Ирина Алешина
Конспект НОД «Тула-Родина моя»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД с детьми логопедической подготовительной к школе группы «Тула – родина моя»
Цель:
- обобщение знаний детей о родном городе Тула, Тульском крае.
Задачи:
Образовательные:
- систематизировать и закреплять знания детей о родном городе, мастеровых промыслах Тулы, известных во всем мире;
- формировать интерес к изучению прошлого и настоящего города.
Развивающие:
Публикация «Конспект НОД „Тула-Родина моя“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Тульская область, Тула
- Темочки
- способствовать развитию патриотических чувств детей;
- обогащать и активизировать словарный запас;
- развивать навыки чтения, умения разгадывать загадки.
Воспитательные:
- воспитывать нравственные качества личности ребенка: любовь, доброту, чувство гордости за свою малую родину, за великих земляков, прославивших ее.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Материалы: карта России, презентация «Тула – родина моя», карточки с буквами Р, О, Д, И, Н, А, самовар, тульские пряники.
Ход:
1. Появляюсь перед детьми в народном костюме Тульской губернии.
Воспитатель: Дети, я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие и для этого я соответствующе нарядилась! Как называется моя одежда? (ответы детей). Верно русский народный костюм. А вот куда мы отправимся, вы узнаете, если разгадаете загадки (дети отгадывают загадки и определяют первую букву в словах-отгадках, которую выкладывают на доске для образования слова).
Загадки:
- Стоят в поле сестрички:
Желтый глазок, белые реснички. (Ромашка)
- Пушистая лошадка, А может бегемот, А может просто вата Над нами вдаль плывет. (Облако)
- О чем можно сказать: родной, отчий, кирпичный, красивый, многоэтажный? (Дом)
- В пойме рек, вблизи болот У озер она растет. И полезна, и красива Ну а имя носит… (Ива)
- Цветочек этот голубой Напоминает нам с тобой О небе чистом – чистом И солнышке лучистом. (Незабудка)
- Буквы – значки как бойцы на парад В строгом порядке построены в ряд. Каждый в условленном месте стоит И называется строй… (Алфавит)
В: Молодцы! Все загадки отгадали. Так в какое же путешествие мы отправляемся? (читаем слово РОДИНА). Верно, мы будем путешествовать по нашей Родине.
- Как называется наша Родина?
Д: Россия.
В: Да, Россия. А ласково мы называем ее матушка – Россия. Родиной мы называем нашу страну потому, что она выкормила, вырастила, выучила русскому языку и как мать защищает и бережет нас.
2. В: Россия огромна и необъятна (показываю карту России). Это наш общий дом. Много прекрасных городов расположено на просторах России. Но один из них нам всех ближе и дороже.
Физкультминутка: звучит песня «Тула – земля моя», предлагаю детям подняться со стульев и выполнить несколько плавных движений в такт музыке.
В: Как вы думаете, о каком городе пойдет речь?
Д: О Туле.
В: Верно, о Туле. И я вам хочу открыть секрет: костюм мой не просто русский народный… именно так одевались на Руси женщины Тульской губернии, т. е. наши с вами землячки. Вам нравится костюм? Спасибо большое!
- Итак, Тула - наша малая родина. А что мы родиной зовем? (ребенок читает стихотворение).
Что мы родиной зовем?
Дом, в котором мы живем.
И березки, вдоль которых
Вместе с мамой мы идем?
В: о Туле написано много стихотворений. Предлагаю послушать еще одно из них
(второй ребенок читает стихотворение) :
Я родился в Туле –
Город очень нужный!
В Туле самовары,
Пряники и ружья!
Ясную Поляну
Знает каждый в мире.
Город наш любимый
С каждым днем красивее!
В: Тула – один из городов России, который славен своими достопримечательностями (на слайдах презентации демонстрируются достопримечательности, а дети их называют).
В: Дети, нам очень повезло: мы живем на богатейшей Тульской земле. Наш Тульский край богат народными промыслами и умельцами. Назовите, какими промыслами славится наш край? ( Дети называют: пряники, самовары, гармони, оружие, филимоновская игрушка.)
В: Дети, а вы знаете, что является символом Тулы? Конечно же Тульский самовар. Наши самовары считаются самыми лучшими и славятся на весь мир. В Туле есть музей самоваров. Там представлены различные виды, их делали из меди и серебра, причем, самой разнообразной формы: ваза, чаша, рюмка. Первый самовар был изготовлен нашим земляком Назаром Лисицыным. Позже стали выпускать электронные и расписные самовары (дети рассматривают фотографии с изображением самоваров на слайдах презентации).
Усвоение песенных навыков: - Предлагаю вам спеть песню «Тульский самовар», которую учим на музыке с Ольгой Николаевной, встаньте, пожалуйста (дети поют песню).
В: Традиционно к чаю подавались Тульские пряники. Так же как и самовар, Тульский пряник славится на весь мир. Он является визитной карточкой нашего города (раздаю пряники, дети рассматривают их). С пряниками было связано много народных обычаев и традиций. Их дарили в знак чести, любви. Особые пряники делались в связи с какими-нибудь торжественным событиями. Тульские пряники считались у наших предков дорогими подарками. По народному поверью считалось, что пряники имели целебные свойства и помогали в лечении болезней. Пряники, конечно, были излюбленным лакомством. Особенно их любили дети. Для них выпекали фигурные пряники в форме рыбок, птичек, с именами, с отдельными буквами. Тех, кто делал пряники, называли «прянишниками». Профессия эта передавалась по наследству. Как называли мастеров прянишного ремесла? (дети отвечают).
В: Тульский пряник душист и сладок. Лакомство и радость детворе. А вы любите пряники? (ответы детей).
В: Прославила наш край и тульская гармошка. Наш народ умел не только работать, но и хорошо отдыхать. Под гармошку люди пели, плясали, водили хороводы. Тульская гармошка помогала сражаться с врагом во время войны. В короткие минуты отдыха солдаты пели под гармонь, вспоминали свой родной дом, а иногда и плясали (продолжение просмотра презентации).
…Только взял боец трехрядку,
Сразу видно – гармонист.
Для началу, для порядку,
Кинул пальцы сверху вниз.
И от той гармошки старой,
Что осталась сиротой,
Как – то вдруг теплее стало
На дороге фронтовой. (отрывок из поэмы «Василий Теркин»)
Физкультминутка: дети выполняют плясовые движения под переборы тульской гармошки.
В: Тула веками оружье ковала (презентация - фотографии с изображением оружия, изготовленного Тульскими мастерами). История тульского оружейного дела уходит в те времена, когда при защите российских рубежей от набегов кочевников, жителям Тулы не хватало оружия. Оно изготавливалось в Москве, а доставлять его было дело долгим и хлопотным. Петр I (презентация – портрет Петра I) знал и ценил оружейных мастеров. Поэтому указом царя Петра I было решено основать оружейное дело непосредственно в Туле (презентация – Тульский оружейный завод).
В народе говорят «Тула войну повернула», «Тульская винтовка стреляет ловко», «С тульской винтовкой в бою не пропадешь» (презентация – изображения боя ВОВ).
Звучит гимн города Тулы, под который дети могут маршировать на месте.
В: Тульская земля подарила России также много великих людей. Туляки гордятся своим земляком – писателем, который жил в Ясной Поляне Львом Николаевичем Толстым (презентация – портрет Л. Н. Толстого). Он создал замечательные произведения, как для взрослых, так и для детей, которые известны на весь мир и переведены на многие иностранные языки (презентация – выставка произведений писателя). Сейчас в Ясной Поляне находится музей Льва Толстого, который с большим интересом посещают туристы из разных уголков нашей необъятной Родины, но и зарубежные гости (на слайдах фотографии Ясной Поляны).
Профилактическая гимнастика глаз:
Дети сидят, откинувшись на спинку стула, ноги стоят ровно на полу, руки – ладошками на столе:
- 10 колебательных движений по горизонтали справа налево, слева направо;
- 10 колебательных движений по вертикали: вверх – вниз, вниз – вверх;
- 10 вращательных движений глазами слева направо;
- 10 вращательных движений глазами справа налево;
- 10 вращательных движений глазами в правую, затем в левую стороны – «восьмерка»;
- закрыть на несколько секунд глаза, затем открыть, приняв удобную рабочую позу за столом.
В: Тульская земля подарила России знаменитого мастера кузнечных дел – Левшу. Чем он прославился?
Д: подковал блоху (слайды с изображением Левши).
В: В нашем городе в честь народного мастера установлен памятник.
Руки впрямь золотые,
Нараспашку душа.
Жил да был в нашей Туле
Легендарный Левша.
Мастерством несказанным
Он людей удивлял –
Делал меткие ружья
И блоху подковал.
Потому в каждом доме,
На любом этаже –
В нашей Туле и ныне
По такому Левше.
Каждый мастер – умелец
В деле чудо свершит.
Словно небо без солнца,
Тулы нет без Левши.
Рефлексия: Наша Тульская земля славится народными умельцами, промыслами, и мы по праву можем гордиться нашей малой родиной – Тульским краем. Мы сегодня узнали много нового. Как же мы можем назвать свою любимую Тулу? Тула самоварная, оружейная, мастеровая. А еще говорят о Туле «Тульский край – пряничный рай».
Звучит песня «Тульский пряник».
В завершении приглашаю детей на чаепитие у самовара с тульскими пряниками.