юлия Одейчук
Конспект НОД «Спасатели природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД " Спасатели природы "
Цель НОД: Обобщение представлений воспитанников о типичных экосистемах (лес, луг, река)
Задачи НОД:
• Развивать умение детей самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистемах: при исчезновении каких-либо живых организмов в составе сообщества изменяются условия среды, что может привести к гибели других организмов;
• Закрепить знания детей о правилах поведения в экосистемах;
• Формировать представления детей о лесе, реке, луге как сообществах, в которых живут вместе растения и животные;
Публикация «Конспект НОД „Спасатели природы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2020
• Формировать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, раскрывающие необходимость совместного прорастания растений и проживания животных;
• Обеспечить умственную и речевую активность воспитанников, используя разнообразные приемы (вопросы поискового характера, работу с моделями, упражнения в обобщениях и доказательствах)
Ход НОД
Воспитатель с детьми заходят в музыкальный зал. (Здороваются)
1. Вводная часть
Раздается звук на экране появляется конверт
В: Ребята, как выдумаете что это?
Д. Это электронное письмо.
В. А, что такое электронное письмо?
Д: Электронное письмо приходит по электронной почте на компьютер, телефон, смартфон.
В. Давайте посмотрим, что же в этом письме?
2. Основная часть
На экране появляется карта с сигналами СОС в зонах леса, реки и луга.
В: Ребята, а вы догадались, что это?
Д: Это географическая карта.
В: А почему карта разделена на цвета?
Д: потому что на карте обозначены голубым цветом водоёмы, зелёным – зоны лесов, жёлтым – равнины (луга, мелкими точками на желтоватом фоне обозначаются пустыни.
В. Ребята, а что это за значки? (светятся)
Д: Это поступил сигнал СОС.
В. А когда подают сигнал СОС?
Д: Сигнал СОС поступает тогда, когда кто-то терпит бедствие, случилась беда.
В: Давайте с Вами определим, в каких же зонах случилась беда?
Д: Сигналы бедствия поступили из леса, реки и равнины.
В: А кто помогает тем, у кого случилась беда
Д: спасатели
В: Я предлагаю и нам превратиться в спасателей и отправиться в спасательную экспедицию для того чтобы выяснить, что там произошло, и по возможности помочь терпящим бедствие.
Но прежде чем отправляться, нужно хорошо подготовиться, т. к. путешествие может быть опасным. Давайте вместе соберем в рюкзак, то что нам может понадобиться в дороге.
Дидактическая игра «Что возьмем с собой в поход?»
(аптечка, посуда, компас) (книга)
Воспитанники предлагают свои варианты.
Воспитанник собирает рюкзак с нужными предметами
В: Но вот мы с вами взяли принадлежности, которые нам понадобятся.
Пора отправляться в далекий путь.
Под музыку по препятствиям
Подходят к экрану с картинкой «Лес после пожара»
В: Ребята, посмотрите, куда мы попали?
Д: Мы попали в сгоревший лес.
В: Вы что – ни будь заметили?
Д: Здесь такая тишина. Не слышно пения птиц, не видно любопытных зверей. Нет травы.
В: Как вы думаете, что здесь произошло?
Д: Здесь был пожар, горел лес.
В: Почему это могло случиться? Кто в этом виноват?
Д: Здесь отдыхали люди, жгли костёр, забыли его потушить
Д: погибли растения — негде жить и нечем питаться животным, птицам, насекомым. Погибшие растения не выделяют кислород, воздух становится неживым — это вредит здоровью людей.
Выходит медведь:
М: Помогите нам, наш дом сгорел, все звери разбежались, растения погибли. Что нам делать?
В: Не ревите, не кричите. Мы вам обязательно поможем. Правда, ребята?
Медведь: И как же вы поможете?
Д: Посадим новые деревья.
В: Для рождения нового леса нужно очень много времени, мы положим для этого начало. У нас есть макет с нашими заготовками, по которому мы выстроим цепочку жизни в лесу
Дети выстраивают цепочку жизни в лесу на макете:
В: Нужно взять лист зеленой бумаги, смять его и придать форму шарика
Д: Вырастет трава (на макете, с помощью аппликации, делают траву из бумаги) — появились насекомые (расставляют насекомых) - наземные мелкие животные (расставляют животных); выросли кустарники — появились насекомоядные птицы (сажают на деревья птиц); выросли деревья — вернулись животные и птицы, живущие на них, появились хищники и т. д.
Медведь: Ребята, какие вы молодцы, а в каком городе вы живёте?
Д: Мы живём в городе Семикаракорске
Медведь: А в вашем городе есть лес? Какой он?
Д: Да, лес есть. Есть Хвойный лес – там растут одни сосны, лиственный смешанный там растут деревья тополя, осины, березы.
В: Мы бережём свой лес. А для напоминания всем о правилах поведения в лесу, мы тебе, Мишка, оставим свои напоминающие знаки «Береги лес от пожара», «Не разжигай костров у деревьев», «Уходя из леса, потуши костер». Ты береги лес.
Медведь: Какие вы дружные, как не хочется вас отпускать. Я очень рад что вы пришли и помогли нам.
Танец «Дружба»
В: Посмотрите на карту сигнал СОС с зоны леса исчез.
СОС с лесной зоны карты исчезает.
В: До свиданья, Мишка. А нам пора дальше.
Воспитатель с детьми проходят (препятствие) и подходят к картинке с рекой и макету грязной реки. Звучит тревожная музыка реки.
В: Что мы видим?
Д: Что река грязная. Из-за загрязнения погибли животные и растения в реке, не видно никого на берегу, нет водоплавающих птиц, лягушек, исчезли водоросли — нечем стало питаться рыбам, насекомым; улетели водоплавающие птицы и т. д.)
В: А как человек пострадает от грязной воды в речке?
Д: Нельзя использовать эту воду для приготовления пищи, для купания и отдыха.
В: А почему река грязная?
Д: С завода сливаются отходы. Берег осыпается
В: А что можно сделать, чтобы помочь реку?
Д: Построить очистные сооружения и очистить воду, укрепить берег реки.
Дети из конструктора на макет реки делают защитные сооружения
В: Берег мы укрепили, теперь что нужно нам делать?
Д: Очистить воду от грязи.
На столе стоит одна чашка с грязной водой и чашка с фильтром, стаканчики с грязной водой. Дети берут стаканчики и переливают воду в чашу с фильтром. После чего сравнивают воду в двух чашах.
В: Смотрите, сколько грязи в воде! (Показывает, фильтр.)
В: Мы очистили воду и я предлагаю нарисовать водоросли и рыбок, что бы возродить жизнь в реке.
Дети делятся на две команды и соревнуются в рисовании водорослей и рыб.
В: Водоросли мы посадим, мальков запустим и что же будет дальше?
Дети выстраивают цепочки животных и растений и выкладывают на макете реки: выросли водоросли —стала питаться рыба, появились насекомые; выросли камыши, прилетели водоплавающие птицы
На экране появляется картинка чистой реки, играет веселая музыка
Воспитатель хвалит детей
В: А в нашей местности есть река?
Д: Да, есть. Река Дон. Мы ее очень любим и бережем
В: У нас есть старый Дон и быстрый. А вы знаете правила поведения на водоёмах?
Д: Да, знаем и поэтому мы здесь оставим напоминающие знаки «Не бросай мусор в воду», «Не бросай в воду стекло», «Не мой машины в реке», «Не рви водные растения».
В: Какие вы молодцы! мы помогли и реке, отправляемся дальше.
На карте исчезает сигнал СОС в зоне реки
Дети через препятствия «перемещаются» на луг.
На экране картинка луга.
В: Ребята, а что это за место?
Д: Это луг.
На лугу детей встречает мышка. Она взявшись за голову горюет
В: Мышка, что же с лугом случилось?
Мышка: траву засыпали отходами, затоптали машинами
В: Теперь ясно, почему отсюда поступил сигнал бедствия. Что же будем делать?
Д: Нужно посадить на лугу новые растения, для этого нужно сначала взрыхлить, вскопать почву.
В приготовленных ящиках (с плотно утрамбованной землей) дети сажают семена (клевер, газонная трава, овес).
В: Делаем с помощью палочки углубление и в него сеем семена травы, затем аккуратно присыпаем землей, поливаем водой.
Во время выполнения задания вспоминают, что нужно растению для роста и развития
Д: Для роста и развития растениям нужны вода, солнце, свет, тепло, чистый воздух.
Мышка: А на вашем лугу какие травы растут, животные живут?
На экране появляются изображения степных растений, дети называют их названия.
Д: ромашка, щавель, пырей, клевер, мышиный горошек.
В: А скажите, пожалуйста, летом чем можно любоваться на лугу?
Д: цветами, разнообразными травами, муравьями, жучками…луг — это красивое место, где мы сможем летом отдохнуть, полежать в душистой травке, понаблюдать за красивыми насекомыми, собрать лекарственные травы.
Мышка благодарит детей за заботу.
В: Твой луг обязательно станет таким, и мы никогда не сделаем такой ошибки, какую сделали другие люди. А ты, мышка береги красоту своего луга. Пусть на нём цветут цветы и поют птицы.
Дети дарят мышке экологические знаки, поют песню «Мы хотим, чтоб птицы пели» и прощаются с Мышкой и лугом,
С карты с зоны луга исчезает сигнал СОС.
В: Посмотрите на карту. Что вы заметили?
Д: На карте исчезли все сигналы СОС.
В: Мы всем помогли, значит нам пора возвращаться в детский сад
3. Заключительная часть
Дети возвращаются в детский сад по обратному маршруту и садятся на стулья
В: Мы сегодня с вами сделали очень много полезного. Что мы запишем в наш «Журнал путевых заметок»?
Д: Что мы спасли лес, очистили воду для реки, запустили в воду водоросли и рыбу, возобновили луг новыми травами.
В: Я предлагаю вам отправиться в группе и зарисовать свои впечатления от экспедиции в «Журнал путевых заметок»
Воспитатель с детьми уходят в группу