ребята, а как вы думаете, к какому виду относится эта песня?
Дети: Это хороводная песня
Музыкальный руководитель: (показывая картины русских берёз) Береза – это любимое дерево для всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, - ее часто сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой, невестой. Березу воспевают в стихах и рассказах, используют художники в живописи, композиторы в музыке. Слушаем стих…
Ребё нок: Люблю березку русскую, то светлую, то грустную,
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках
Люблю ее нарядную, родную, ненаглядную…
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Музыкальный руководитель: О какой березке здесь поется?
Дети: О кудрявой, белой, нежной, простой…
Музыкальный руководитель: В старину, как только растает снежок,появится первая весенняя травка, когда солнышко клонилось к вечеру, выходили красны девицы да добры молодцы за околицу, чтобы хороводы водить, добрым словом перемолвиться. А околица – это край деревни. Вот и сейчас мы с вами выйдем за околицу и заведем наш весенний хоровод.
Хоровод «Веснянка»
Музыкальный руководитель: Ребята, мы с вами уже отмечали, что в хороводе можно исполнять интересные роли, вот и сейчас мы попробуем с вами исполнить роли в русском хороводе «Перевоз Дуня держала»
Хоровод «Перевоз Дуня держала»
Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! Вот такой получился у нас хоровод с использованием ролей! А скажите, какие движения хоровода мы здесь использовали?
Дети: Плетень
Музыкальный руководитель: Какого же характера этот хоровод?
Дети: Веселый, озорной
Музыкальный руководитель: Правильно, дети! И характер у русского народа веселый, озорной! Поэтому издавна на Руси существовали игровые хороводы. В этих хороводах разыгрывались песни, как маленькие сценки. Эти скорые хороводы требуют особых умений, быстроту, ловкость – ведь нужно и ритм сохранить, и танцевальные движения выполнить. Мы на наших занятий много разучивали игровых хороводов, а сегодня выполним один их них
Русский хоровод-игра «Уж я улком шла»
Музыкальный руководитель: Ребята, какие движения хоровода мы использовали здесь?
Дети: Улитка
Музыкальный руководитель: Вот такие разные бывают хороводы. Ребята, а как же по-вашему – что такое хоровод?
Дети: Хоровод – это музыка, танец и игра одновременно.
Музыкальный руководитель: А теперь давайте назовем, какие движения хоровода мы с вами знаем и использовали на сегодняшнем занятии.
Дети: Змейка, карусель, улитка, плетень и т. д.
Музыкальный руководитель: Ребята, а теперь давайте вспомним, в какой республике мы с вами живем?
Дети: В Мордовии
Музыкальный руководитель: У мордовского народа тоже есть свои обычаи, свои песни, танцы, хороводы, игры. Ох, любили мордовские парни и девушки погулять на народном гулянии. А в какую мордовскую игру вы хотели бы сегодня поиграть?
Мордовская игра «Суркс»
Дети: Кавта, колмо, ниле, вете
Минь киштяно, посмотрите!
Мордовская народная песня «Кавта цёрат тикше ледить»
с исполнением оркестра народных инструментов
Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! А скажите –интересно было вам узнать о хороводах, водить их?
Дети: Да
Музыкальный руководитель: Очень хорошо, что эта музыка радует нас сейчас так же, как и наших предков много-много лет назад.
А сейчас попрощаемся с нашими гостями…
Дети прощаются.
Уходят под русскую народную мелодию «Перепляс».