МААМ-картинки

«В русской горнице». Конспект НОД в подготовительной группе (2 фото)

Любовь Шетова
«В русской горнице». Конспект НОД в подготовительной группе

Тема: «В русской горнице»

«В русской горнице». Конспект НОД в подготовительной группе

Цель: Продолжать знакомить с жилищем русского человека, разъяснить понятие «горница».

Обобщить и систематизировать занятия с детьми об экспонатах народного быта, находящихся в горнице (печь, чугун, горшки, ухват, ложки деревянные, лапти, самовар, колыбелька, сундук, прялка, веретено) .

Вызвать интерес и эмоциональный отклик на хорошо знакомые и любимые детьми сказки.

Публикация «„В русской горнице“, Конспект НОД в подготовительной группе» размещена в разделах

Развивать интерес к загадкам, поговоркам, пословицам, хороводам, колыбельным песням.

Упражнять в связной речи, точном использовании слов, полном ответе.

Воспитывать в ребенке личность, знающую и любящую свою Родину, через освоение народной культуры.

Словарь: поговорим ладком, колыбелька, зыбка, люлька, веретено.

Предварительная работа:

- чтение и рассказывание русских народных сказок, инсценирование;

- разучивание загадок, пословиц, поговорок;

- слушание и разучивание народных мелодий (хороводных, плясовых) ;

- рисование, аппликация на тему росписи посуды и др.

Проводились дидактические игры, использовались тематические раскраски.

Ход занятия.

Воспитатель:

Проходите, детушки милые, гостюшки мои дорогие. Милости прошу.

Дети:

Мир вашему дому, хозяюшка.

Воспитатель:

Проходите, рассаживайтесь. «Сядем рядком да поговорим ладком».

Вот что значит «сядем рядком» - я понимаю, а вот что означает «поговорим ладком»?

В ходе рассуждений подвожу детей к выводу: это выражение означает: не перебивать друг друга, выслушивать товарища, не выкрикивать, не ссориться, ладить друг с другом.

Вот, оказывается, какая мудрая русская народная поговорка. Давайте вместе проговорим и запомним.

Как, по-вашему, называется комната, в которой мы с вами сидим? Правильно – горница. Так называли комнату в избе (повторить слово «горница»). Обведите взглядом горницу и скажите, что в ней самое главное? Без чего в избе жить невозможно?

Конечно же это печь. Не случайно о ней говорили как? – «Печь всему голова». Голова – значит самая главная. Давайте подумаем: почему самая главная? - греет, сушит, лечит, накормит. Правильно, «без печи хата - не хата». С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, и часто мы встречаем образ русской печи в русских народных сказках. В сказке «Гуси-лебеди она (печь) прячет Машу с братцем от гусей-лебедей. В сказке «По щучьему велению» - везёт Емелю к царю. Здесь же в сказках мы найдем ответ, какую пищу ели люди. Вспомним сказку «Гуси-лебеди» - пирожок, яблочко, киселька с молочком; «Колобок» - хлеб; «Маша и медведь» - пирожки; «Репка» - репа; «Лиса и журавль» - окрошка, каша. Главной пищей были - щи да каша. Так и говорили: «Щи да каша – пища наша». Как раньше говорили?

А в чем варили щи да кашу? Интересно, как же чугун со щами или кашей в горячую печь ставили? А вынимать еще опаснее было. Но был у хозяйки помощник. Я вам сейчас загадаю загадку, и предлагаю в избе отгадку найти.

«Бычок рогат в руках зажат,

Еду хватает, а сам голодает» (Ухват)

Кто из вас видел у своих бабушек в деревне такого помощника? Попробуйте сами ухватом горшок на стол принести. А кто из вас хоть раз сам кашу варил? Или маме помогал? Даша, хочешь сама попробовать кашу сварить? А мы ей все поможем. Как? – А вот так.

Всем знакома потешка про сороку-белобоку, которая кашу варила.

Физминутка:

Сорока-белобока по полю скакала (прыжки на месте)

Дрова собирала, печку топила (наклоны рук вперед)

Кашу варила, деток кормила (пальчиковая гимнастика)

Воспитатель:

И я вас буду кашей угощать, вот только маслица добавлю, как говорится в пословице «Маслом кашу не испортишь». Вот каша и готова. А сейчас для всех ребяток загадаю я загадку. Знаю-знаю наперед – вы смекалистый народ, быстро отгадаете.

«Деревянная подружка,

Без нее мы, как без рук,

Ан досуге – веселушка,

И накормит всех вокруг.

Кашу носит прямо в рот

И обжечься не дает».

А вот и ложки расписные! Берите и внимательно смотрите, из какого материала они сделаны? (из дерева). Какое дерево использовали для изготовления ложек, тарелок, игрушек? (липу) .

Чего сидим? Что ждем?

Тарелок раньше не было, либо было очень мало, их берегли и выставляли только на праздники. А ели из общего горшка, что мы с вами и сделаем. (Дети пробуют кашу). Ну как, хороша каша? Ложка нам ее съесть помогла. А сейчас – не забыли еще, что наша деревянная подружка на досуге веселушка – берите еще по одной! Помоги нам сыграть, да частушки прокричать!

Эй, девчонки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки,

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей.

(Частушки)

В доме, где есть печь, у хозяйки обязательно еще один помощник есть.

Вот загадка:

Кривая собака в печку глядит и огонь сторожит. (Кочерга)

Отгадку найдите и всем покажите.

(Дети находят и показывают) .

А сейчас ко мне все подойдите. Что это? (Кровать). Вспомните кроватки, на которых вы спали раньше, спите теперь, расскажите о них. Вижу, у каждого своя, не похожая на кроватку другого ребенка, и тем более не похожа на те, в которых спали детки в давние времена. Вспомните картинки, иллюстрации. Кто скажет, как они назывались. Правильно, а назывались они «колыбелька». Слово произошло от старого русского слова «колыбать», что значит «качать».

«Стоит толстячок, подбоченивши бочок,

Шипит и кипит, всем чай пить велит». (Самовар)

Самовары были разного размера, разной формы: круглыми и квадратными, конусообразными, цилиндрическими. Чаепитие из самовара – особый ритуал, он объединяет людей за неспешным разговором. По традиции к чаю подавали сушки, бублики, сухари да пряники, разное варенье. И пили чай наши предки, в отличие от нас, не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко. Вот так мы и живем – сушки, пряники жуем. Чаем из самовара запиваем – вас в гости к себе приглашаем.

Все дети:

Приходите!

Фото «В русской горнице»
Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «В русской горнице». Подготовительная группа. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим Тема: «В русской горнице» Цель: Продолжать знакомить с жилищем русского человека, разъяснить.

Приобщение детей к русской народной культуреПриобщение детей к русской народной культуре С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо с русской народной культурой. Вот мы и решили, что.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«В русской горнице». Конспект НОД в подготовительной группе
Опубликовано: 24 января 2014 в 17:55
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД