МААМ-картинки

Конспект открытой НОД с использованием фольклора в старшей группе «В хороводе были мы»

Наталья Гришуткина
Конспект открытой НОД с использованием фольклора в старшей группе «В хороводе были мы»

Конспект НОД с использованием народного фольклора в старшей группе «В хороводе были мы»

Программные задачи:

1. Приобщать детей к истокам народного творчества.

2. Формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа.

3. Развивать в процессе музицирования чувство музыкального слуха.

Публикация «Конспект открытой НОД с использованием фольклора в старшей группе „В хороводе были мы“» размещена в разделах

4. Учить слушать музыку; различать жанры народных песен.

5. Грамотно, эмоционально петь, передавая характер песни через собственное исполнение.

Материал к занятию:

-Русский народный костюм (женский).

-Русские и мордовские народные костюмы.

-Предметы прикладного искусства.

-Музыкальные инструменты: свистулька, ложки, рубель, трещотки.

-Картины: И. Куинджи «Берёзовая роща»; Е. Самарская «Берёзки над рекой»; М. Боскин «Хоровод»

Предварительная работа: разучивание движений русского хоровода - змейка, карусель, плетень, улитка; разучивание мордовской песни «Кавта цёрат тикше ледить»; рассматривание картин.

Музыкальный материал:

1. «Русский хоровод»,русская народная мелодия.

2. Русская народная песня «Во поле берёза стояла».

3. Русский хоровод «Веснянка».

4. Русская народная песня «Перевоз Дуня держала».

5. Русская хороводная игра «Уж я улком шла».

6. Мордовская народная песня «Кавта цёрат тикше ледить».

7. Мордовская игра «Суркс».

8. «Перепляс» ,русская народная мелодия.

Ход занятия

Дети входят в зал под русскую народную мелодию «Перепляс».

Музыкальный руководитель в русском костюме обращается к детям, тоже одетым в русские и мордовские народные костюмы

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, добрые молодцы,да красные девицы! Проходите, посмотрите - какие у нас гости знатные. Давайте с ними поздороваемся.

Дети: Добрый день! (с поклоном)

Музыкальный руководитель: Ребята, мы начнём наше занятие со сказки. А расскажу я вам сказку про ловкого солдата.

-Царь проверял однажды караул и увидел, что один солдат –то вроде спит

-Спишь? - Спрашивает царь

-Никак нет, -отвечает солдат, -не сплю

- А что делаешь?

- Звезды считаю

- Ну и много насчитал?

- Здесь тьма – тьмой, здесь – семьдесят со мной, а здесь не успел посчитать вы помешали…

Попробуй, проверь этого солдата

Музыкальный руководитель: А сколько песен на Руси? Их также невозможно сосчитать, как сказочному герою звезды. А песни эти создавал сам народ, и передавались они из уст в уста,из поколения в поколение. Один человек придумал, другой услышал и внёс что-то своё, другому передал. И ходили эти песни от матери к дочери, из избы в избу, из деревни в деревню. Поэтому назвали эти песни народными. Мы с вами уже знакомы с разными видами народных песен, давайте назовем их!

Дети: Хороводные, плясовые, колыбельные, частушки.

Музыкальный руководитель: А сегодня мы с вами поговорим о русских хороводных песнях. А как вы думаете, сложно ли водить хоровод?

Дети: Нет.

Музыкальный руководитель: Сначала можно подумать – что же тут сложного? Но водить хоровод – не только ходить кругами под музыку. Это

еще и петь, и танцевать, и исполнять интересные роли. Хоровод принимает в

себя всех. Давайте-ка вспомним движения русского хоровода

«Русский хоровод» (с пояснениями музыкального руководителя)

Музыкальный руководитель: Итак, мы плавно идем под музыку сначала в одну сторону, затем в другую, как будто змейка ползет – это уже движение хоровода, но вот круг смыкается, а теперь из одного круга становится два. А вот и закружилась карусель – это тоже движение хоровода.

Музыкальный руководитель: Молодцы ребята! Как вы хорошо исполняли этот хоровод, словно мы оказались в том времени, когда без хоровода жизнь русского народа была невозможна.

Музыкальный руководитель: Давайте вспомним, какие движения хоровода мы с вами использовали в этом танце?

Дети: Змейка, карусель.

Музыкальный руководитель: Молодцы ребята. А за околицей белоствольные березки чуть колышат зелеными листочками, словно прислушиваются к нашей беседе… Ребята, а в какой русской народной песне упоминается о березке?

Дети: «Во поле береза стояла»

Слушаем русскую народную песню «Во поле берёза стояла»

Музыкальный руководитель: Ребята, а как вы думаете, к какому виду относится эта песня?

Дети: Это хороводная песня

Музыкальный руководитель: (показывая картины русских берёз) Береза – это любимое дерево для всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, - ее часто сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой, невестой. Березу воспевают в стихах и рассказах, используют художники в живописи, композиторы в музыке. Слушаем стих…

Ребё нок: Люблю березку русскую, то светлую, то грустную,

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках

Люблю ее нарядную, родную, ненаглядную…

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Музыкальный руководитель: О какой березке здесь поется?

Дети: О кудрявой, белой, нежной, простой…

Музыкальный руководитель: В старину, как только растает снежок,появится первая весенняя травка, когда солнышко клонилось к вечеру, выходили красны девицы да добры молодцы за околицу, чтобы хороводы водить, добрым словом перемолвиться. А околица – это край деревни. Вот и сейчас мы с вами выйдем за околицу и заведем наш весенний хоровод.

Хоровод «Веснянка»

Музыкальный руководитель: Ребята, мы с вами уже отмечали, что в хороводе можно исполнять интересные роли, вот и сейчас мы попробуем с вами исполнить роли в русском хороводе «Перевоз Дуня держала»

Хоровод «Перевоз Дуня держала»

Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! Вот такой получился у нас хоровод с использованием ролей! А скажите, какие движения хоровода мы здесь использовали?

Дети: Плетень

Музыкальный руководитель: Какого же характера этот хоровод?

Дети: Веселый, озорной

Музыкальный руководитель: Правильно, дети! И характер у русского народа веселый, озорной! Поэтому издавна на Руси существовали игровые хороводы. В этих хороводах разыгрывались песни, как маленькие сценки. Эти скорые хороводы требуют особых умений, быстроту, ловкость – ведь нужно и ритм сохранить, и танцевальные движения выполнить. Мы на наших занятий много разучивали игровых хороводов, а сегодня выполним один их них

Русский хоровод-игра «Уж я улком шла»

Музыкальный руководитель: Ребята, какие движения хоровода мы использовали здесь?

Дети: Улитка

Музыкальный руководитель: Вот такие разные бывают хороводы. Ребята, а как же по-вашему – что такое хоровод?

Дети: Хоровод – это музыка, танец и игра одновременно.

Музыкальный руководитель: А теперь давайте назовем, какие движения хоровода мы с вами знаем и использовали на сегодняшнем занятии.

Дети: Змейка, карусель, улитка, плетень и т. д.

Музыкальный руководитель: Ребята, а теперь давайте вспомним, в какой республике мы с вами живем?

Дети: В Мордовии

Музыкальный руководитель: У мордовского народа тоже есть свои обычаи, свои песни, танцы, хороводы, игры. Ох, любили мордовские парни и девушки погулять на народном гулянии. А в какую мордовскую игру вы хотели бы сегодня поиграть?

Мордовская игра «Суркс»

Дети: Кавта, колмо, ниле, вете

Минь киштяно, посмотрите!

Мордовская народная песня «Кавта цёрат тикше ледить»

с исполнением оркестра народных инструментов

Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! А скажите –интересно было вам узнать о хороводах, водить их?

Дети: Да

Музыкальный руководитель: Очень хорошо, что эта музыка радует нас сейчас так же, как и наших предков много-много лет назад.

А сейчас попрощаемся с нашими гостями…

Дети прощаются.

Уходят под русскую народную мелодию «Перепляс».

Публикации по теме:

Интегрированное занятие в средней группе. Тема: «Книга «Русские народные потешки» в подарок малышам». Тема: «Книга «Русские народные потешки» в подарок малышам». Программные задачи. Развивать интерес детей к творчеству художника Ю. Васнецова;.

Приобщение детей к народной культуре через праздники.Приобщение детей к народной культуре через праздники. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать праздники и традиции русского народа. Праздники в нашей группе проводятся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытой НОД с использованием фольклора в старшей группе «В хороводе были мы»
Опубликовано: 12 июня 2013 в 14:59
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД