Лучший педагог года

НОД «Секреты бересты» (подготовительная группа)

Любовь Кучина
НОД «Секреты бересты» (подготовительная группа)

Цель: формирование представлений у детей о березе и бересте через приобщение детей к изготовлению поделок из бересты.

Программные задачи:

Развивающие:

Развивать у детей познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать;

Воспитательные:

Продолжать воспитывать бережное отношение к природе;

Умение работать в микрогруппах

Обучающие:

Уточнять и конкретизировать представления детей о бересте как гибком, пластичном, легком и прочном материале, удобном для изготовления посуды и другой домашней утвари;

Публикация «НОД „Секреты бересты“ (подготовительная группа)» размещена в разделах

Познакомить со свойствами бересты, строением и использованием в быту;

Обогащать словарь детей словами-прилагательными.

Материал: кора березы необработанная, заготовка бересты для изготовления поделки, берестяные изделия, иллюстрации, схемы о пользе бересты, тарелочки, тазики, подносы, пинцеты, запись мелодии народов коми, березовый сок.

Словарная работа: гибкий, прочный, пластичный, легкий, эластичный, упругий, долговечный.

Ход:

(На предыдущем занятии у детей были сформированы знания о пользе березы : березовые дрова, веники для бани, мебель).

-Ребята, в прошлый раз мы с вами познакомились с секретами березы. Давайте вместе вспомним, какую же пользу приносит береза человеку. (дети рассказывают о пользе березы).

-Теперь мы знаем, что береза – это очень щедрое дерево.

Люблю березку русскую. То светлую, то грустную.

В зеленом сарафанчике, с платочками в карманчике.

С красивыми застежками, с зелеными сережками!

- С какой любовью написал поэт А. Прокопьев это стихотворение!

Как вы думаете, все ли секреты о березе мы узнали с вами? (ответы детей)

Сегодня я вам поведаю новый и очень важный секрет березы.

Вам знакомо слово «береста»? (ответы детей)

Береста – это и есть березовая кора - один из самых красивых и прочных материалов для изготовления бытовых вещей, игрушек, украшений.

Иногда люди говорят «берёста». И в том и в другом случае произношение правильное.

Может быть, кто-то из вас знает названия этих предметов? (рассматривание предметов из бересты) (ответы детей).

Из какого же материала сделаны все эти изделия? (воспитатель дает названия предметам быта из бересты : туесок, пестер, лапоточки и др.)

Ребята, как вы думаете, почему в Коми крае люди используют и использовали бересту? (ответы детей)

Вы правы, наши леса очень богаты различными деревьями, и, в том числе, березами.

В одной из книг я прочитала такое выражение «Береста-это плащ березы». Как вы считаете, почему автор дал такое необычное определение? (ответы детей)

Сейчас я хочу поведать вам секреты мастеров, как правильно заготавливать бересту.

1. Заготавливают бересту летом, с середины июня в течение 2-3 недель, в период сокодвижения.

2. Собирают её с берез, растущих в тенистом смешенном лесу. Не рекомендуется заготавливать бересту с деревьев, растущих на болотистых местах. Такая береста имеет шероховатую поверхность с множеством крупных и мелких трещин.

3. Для плетения бересту заготавливают лентами и хранят в теплом помещении. При хороших условиях береста может храниться годами.

4. У бересты есть полезные свойства. Посуда из бересты сохраняет продукты от сырости и плесени. Молоко в берестяной посуде не киснет. Рыба зимой не замерзает, а летом не портится.

5. Оленеводы сооружают чумы, охотники и рыбаки – шалаши.

Далее педагог читает стихотворение собственного сочинения:

Как красивы и прочны изделия из бересты!

Материал пригоден этот для любых вещей на свете!

Все предметы так прочны, легки, надежны и нужны.

Жизнь человеку облегчают, пусть те же лапти,

ведь они - от хвори всех людей спасают!

Кучина Л. А.

А сейчас я предлагаю вам пройти в мастерскую, где мы продолжим знакомство со свойствами бересты.

А чтобы нам, как мастерам было не скучно, включим коми народные песни. Они поднимали настроения мастерам, и работа проходила незаметно и легко. Работать будем в микрогруппах, исследуя свойства бересты, затем один из вас расскажет о своих исследованиях. (Дети надевают фартуки и рассаживаются за столы, где приготовлен материал для исследования: необработанная береста, береста для изготовления поделок на каждого ребенка, ванночки с водой, пинцеты, салфетки, тряпочки).

Далее педагог читает стихотворение собственного сочинения:

Славится же береста на все года, на все века.

Ведь все умельцы-мастера и по сей день с берёстою друзья!

И мы, ребята, с вами в мастерской

попробуем раскрыть секрет работы с берестой!

Кучина Л. А.

Далее дети работают самостоятельно по инструкции педагога.

-Вот этот кусочек бересты называется заготовка, из него будет изготовлено изделие. Возьмите в руки бересту. Давайте внимательно ее рассмотрим.

Перед работой мастера окунали заготовку бересты в горячую воду, что мы с вами сейчас и сделаем (дети вместе с воспитателем складываю бересту в тазики, затем педагог заливает горячей водой, накрывая салфеткой).

Как вы думаете, для чего это необходимо? (ответы детей). А пока береста отмокает, мы исследуем необработанную бересту.

Посмотрите внимательно, какая на ощупь береста? (ответы детей)

Далее воспитатель обращает внимание на замоченную бересту.

Что произошло с берестой?

Береста скрутилась потому, что она тонкая. Значит, чем толще береста, тем ее нужно дольше замачивать в горячей воде.

Время замачивания зависит от толщины и сухости бересты.

А теперь я покажу вам фокус. Возьму две скрученные заготовки и соединю их между собой. Внутрь можно положить горошинки. У меня получилась очень интересное изделие, похожее на погремушку. И предлагаю вам тоже смастерить поделку для своих друзей.

(дети самостоятельно изготавливают поделки)

Ребятам предлагается позже, в свободное время, расписать поделку коми орнаментом.

А сейчас вспомним, с какими же секретами бересты мы познакомились сегодня? Я предлагаю каждому из вас раскрыть секрет бересты.

В следующий раз мы попробуем изготовить бусы из бересты для наших мам.

Ребята, я очень рада, что теперь и вы знаете все секреты бересты и сможете поделиться ими со своими друзьями и родителями. Вы очень старательно трудились в мастерской, работали дружно, активно. Спасибо вам!

И в завершении нашей с вами работы, я предлагаю вам испробовать березовый сок. (дети под музыку пьют сок, затем прибирают рабочие места).

Публикации по теме:

Конспект занятия по изодеятельности в нетрадиционной технике в старшей группе «Чудо-береста»Конспект занятия по изодеятельности в нетрадиционной технике в старшей группе «Чудо-береста» «Чудо-береста» Цель: вызвать интерес к новому материалу - бересте, к рисованию на нем Задачи: Обучающие: расширить представления о «главном».

Непосредственно образовательная деятельность с детьми 5–6 лет по ознакомлению с окружающим миром «О пользе берёзы» Задачи- Ведущая образовательная область – здоровье. Дать представления о пользе берёзы для здоровья человека. Закрепить представления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД «Секреты бересты» (подготовительная группа)
Опубликовано: 9 декабря 2014 в 07:58
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД