Приложение МААМ

Конспект НОД среднего дошкольного возраста (факультатив «Истоки») «Золотое веретено»

Ирина Рогачева
Конспект НОД среднего дошкольного возраста (факультатив «Истоки») «Золотое веретено»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Познакомить детей с предметами крестьянского быта: веретеном и прялкой.

Задачи:

• Воспитывать у детей любовь к Родине, к ее традициям и народной культуре.

• Расширять знания детей о предметах старины, их назначении.

• Активизировать в речи слова: прялка, веретено, пряха, кудель и др.

• Развивать двигательную активность.

• Формировать умение украшать силуэт прялки знакомыми узорами.

• Вызвать радостное настроение от общения.

Публикация «Конспект НОД среднего дошкольного возраста (факультатив „Истоки“) „Золотое веретено“» размещена в разделах

Материалы и оборудование: «уголок русской избы» с предметами быта: деревенская утварь, половички, имитация русской печи, люлька, стол, скамейка, рушник, самовар; прялка, овечья шерсть, корзина с клубками ниток разного цвета, спицы; бумажные силуэты прялок, кисточки, краски; ноутбук, проектор, экран, презентация «Золотое веретено», аудиозаписи с русской народной музыкой.

Предварительная работа: знакомство с предметами быта, обычаями и традициями русского народа на других занятиях в «уголке русской избы»; чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок, разгадывание загадок; слушание русской народной музыки; проведение русских народных игр («Заря – заряница», «Горелки», «Каравай», «Пузырь» и др.)

Ход:Под звуки тихой спокойной русской народной музыки дети заходят в «избу». Их встречает хозяйка в русском народном костюме.

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Добро пожаловать в русскую избу. Рада гостям, как добрым вестям. Всех приглашаю, со всей душой встречаю. Гостю почёт, хозяину - честь!

Хозяйка приглашает всех присесть на стульчики, дети садятся.

Хозяйка: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно?

Дети: Да, всем.

Хозяйка: А сегодня расскажу я вам о прялке и веретенце.

В каждом деревенском доме имелась прялка. Она была верной спутницей русской крестьянки на протяжении всей ее жизни. Прялка считалась одним из самых почитаемых предметов в доме. Нарядную прялку мастерил добрый молодец в подарок своей невесте, дарил на память муж жене, а отец - дочери. И потому её старались украсить и сделать особенно нарядной. Прялку–подарок бережно хранили всю жизнь и передавали, как великую ценность, следующему поколению.

Состоит прялка из донца, на котором сидят, лопасти и ножки-стояка (говоря это, хозяйка показывает прялку). К лопасти привязывали кудель - волокнистый пучок льна или шерсти. Во время работы мастерица садилась на донце и скручивала нить из кудели на веретено.

Веретено – выточенная конусообразная палочка, украшенная узором.

Дети рассматривают веретено, трогают руками, пробуют покрутить его.

Хозяйка: Вот за то, что оно вертится, его называли - веретено. Повернитесь вокруг себя, как веретено.

Дети кружатся вокруг себя.

Хозяйка: «По избе пляшу, нитку кружу, чем больше верчусь, тем больше становлюсь». Молодцы, настоящие «веретенца»! Присаживайтесь на стульчики, отдохните. Ребятки, так для чего нужна прялка?

Дети: Что бы прясть пряжу.

Хозяйка: Правильно, молодцы. А как вы думаете, для чего нужна пряжа?

Дети высказывают свои предположения.

Хозяйка: Есть такая пословица: «Не велико веретено, а всех одевает оно». Из напряденных льняных нитей ткали холст, а затем шили одежду. И сегодня на таких прялках в деревнях прядут шерсть на носочки, варежки.

Ручное прядение было очень медленным. Поэтому начинали прясть с детства, с 6-8 лет. Пряденье - это тяжелый труд. Долгими вечерами трудились пряхи. Чтобы было веселее и работа спорилась, пряха пела песни:

Позолочена прялица,

Я пряду, а нитка тянется,

Я пряду, а нитка тянется,

Мне работа эта нравится.

А еще, в одном доме прясть собиралось несколько женщин.

Хозяйка: Не хотите поиграть, позабавиться?

Дети: Да, хотим.

Хозяйка: Становитесь в круг.

Игра «Звонарь»

Дети встают в круг. Считалкой выбирают водящего. Он идет по кругу и приговаривает:

Дили-дон, дили-дон,

Отгадай, откуда звон.

Остальные игроки приплясывают на месте. На слово «звон» водящий поворачивается к игроку, стоящему возле него и, хлопнув в ладоши три раза, кланяется. Игрок тоже хлопает три раза в ладоши, кланяется и встает за водящим. Теперь они вдвоем идут по кругу, приговаривая:

Дили-дон, дили-дон,

Отгадай, откуда звон.

На слово «звон» водящий опять хлопками и поклоном приглашает следующего игрока включиться в игру. Так игра продолжается до тех, пока сзади водящего не окажется 4-6 человек. После этого дети, оставшиеся в кругу, хлопают, а водящий и выбранные им играющие приплясывают. С окончанием музыки водящий и другие играющие должны встать парами. Кому пары не хватило – то становится водящим.

Хозяйка: Вам понравилось играть?

Дети: Да.

Хозяйка: Ребятки, я приглашаю вас посмотреть картинки, на которых изображены мастерицы – пряхи и разнообразные прялки. А так же послушаем песню юной пряхи.

Поудобнее усаживайтесь на стульчики.

Дети смотрят презентацию и слушают песню «Пряха» в исполнении Арины Крыловой.

Хозяйка: Ну что гости мои дорогие, красивые прялки и веретенца делали мастера?

Дети: Да, красивые.

Хозяйка: А не хотите ли и сами украсить прялочку?

Дети: Хотим.

Хозяйка: Для вас все приготовлено: и прялки, и краски, и кисточки. Проходите к столам.

Дети разукрашивают заготовленные силуэты прялок известными им узорами.

Хозяйка: Ну, что ребятки, понравилось у меня в гостях?

- А что вам больше всего понравилось?

- Что вы нового узнали, посетив русскую избу?

Дети отвечают на вопросы, делятся впечатлениями.

Хозяйка: Ребята, давайте встанем в круг. Покажите свои ладошки, потрите их друг о друга. Что вы чувствуете?

Дети: Тепло.

Хозяйка: Вот это тепло мы подарим друг другу.

Пора прощаться, буду ждать вас в гости. До свидания.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

План мероприятий в мини-музее «Русская изба» Месяц проведения Тема, форма мероприятия Цель Сентябрь «В горнице моей» совместная деятельность Познакомить детей с русским народным бытом,.

Предания старины далекойПредания старины далекой Экскурсия воспитанников старшей группы в музей старины. С помощью родителей организовали поездку в Белоглинский историко-краеведческий музей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД среднего дошкольного возраста (факультатив «Истоки») «Золотое веретено»
Опубликовано: 21 января 2015 в 19:09
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД среднего дошкольного возраста (факультатив «Истоки») «Золотое веретено»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Рогачева (УИ 27774) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД