Папки-передвижки

Конспект НОД «В гости к Салике»

Зинаида Петровна Андреева
Конспект НОД «В гости к Салике»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: В гости к Салике.

Интегрированное занятие, направленное на формирование семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

НОД с интеграцией образовательных областей

о/о Познание, о/о Коммуникация, о/о Безопасность, о/о Художественное творчество, о/о Здоровье

Цель:

Знакомство с особенностями Марийского края, с его обычаями и традициями.

Задачи:

Образовательная:

- Расширить и углубить знания детей об обычаях и традициях.

- Прививать детям любовь и уважение к культуре и традициям народа мари.

Публикация «Конспект НОД „В гости к Салике“» размещена в разделах

- Формировать практические умения по составлению композиций геометрического орнамента с помощью трафарета

Развивающая:

- Развивать художественный вкус, творческое воображение, фантазию.

- Развивать творческую самостоятельность в декоративной аппликации, чувства любви к своему марийскому краю;

- Обогатить словарный запас понятиями: традиции», «оберег», «береста».

Воспитательная:

Воспитание любви к родному краю на основе изучения элементов народного творчества.

Предварительная работа: беседы о семье, о марийском крае.

Оборудование и материал для занятия: марийская изба, сувениры-обереги, «березовая роща с пожеланиями», мультимедийная презентация «Марийские обереги», проектор, переносной напольный экран.

Для аппликации: на каждого ребенка по 1шт. заготовка оберега из бересты, по одному квадрату красного, белого, желтого цветов, ножницы, клей, кисточки для клея, подставки для кисточек, салфетки тканевые, клеенчатые салфетки, розетки для клея.

Для письма: ручки шариковые, кусочки бересты.

Ход занятия

Воспитатель под музыку вводит детей в музыкальный зал.

Воспитатель: Куда вы дети идете?

Дети: В гости к Салике.

Воспитатель:

Давайте поздороваемся с гостями, и я вас провожу до дома Салики.

Дети с воспитателем подходят к домику Салики, Салика выходит и встречает детей.

Салика : Здравствуйте, ребята! Я рада дорогим гостям, проходите, садитесь. По традиции дорогих гостей сажают за стол и ведут приятную беседу.

Дети проходят в «дом», садятся на лавочку.

А вы знаете, что обозначает слово традиция?

Дети: нет

Салика : Традиции - это издавна принятые обычаи. В старину у всех народов они передавались от отца к сыну, от матери к дочери.

Салика : В нашей республике живут люди разных национальностей: марийцы, русские… Какие национальности вы еще знаете?

Дети:

Салика : татары, чуваши, удмурты.

Они вместе проживают в мире и согласии, уважая язык и традиции друг друга.

А вы знаете традиции своего народа?

Салика : Тогда я вам расскажу, какие традиции и обычаи дошли до наших времен.

Дети уважали старших, люди были трудолюбивыми, дружными, гостеприимными, обращались друг к другу ласково, с уважением, помогали друг другу.

Все эти обычаи есть и у нас, народа мари которые соблюдаются в каждой семье.

Салика : Ведь у каждой семьи свои обычаи и традиции, их надо беречь и не забывать. Вы вместе с семьей празднуете дни рождения, встречаете Новый год, дарите друг другу подарки. Мы должны следовать традициям, поддерживать их.

Для сохранения семейного благополучия в старину сложился обычай оберегать свою семью различными оберегами.

У каждого народа есть свои обереги.

Дети, а что такое оберег?

Дети: Это предмет, который защищал и охранял людей от бед.

Салика : Оберег - это предмет или символ, призванный защищать своего владельца и его дом от беды, приносить в дом счастье и достаток.

Например: в старину люди считали что:

Мак — защита дома от всякого зла

Метла — вымести из дома ссоры.

Семена подсолнуха — дети в доме.

Гречка, рис, пшено — достаток в доме.

Гнездо — семейный очаг.

Монетка — деньги в доме.

Подкова — счастье.

У марийского народа свои обереги: броши, керамические изделия в виде фигурок человека, кулоны.

Показ оберегов.

На кулонах и брошках нарисованы различные символы животных, насекомых, растений. Каждый символ обозначает что-то конкретное, например: смотри (мультимедийная презентация)

Кулоны украшены гусиными или утиными лапками. Они обозначают достаток или пожелание семейного благополучия.

Также оберегами служат керамические фигурки (няня- защита для младенцев, «полная чаша» - материальный достаток, «хранительница очага»- охраняет счастье мир и согласие семьи, «дед, домовое божество» по-другому домовой –хранитель домашнего очага, при встряхивании они издают звук колокольчиков, тем самым по-старинному поверию отгоняют злых духов.

Ребята, а вы хотите сберечь любовь, тепло своей семьи?

Дети: Да.

Салика : Тогда сегодня каждый из вас своими руками изготовит оберег, а символом оберега будет служить вот этот символ обозначающий «Солнце» который будит служить защитой для благополучия вашей семьи.

Вначале все встаньте, мы с вами немного разомнемся.

Физкультминутка «Солнышко»

Солнышко, солнышко,

В небе свети!

Яркие лучики

К нам протяни!

Вместе с тобой мы пойдем

На лужок.

Там мы встанем

Дружно в кружок.

Солнышко скрылось,

Ушло на покой,

Мы же на место

Сядем с тобой.

На столе у каждого лежат заготовки. Как вы думаете, из какого материала? - Правильно, из бересты, а мы с вами говорили, что береста - это природная бумага, приступим к работе.

Показ и объяснение способа изготовления оберега.

Салика :

Возьмите красный квадрат, сложите его пополам, цветной стороной внутрь, уголочек к уголочку, левой рукой придерживайте, правой обозначьте линию сгиба; теперь еще раз сложите пополам, обозначив линию сгиба. Положите свой квадрат, сложенный вчетверо так, чтобы угол сгиба находился с левой стороны внизу, возьмите трафарет с подноса (показываю, наложите его на квадрат, плотно прижав к углу сгиба, и обведите карандашом. По контуру вырезаем полученную деталь. Затем заготовку разворачиваем и смотрим на образец, правильно ли вы вырезали свою заготовку. Это у нас основная заготовка нашего оберега.

Теперь посмотрите, пожалуйста, на образец, каких деталей нам не хватает? Давайте с вами рассмотрим, какая деталь первая накладывается на нашу заготовку, какого она цвета? Затем какая?

Дети: приклеиваем белый квадрат, затем на него желтый маленький квадрат.

Правильно, и так, приступаем к работе. Заготовку красного цвета приклеим на основу. Для этого переверните свою заготовку, положите ее на клеёночку и нанесите тонким слоем клей клеевой кисточкой, хорошо промазывая края; после того, как вы нанесёте клей на заготовку, возьмите ее двумя пальчиками и осторожно приклейте в центр основы нашего оберега (не забывайте кисточку положить на подставку, промакивать лишний клей салфеткой). Затем далее приступаем к работе, приклеиваем остальные детали нашего оберега, не забываем оставлять зазор между деталями. Во время работы не забывайте смотреть на образец.

Дети выполняют.

Салика : Молодцы, ребята, у всех получились очень красивые обереги. Они способны защищать и оберегать. Эти обереги вы заберете себе домой.

У марийского народа священным, почитаемым деревом считается береза. Береза – зеленая краса милых, родных мест. Это дерево у марийцев священное дерево. Народ шел к березовой роще и просил защиты, помощи у березы. Свою просьбу они передавали через разные предметы: платки, ленты и т. д. Я вам приготовила маленькие кусочки бересты, на которых вы напишите свои имена, кто не умеет писать, я помогу. Эту бересту мы подвяжем на нашу березу, где уже много просьб, пожеланий. Когда вы будете подвязывать, должны пожелать для своей семьи счастья, здоровья.

Дети пишут свои имена на берестах, в это же время попросить гостей написать свои пожелания. С помощью Салики дети развешивают свои бересты на березу.

Салика : На этом наша встреча подошла к концу, я надеюсь, что мы с вами встретимся еще в следующий раз.

Воспитатель: Спасибо Салика за твое гостеприимство, до следующих встреч, до свидания, гости.

Публикации по теме:

Образовательная область «Социализация» в подготовительной к школе группе Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных.

Выставка «Конфетки бараночки»Выставка «Конфетки бараночки» В нашем детском саду в связи с годовыми задачами такими как- !"Формирование воспитанников гендерной, семейной, гражданской принадлежности.

Автор публикации:
Конспект НОД «В гости к Салике»
Опубликовано: 20 октября 2014 в 00:27
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД «В гости к Салике»» (включая файлы) размещена пользователем Зинаида Петровна Андреева (УИ 257276) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД