Получи документы

Конспект НОД по составлению рассказа по картине «Оленуха с олененком»

Виктория Попкова
Конспект НОД по составлению рассказа по картине «Оленуха с олененком»

Конспект НОД составление рассказа по картине «Оленуха с олененком»

Образовательная область: «Речевое развитие»

Тема: составление рассказа по картине «Оленуха с олененком»

Цель: формировать у детей умение составлять сюжетный рассказ по картине, используя свои знания о внешнем виде и жизни животных.

Публикация «Конспект НОД по составлению рассказа по картине „Оленуха с олененком“» размещена в разделах

Образовательная: учить подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида животных; формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя, рассуждать над её содержанием)

Развивающая: упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, и давать им соответствующие названия;

Воспитательная: воспитывать умение внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его; оценивать рассказы товарищей, аргументируя свой выбор.

Словарная работа:

Чум – разборное жилище, покрытое оленьими шкурами;

Нарты – лёгкие сани для езды на собаках или оленях;

Ягель – лишайник (мох, который служит кормом северным оленям.)

Вяженка - мать олененка;

Хора - отец олененка;

Быки - ездовые олени.

Материалы: картина «Оленуха с олененком» «Северные олени», подзорная труба, загадка, показ слайдов на ноутбуке.

Ребята, я сегодня хочу вам прочитать стихотворение «Дети Севера»

«Мы любим, смеяться, на нартах кататься,

По белому снегу зимой.

И, честное слово,

С мороза большого идем неохотно домой.»…

Вывешиваю иллюстрацию дети севера.

О ком говорится в этом стихотворении? (говорится о детях Севера). У кочевых эскимосов, чукчей нет детского сада. Они все время кочуют, т. е. ездят по тундре, и все знания получают от родителей. На Севере живут и животные. Назовите, каких животных Севера вы знаете?

(Вывешивание по ходу ответов карточек с изображениями животных).

Маленькие эскимосы просят вас составить рассказ про животных Севера.

А о каком животном пойдет речь, вы узнаете, отгадав загадку:

Хоть верь, хоть не верь,

Пробегал по тундре зверь,

Нес на лбу он неспроста

Два развесистых куста…. (Олень)

От рогов ветвистых, стройных

На снегу заметна тень.

Кто бежит к вам, с ветром споря?»

Дети: Это северный олень!

- Правильно, мы с вами будем говорить о Северных Оленях.

2) Восприятие картины

Воспитатель вывешивает картину «Оленуха с олененком». Дети рассматривают ее некоторое время.

Игра «Подзорная труба»

-А давайте с вами посмотрим на тундру издалека, для этого у меня есть «волшебная подзорная труба». Каждый из вас, через трубу увидит, только один предмет или одно живое существо. Посмотрите в волшебную подзорную трубу и скажите, кого или что вы там видите?

Правило - ответы не должны повторятся.

3)Рассматривание картины «Оленуха с олененком»

-А теперь я предлагаю вам посмотреть на картину и ответить на вопросы:

Ребята маму олененка эскимосы люди Севера, называют Важенкой или оленуха.

Что нарисовано на этой картине? (Важенка с олененком)

Что делает Важенка? (наклонила голову и ест ягель-олений мох) на Севере нет такой травы, какую мы привыкли видеть у нас, там растет ягель, по другому его называют олений мох.

Что делает олененок? (он стоит и смотрит на нее)

Сравните Важенку с олененком

Чем они отличаются?

У олененка шерсть темная, а у Важенки - серая, у олененка рожки маленькие и слабые, он еще не может сам добывать себе пищу, у Важенки ноги крепкие и сильные, она ими разгребает снег, находит корм - ягель. Важенка - большая и сильная, а олененок маленький и слабый.

Чем похожи Важенка и олененок? (шерсть у них густая и теплая)

Что у оленухи на голове? (рога)

Какие рога у оленя? (большие, ветвистые)

На что похожи рога? (на ветки дерева, они красивые)

Чем покрыто тело оленя? (шерстью)

Какого цвета шерсть у оленей? (коричневая, серая)

А что на ногах у оленя? (широкие копыта)

Для чего оленю нужны широкие копыта? (чтобы он не проваливался в снег и еще он добывает себе корм, копытцами разрывает снег до земли и достает сухую траву)

Показ детям слайд – шоу: «Какие следы оставляет олень на снегу. На что похожи эти следы?

Физминутка: ребята, давайте вы превратитесь в маленьких оленят, и попробуете пройти по снегу, теперь по глубокому снегу, а теперь покажите свои маленькие рога, а теперь представьте и покажите, какие они вырастут потом? А теперь попробуйте разрыть снег копытом, чтобы найти ягель, и наклоните голову, как бы срывая его. Замечательно вы справились с ролью оленят, молодцы.

Что ещё изображено на картине? (Оленья упряжка, на ней ездят жители севера)

В оленьей упряжке запряжен папа олененка, его эскимосы называют – хора. А еще ездовые олени называются – быки.

Какое время года изображено на картине? (зима)

Какие слова мы можем подобрать для северной зимы? (морозная, холодная, лютая, студеная.)

Какой снег зимой? (легкий, пушистый, блестящий, хрустящий, сверкающий, чистый, мокрый, колючий, рыхлый).

Дети, олени бывают дикие и домашние. Какую пользу приносит домашние олени? (они возят людей, еще высказывания и версии детей)

Показ детям слайд – шоу : какую пользу приносят северные олени человеку.

Ребята, рассматривая картины о тундре, мне захотелось с вами поиграть в веселую игру.

Физ. минутка: «Греемся»

А на улице мороз. Ну-ка все потерли нос

Ни к чему нам бить баклуши. Быстро взялись все за уши

У кого не отлетели, С нами дальше полетели

Головою покачали! По коленкам постучали! По плечам похлопаем! А теперь потопаем!

Составление рассказов детьми.

- А теперь давайте еще раз посмотрим внимательно на картину и постараемся составить по ней рассказ. Придумайте рассказ о жизни северных оленей, о малыше и об оленухе. Подумайте, как вы начнёте рассказ, как продолжите его и чем закончите. Не забудьте придумать название своего рассказа.

Если рассказы носят описательный характер, предложить ребятам послушать версию рассказа подслушанного воспитателем в автобусе…

Вариант рассказа образца.

«Жили – были на севере оленёнок со своей мамой – оленухой. Оленёнок был совсем маленький, рожки у него только немножко выросли. Он неуверенно стоял на своих слабых ногах. А у оленухи – большие ветвистые рога, на длинной шее красивая голова. Она наклонилась, ест ягель и показывает оленёнку : «ешь, это вкусно вырастешь, большой и у тебя будут такие же большие и красивые рога и стройные, крепкие длинные ноги!». Мама оленуха очень любит своего олененка, заботится о нем.

«На картине изображен олененок со своей мамой-Важенкой. Важенка большая, у нее серая густая шерсть, большие ветвистые рога, которые служат ей защитой от врагов. У матери олененка широкие копыта. С помощью их она откапывает себе ягель в суровую холодную зиму. Рядом с Важенкой стоит олененок. Он на много меньше своей мамы, но его тело также покрыто густой коричневой шерстью. Олененок совсем маленький, рожки у него только немножко выросли. Ножки у олененка тоненькие, слабые и смотрит на свою маму, как она добывает себе корм. Сзади оленей стоит папа - Хора. Домашние олени возят людей на специальных санях - нартах.»

Для рассказывания дети могут объединиться в подгруппы.

Ребята, слушая рассказ друзей, старайтесь слушать внимательно, запоминайте детали, потом вы будете оценивать друг друга. у какого был рассказ интересней, аргументируя свой выбор.

Физминутка: «У оленя дом большой»

У оленя дом большой, (руки над головой-изображаем крышу дома)

Он сидит, глядит в окошко. (правым кулачком подпираем щечку, левой рукой поддерживаем правую)

Зайка по полю бежит, (бег на месте)

В дверь к нему стучит. (топот ногами,руки на поясе)

«Тук-тук, дверь открой, (имитация стука в дверь поочередно каждой рукой)

Там в лесу охотник злой». (руки на поясе, поворачиваемся вправо и влево)

«Зайка, зайка, забегай! (зазывание движения рукой)

Лапку мне давай». (протягиваем руки с открытой ладонью)

А теперь ребята, попробуйте отгадать загадки:

Загадки:

Два кольца – два конца,

Посередине гвоздик. (ножницы)

Отгадайте, кто это ходит

В костяном пальто? (черепаха)

Почему вы думаете, что это черепаха и ножницы?

-Чччерепаха – какой звук мы слышим в начале слова?

-ножниццццы – какой звук я выделила?

Работа с зеркалом:

Произнесите звук ч, теперь ц. Что вы можете сказать об артикуляции? Когда мы произносим звук ч, рот в улыбке, язык за верхними зубами, язык немного вибрирует, когда мы произносим звук ц, рот приоткрыт, растянут в улыбке, язык между зубами.

А теперь мы с вами поиграем. Я возьму лист бумаги, прикрою рот, а вы попробуете угадать, какой звук я произношу. (звуки ц и ч)если услышите звук ч- поднимите руки, а если услышите звук ц- хлопните в ладоши.

Вы любите отгадывать загадки, поэтому я приготовила еще одну.

Вдоль по речке, по водице

Плывет лодок вереница.

Впереди корабль идет-

За собою всех ведет. (утка с утятами)

У маленьких утят – мама – утка. А кто мамам у цыплят (курица)

Произнесите это слово так, чтобы слышался звук ц. индивидуальные ответы и хоровые.

Кто мама у лисят? Лисица.

У зайчат – зайчиха.

Произнесите слово так, чтобы все услышали звук ч.

Аналогично:

кто мама у львят?

У крольчат, у тигрят, волчат?

Отгадайте еще одну загадку:

Рук нет, а строить умеет? (птица)

Почему вы так решили?

Игра : «Доскажи.»

- Большая птица, а маленькая…. птичка.

-Большой цветок, а маленький….цветочек.

-Большое кольцо, а маленькое …. колечко.

-Большое крыльцо, а маленькое…. крылечко.

Ребята, если Вам понравилось сегодня рассматривать и составлять рассказ по картине «Оленуха с олененком», то поднимите один из смайликов, и постарайтесь обьяснить, почему вы его выбрали. Представьте, что вам позвонил ваш друг, что вы ему расскажите, что вы не знали, что для вас было новым интересным.

Публикации по теме:

Конспект итоговой НОД «Составление рассказа по картине «Ежи»» для детей второй младшей группы Задачи: Образовательные: Продолжать вовлекать детей в разговор во время рассматривания картины. Формировать умения вести диалог с педагогом:.

Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Ежи» в подготовительной группеКонспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Ежи» в подготовительной группе Цель: развивать диалогическую речь детей. Задачи: формировать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием, развивать.

Конспект НОД по составлению рассказа по картине «Лиса с лисятами» в подготовительной группе Конспект НОД по составлению рассказа по картине «Лиса с лисятами» в подготовительной группе Цель: Создать условие для связного составления.

Конспект НОД по развитию речи и составлению рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда» в средней группе Составление рассказа - описания по лексической теме «Зимняя одежда» в средней группе Цель: учить давать описания зимней одежды; - учить.

Конспект ООД по речевому развитию «Составление описательного рассказа по картине И. И. Шишкина «Зима»Конспект ООД по речевому развитию «Составление описательного рассказа по картине И. И. Шишкина «Зима» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Липецкая область Конспект.

Конспект занятия по развитию речи. Составление рассказа по картине «Саша и снеговик»Конспект занятия по развитию речи. Составление рассказа по картине «Саша и снеговик» Конспект по развитию речи. Составление рассказа по картине «Саша и снеговик». Цель: Развитие связной монологической речи Задачи: Развивать.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Составление рассказа по картине» Цель. Расширить представления детей о жанрах изобразительного искусства. Программное содержание. Образовательные, развивающие, воспитательные.

Конспект занятия по составлению рассказа по картине «Пожар» с элементами экспериментированияКонспект занятия по составлению рассказа по картине «Пожар» с элементами экспериментирования Занятие по развитию речи и обучению рассказыванию с элементами экспериментирования. Составление рассказа по картине «Пожар» Задачи:.

Конспект занятия в младшей группе. Составление описательного рассказа по картине «Коза с козлятами» Образовательные области: «Речевое развитее», «Познавательное развитие». Задачи: 1. Закреплять умение детей составлять описательный рассказ.

Конспект НОД по составлению рассказа по серии сюжетных картинок и лепке снеговикаКонспект НОД по составлению рассказа по серии сюжетных картинок и лепке снеговика Задачи: учить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, рассказывать о зимних забавах, сравнивать предметы, лепить фигуру снеговика.

Автор публикации:
Конспект НОД по составлению рассказа по картине «Оленуха с олененком»
Опубликовано: 30 июня 2020 в 18:12
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД