Получи документы

Конспект НОД в подготовительной группе «В гости к Деду — Краеведу»

Елена Никитина
Конспект НОД в подготовительной группе «В гости к Деду — Краеведу»

В гости к Деду — Краеведу

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 98»

г. Чебоксары

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

в подготовительной к школе группе

Тема: «В гости к Деду - краеведу»

Подготовила :

Петрова Елена Витальевна

воспитатель первой

квалификационной категории

г. Чебоксары 2015

Программное содержание:

Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „В гости к Деду — Краеведу“» размещена в разделах

Образовательная область «Познавательное развитие» - совершенствовать умение определять способ получения необходимой информации в соответствии с условиями и целями деятельности;

Формировать элементарные представления об истории человечества через знакомство с произведениями искусства (легенды народов мира, игру и продуктивные виды деятельности.

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» - продолжать воспитывать интерес к историческому прошлому чувашского народа, его культуре, любовь к своему народу, понимание своей национальной принадлежности. Развивать представления детей о культуре чувашского народа.

На основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические чувства, любовь к малой родине.

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» -

Развивать детское музыкально – художественное творчество. Формировать интерес к народному искусству, музыке, изобразительному искусству, литературе. Прививать интерес к чувашским народным инструментам, поддерживать желание играть на них, исполнять народные песни и танцы. Поддерживать и развивать интерес к процессу создания образов – символов чувашских узоров. Воспитывать интерес к музыкально – художественной деятельности.

Образовательная область «Речевое развитие» - на основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать интерес к чувашской речи и активизировать словарь. Формировать положительное отношение к чувашскому языку – слышать его поэтичность и выразительность. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Воспитывать культуру речевого общения.

Образовательная область «Физическое развитие» - воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.

Словарная работа: пурт, кмака, спка, масмак, ама, тухъя, хушпу, сар, сурпан, кат, пчеловодство, земледелие, животноводство, рыболовство, вышивание, ткачество, резьба по дереву.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций из книг, комплектов открыток «Чувашия», «Чебоксары», чтение чувашских сказок и легенд, рисование чувашских узоров, экскурсия в чувашский мини – музей.

Материал: ноутбук, экран, проектор для мультимедийной презентации, книга с чувашскими легендами, иллюстрации с убранством чувашской избы, кулечек с зерном, кувшин с молоком и вязанные шерстяные носки или нитки, лук со стрелами, удочка, баночка меда, посуда, украшенная резьбой, вышивка, детский ткацкий станок, полоски бумаги, краски гуашь, кисти, баночки с водой, тряпочки, мольберты, столы для рисования, народные музыкальные инструменты, диск с записью народной мелодии.

Ход деятельности:

Под чувашскую мелодию дети в чувашских национальных костюмах входят в зал, становятся перед экраном полукругом.

В: Сывлх сунатп, ачасем! Ыр кун пултр! Сегодня по электронной почте я получила письмо.

На экране появляется Дед – краевед.

Д. К: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дед – краевед. Я работаю на телеканале «Бибигон». В своих передачах я знакомлю детей с жизнью разных народов нашей страны. В следующей передаче я бы хотел рассказать детям о жизни и быте народа, проживающего в вашей республике и надеюсь на вашу помощь.»

В: Ребята, как называется наша республика? (Чувашская Республика, Чувашия). Как звучит название нашей Республики на чувашском языке? (Чавашъен). Какие народы проживают в нашей республике? (чуваши, русские, татары, мордва).

В Чувашии дружно живут люди разных национальностей, но основное население Чувашии - чуваши. Что мы хотим рассказать Деду – краеведу о чувашах?

(Кто такие чуваши? Как жили чуваши раньше? Чем они занимались? Какую одежду носили)

(Где мы сможем найти информацию о жизни чувашей в давние времена) (Почитать в книге, посмотреть в компьютере, сходить в музей, и т. д.)

В: Сначала мы должны узнать, откуда произошел чувашский народ? В нашей книге есть одна интересная чувашская легенда, называется она «Откуда пошел чувашский народ?». Присаживайтесь поудобнее вокруг меня.

(Чтение легенды «Откуда пошел чувашский народ?»).

«Говорят, в глубокую старину жил один человек по имени Чуваш. Он очень метко стрелял из лука. Однажды он отправился на охоту в горы. Шел долго и увидел на вершине горы прекрасную птицу. «Подстрелю-ка ее», - говорит Чуваш и вынимает остроконечную стрелу. В это время птица человечьим голосом произносит: «Не стреляй в меня, Чуваш. Возьми с собой домой, пригожусь при случае». Чуваш согласился и принес птицу домой. Как стемнело, лег на постель спать. Ночью проснулся от шума-гама. Вскочил и выходит из избы.

Ему навстречу вбегает в избу красивый парень (йёкёт) в серебряной одежде, а медная шапка блестит при свете луны. За ним прибежали жители деревни и рассказали, что на деревню совершили нападение разбойники, а храбрый парень прогнал разбойников. Чуваш заходит в избу и видит: кроме птицы никого нет. «Куда делся парень?» - думает он. Трогает птицу, и она перевоплощается в очень красивую девушку. Догадался Чуваш: разбойников отразила она. «А теперь я стану твоей женой», - молвит девушка. Так и зажили они.

Но о ней узнал царь и решил сделать ее своей женой — царицей. Царь направляет своих солдат к Чувашу, чтобы захватить его жену. Чуваш из лука перестрелял всех солдат. После этого Чуваш с женой впрягли к избе лошадь, забрали весь свой скот, уехали на берег большой реки, которую назвали Атал – Волга и начали там жить. После смерти Чуваша с женой их детей стали звать чувашами. Так произошел чувашский народ».

В: Следующее, что мы должны узнать, это как жили чуваши раньше? Об этом нам помогут узнать эти картинки.

(Рассматривание картин)

В: В давние времена Чуваши жили в деревнях (ял).

В деревне было много домов, которые были расположены в ряд, образуя улицы.

У каждой семьи была своя изба, по – чувашски «пурт», которая огорожена забором. Во двор заходили через большие ворота.

Центральное место в избе занимала печка – кмака. Как вы думаете, почему печке было отведено центральное место? Для чего она была нужна? (С помощью нее отапливали избу и готовили еду). В избе вдоль стен были расположены деревянные скамейки, которые использовались еще и как кровати. На пол стелили самотканые дорожки – половики.

Посуду чуваши изготавливали из глины и дерева.

Если в семье был новорожденный ребенок, чуваши вешали колыбельку – зыбку, по – чувашски «спка», в которой укачивали малыша. Мама пела ребенку колыбельную песню. Хотите послушать старинную чувашскую колыбельную песню?

Слушание колыбельной песни на чувашском языке?

Под эту убаюкивающую песенку малыш засыпал и мама могла заняться домашними делами.

В: Ребята, посмотрев на эти предметы, о чем мы сможем узнать? О чем нам говорят эти предметы? (Чем чуваши занимались раньше). Подумайте и скажите, чем же чуваши занимались?

Показываю кулечек с зерном – земледелием, кувшин с молоком и вязанные шерстяные носки или нитки – животноводством, лук – охотой, удочка –рыболовствому, баночка меда – пчеловодством, посуда, украшенная резьбой –резьбой по дереву; вышивка – вышиванием, детский ткацкий станок – ткачеством,

В: Чувашский народ издавна считался очень трудолюбивым народом. Люди занимались земледелием: сеяли рожь, овёс, ячмень; держали домашних животных: коров, свиней, овец, лошадей; ходили на охоту и ловили рыбу.

Еще чуваши занимались пчеловодством, очень любили украшать резьбой мебель, деревянную посуду, ворота, ткали, вышивали.

Чувашские девочки с детства учились шить и вышивать и поэтому становились искусными мастерицами. В чувашской вышивке знаки имели огромное значение. Прочитав узор, можно было понять, что хотела сказать вышивальщица. Мы с вами уже умеем читать некоторые узоры на вышивке. Чтобы Дед – краевед в своей передаче смог рассказать детям о значении чувашской вышивки, мы изготовим для него игру «Нарисуй узор».

Игра «Нарисуй узор».

В: После тяжелого трудового дня за околицей вечером собирался и стар, и млад для отдыха. Там люди пели, плясали, играли в разные игры. И мы с ребятами знаем очень интересную чувашскую игру, которая называется «Шыра».

(Музыкальная игра «Шыра»)

В: О чем мы еще хотим рассказать Деду – краеведу? Какую одежду носили чуваши раньше? Откуда мы это можем узнать? Где может храниться старинная одежда? Правильно, нам нужно посетить музей одежды. Здесь нас встречает хозяйка музея Анюк (подготовленный ребенок).

( Презентация на тему: «Одежда чувашей в старину).

Анюк: В старину у каждого народа была своя, особенная одежда, отличающаяся от одежды других народов. Народные костюмы были изумительны по красоте.

(слайд) Мужчины носили холщовую рубаху и штаны. Летом мужчины носили черную войлочную шляпу.

(слайд) Женщины надевали платье с нагрудными украшениями (ама, передник (сапун, поясной наряд (сар, головные уборы - украшенные монетами и бисером хушпу с головной повязкой сурпан и налобной повязкой масмак.

(слайд) У девушек на голове была тухъя.

(слайд) Простые рабочие рубашки и платья ничем не украшались, праздничные украшались вышивкой. Украшения, как считали чуваши, защищали их от злых духов и других опасностей.

(слайд) Обувью в старину служили лапти, которые носили с шерстяными носками или онучами и мужчины, и женщины. Богатые чувашки надевали особые женские сапоги - "с гармошкой".

(слайд) Зимней одеждой чувашей были кафтаны из сукна или шуба из овчины. На ноги надевали валенки (кат). На голове у женщин была шаль, у мужчины барашковая шапка.

Мы с вами тоже сегодня нарядились в праздничную национальную одежду. Самое время устроить себе праздник и познакомить Деда – краеведа чувашскими песнями и танцами.

Исполнение песни «Тух – ха, Ванюк пирен ума» в сопровождении детского оркестра

Дед – краевед : Спасибо вам, ребята! С вашей помощью я узнал много нового и интересного о жизни чувашского народа. Жду вас на канале «Бибигон».

Подведение итогов занятия.

В: О чем мы сегодня рассказали Деду – краеведу? (Откуда произошел чувашский народ, как они раньше жили, чем занимались,какую одежду носили, в какие игры играли) Как вы думаете, что больше всего из нашего рассказа заинтересовало Деда – Краеведа? О чем нам еще хотелось бы ему рассказать? Я хочу вам предложить подготовить выступление вместе с родителями в виде презентации, книжки – малышки, газеты, детского устного журнала и поделиться собранной информацией со всеми детьми. Чей рассказ будет самым интересным, тот сможет выступить в передаче Деда – краеведа. Желаю вам успеха.

Прикреплённые файлы:

prezentacija1_c6rtj.pptx | 6126,63 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект занятия «В гости к Деду Морозу» Тема «В гости к Деду Морозу» Программное содержание: Учить детей называть действия воспитателя, которые впоследствии они могут перенести.

«В гости к Деду Морозу с подарком». Фотоотчёт«В гости к Деду Морозу с подарком». Фотоотчёт День рождения замечательный праздник, который с нетерпением ждут все и взрослые и дети. Обязательно в этот день дарят подарки. Оказывается,.

Фотоотчёт «В гости к Деду Морозу»Фотоотчёт «В гости к Деду Морозу» Новый год – для моих малышей самый любимый и самый радостный праздник! К этому празднику детки готовились, разучивали танцы: "Снежинки","Зайчики".

Фотоотчет о новогоднем празднике «В гости к Деду Морозу» в средней группеФотоотчет о новогоднем празднике «В гости к Деду Морозу» в средней группе К самому любимому празднику в году готовились все-дети,воспитатели,родители. Наряжали елку,шили костюмы,учили стихи и песни. И вот наступил.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Подарок Деду Морозу» художественное творчество Программное содержание: Художественно-эстетическое развитие: • учить лепить цифры из жгутиков • показать новые приемы оформления лепных.

Конспект занятия в подготовительной группе «4 декабря — День заказов подарков Деду Морозу» Цели: расширение знаний о главном герое новогоднего праздника – Деде Морозе, развитие творческих способностей детей. Задачи: познакомить.

НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие к Деду Морозу» Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе. Тема: «Путешествие к Деду Морозу». Цель: Формировать элементарные математические представления.

Сценарий новогоднего праздника первой младшей группе «В гости к Деду Морозу» В зал входит ведущая. Ведущая: Как приятно, что сегодня Гости к нам сюда пришли И, не глядя на заботы, Час свободный все нашли. Будет весело.

«В гости к бабе и деду». Фольклорный праздник для детей 1 младшей группы«В гости к бабе и деду». Фольклорный праздник для детей 1 младшей группы Фольклорный праздник для детей 1 младшей группыЦель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры на основе активного использования.

Сценарий новогоднего утренника «В гости к Деду Морозу» В гости к Деду Морозу Дети легко вбегают в зал, останавливаются вокруг елки. Дети читают стихи, водят хоровод. Вед. Дети, сегодня утром.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в подготовительной группе «В гости к Деду — Краеведу»
Опубликовано: 13 февраля 2016 в 10:42
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД