Ирина Рогачева
Конспект НОД среднего дошкольного возраста (факультатив «Истоки») «Золотое веретено»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с предметами крестьянского быта: веретеном и прялкой.
Задачи:
• Воспитывать у детей любовь к Родине, к ее традициям и народной культуре.
• Расширять знания детей о предметах старины, их назначении.
• Активизировать в речи слова: прялка, веретено, пряха, кудель и др.
• Развивать двигательную активность.
• Формировать умение украшать силуэт прялки знакомыми узорами.
• Вызвать радостное настроение от общения.
Публикация «Конспект НОД среднего дошкольного возраста (факультатив „Истоки“) „Золотое веретено“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
Материалы и оборудование: «уголок русской избы» с предметами быта: деревенская утварь, половички, имитация русской печи, люлька, стол, скамейка, рушник, самовар; прялка, овечья шерсть, корзина с клубками ниток разного цвета, спицы; бумажные силуэты прялок, кисточки, краски; ноутбук, проектор, экран, презентация «Золотое веретено», аудиозаписи с русской народной музыкой.
Предварительная работа: знакомство с предметами быта, обычаями и традициями русского народа на других занятиях в «уголке русской избы»; чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок, разгадывание загадок; слушание русской народной музыки; проведение русских народных игр («Заря – заряница», «Горелки», «Каравай», «Пузырь» и др.)
Ход:Под звуки тихой спокойной русской народной музыки дети заходят в «избу». Их встречает хозяйка в русском народном костюме.
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Добро пожаловать в русскую избу. Рада гостям, как добрым вестям. Всех приглашаю, со всей душой встречаю. Гостю почёт, хозяину - честь!
Хозяйка приглашает всех присесть на стульчики, дети садятся.
Хозяйка: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно?
Дети: Да, всем.
Хозяйка: А сегодня расскажу я вам о прялке и веретенце.
В каждом деревенском доме имелась прялка. Она была верной спутницей русской крестьянки на протяжении всей ее жизни. Прялка считалась одним из самых почитаемых предметов в доме. Нарядную прялку мастерил добрый молодец в подарок своей невесте, дарил на память муж жене, а отец - дочери. И потому её старались украсить и сделать особенно нарядной. Прялку–подарок бережно хранили всю жизнь и передавали, как великую ценность, следующему поколению.
Состоит прялка из донца, на котором сидят, лопасти и ножки-стояка (говоря это, хозяйка показывает прялку). К лопасти привязывали кудель - волокнистый пучок льна или шерсти. Во время работы мастерица садилась на донце и скручивала нить из кудели на веретено.
Веретено – выточенная конусообразная палочка, украшенная узором.
Дети рассматривают веретено, трогают руками, пробуют покрутить его.
Хозяйка: Вот за то, что оно вертится, его называли - веретено. Повернитесь вокруг себя, как веретено.
Дети кружатся вокруг себя.
Хозяйка: «По избе пляшу, нитку кружу, чем больше верчусь, тем больше становлюсь». Молодцы, настоящие «веретенца»! Присаживайтесь на стульчики, отдохните. Ребятки, так для чего нужна прялка?
Дети: Что бы прясть пряжу.
Хозяйка: Правильно, молодцы. А как вы думаете, для чего нужна пряжа?
Дети высказывают свои предположения.
Хозяйка: Есть такая пословица: «Не велико веретено, а всех одевает оно». Из напряденных льняных нитей ткали холст, а затем шили одежду. И сегодня на таких прялках в деревнях прядут шерсть на носочки, варежки.
Ручное прядение было очень медленным. Поэтому начинали прясть с детства, с 6-8 лет. Пряденье - это тяжелый труд. Долгими вечерами трудились пряхи. Чтобы было веселее и работа спорилась, пряха пела песни:
Позолочена прялица,
Я пряду, а нитка тянется,
Я пряду, а нитка тянется,
Мне работа эта нравится.
А еще, в одном доме прясть собиралось несколько женщин.
Хозяйка: Не хотите поиграть, позабавиться?
Дети: Да, хотим.
Хозяйка: Становитесь в круг.
Игра «Звонарь»
Дети встают в круг. Считалкой выбирают водящего. Он идет по кругу и приговаривает:
Дили-дон, дили-дон,
Отгадай, откуда звон.
Остальные игроки приплясывают на месте. На слово «звон» водящий поворачивается к игроку, стоящему возле него и, хлопнув в ладоши три раза, кланяется. Игрок тоже хлопает три раза в ладоши, кланяется и встает за водящим. Теперь они вдвоем идут по кругу, приговаривая:
Дили-дон, дили-дон,
Отгадай, откуда звон.
На слово «звон» водящий опять хлопками и поклоном приглашает следующего игрока включиться в игру. Так игра продолжается до тех, пока сзади водящего не окажется 4-6 человек. После этого дети, оставшиеся в кругу, хлопают, а водящий и выбранные им играющие приплясывают. С окончанием музыки водящий и другие играющие должны встать парами. Кому пары не хватило – то становится водящим.
Хозяйка: Вам понравилось играть?
Дети: Да.
Хозяйка: Ребятки, я приглашаю вас посмотреть картинки, на которых изображены мастерицы – пряхи и разнообразные прялки. А так же послушаем песню юной пряхи.
Поудобнее усаживайтесь на стульчики.
Дети смотрят презентацию и слушают песню «Пряха» в исполнении Арины Крыловой.
Хозяйка: Ну что гости мои дорогие, красивые прялки и веретенца делали мастера?
Дети: Да, красивые.
Хозяйка: А не хотите ли и сами украсить прялочку?
Дети: Хотим.
Хозяйка: Для вас все приготовлено: и прялки, и краски, и кисточки. Проходите к столам.
Дети разукрашивают заготовленные силуэты прялок известными им узорами.
Хозяйка: Ну, что ребятки, понравилось у меня в гостях?
- А что вам больше всего понравилось?
- Что вы нового узнали, посетив русскую избу?
Дети отвечают на вопросы, делятся впечатлениями.
Хозяйка: Ребята, давайте встанем в круг. Покажите свои ладошки, потрите их друг о друга. Что вы чувствуете?
Дети: Тепло.
Хозяйка: Вот это тепло мы подарим друг другу.
Пора прощаться, буду ждать вас в гости. До свидания.