Елена Комарова
Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему: «Загадка природы» (С использованием мультимедийной презентации)
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи: познакомить детей с вулканом и причиной его извержения, учить делать выводы; развивать активный словарь новыми понятиями, познавательную активность, любознательность, память, воображение; воспитывать положительные эстетические чувства и интерес к природе и природным объектам.
Материалы : мультимедийная установка, мультимедийная презентация, иллюстрирующая рассказ воспитателя, аудиозапись музыки Жан-Мишель Жарра; поддон; модель вулкана, пищевая сода; уксус; сухая красная краска; моющая жидкость; листы бумаги; цветные карандаши; чайная ложка; пипетка.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему: „Загадка природы“ (С использованием мультимедийной презентации)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Предварительная работа: продуктивная деятельность - изготовление макета гор, познавательно-исследовательская деятельность - рассматривание мультимедийной презентации, иллюстрации с изображением гор, карты России, глобуса, коммуникативная деятельность – беседы о горах, камнях, чтение художественной и познавательной литературы о горах; игровая деятельность – сюжетно-ролевая игра «Туристы-альпинисты».
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, мы с вами много знаем о горах, камнях. Мы изготовили макет горного участка. Много беседовали, рассматривали иллюстрации, читали книги о горах. Сегодня я хочу пригласить вас в удивительное путешествие в горы. Согласны?
Дети: Да!
Воспитатель предлагает детям «сесть в самолет», построенный из детских стульев и отправиться в путешествие в горы.
Звучит музыка Жан-Мишель Жарра. Воспитатель включает мультимедийную презентацию и предлагает детям представить, что они смотрят в иллюминатор самолета и видят удивительные места.
СЛАЙД с изображением города с высоты летящего самолета.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, мы пролетаем над нашим городом. С высоты все кажется маленьким: и дома, и луга, и люди!
СЛАЙД с изображением леса с высоты летящего самолета.
Воспитатель: А как вы думаете, что сейчас мы пролетаем? ( Ответы детей: «Это лес!») Совершенно верно! Посмотрите, как с высоты кажутся маленькими даже самые высокие деревья!
СЛАЙД с изображением моря с высоты летящего самолета.
Воспитатель: А это что? ( Ответы детей: «Это море!»). Как красиво море с высоты! Вам нравится? Почему? (Ответы детей).
СЛАЙД с изображением гор с высоты летящего самолета.
Воспитатель: Что это, ребята? ( Ответы детей: «Это горы). Мы прилетели, наш самолет идет на посадку.
Музыка стихает.
СЛАЙД с изображением гор.
Воспитатель: Вот мы и прилетели в горы. Посмотрите, ребята, как вокруг красиво! Какие высокие, величественные горы. А что вы видите на вершинах гор? ( Ответы детей: «Это снег!»). А почему на горах снег? ( Ответы детей: «Потому что наверху очень холодно!»). Вы совершенно правы! Там, действительно, очень холодно.
СЛАЙД с изображением «спящего» вулкана.
Воспитатель: А сейчас мы видим с вами необычную гору. Посмотрите, какую форму имеет эта гора?
Ответы детей: «Эта гора имеет форму конуса без вершины, вместо вершины большая яма».
Воспитатель: Верно, вы заметили, что гора без вершины, а вместо вершины – яма. Такая гора называется вулкан. Повторите, пожалуйста, новое слово «вулкан».
Дети повторяют.
Воспитатель: А яма, которая находится вместо вершины, называется кратер. Давайте повторим и это слово.
Дети повторяют.
СЛАЙД с изображением кратера «спящего» вулкана.
Воспитатель: Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красно-оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Этот вулкан сейчас не действует. По-другому говоря, вулкан не работает. Люди, которые изучают вулканы, называют такие вулканы «спящими».
Воспитатель побуждает детей повторить понятия «кратер» и «спящий вулкан».
Воспитатель: Я хочу вам рассказать одну замечательную легенду.
Воспитатель рассказывает.
«Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря.
СЛАЙД с изображением работающего кузнеца.
Воспитатель продолжает: Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами».
СЛАЙД с изображением работающего вулкана.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какое красивое зрелище – извергающийся вулкан. Вот эта огненная река, которая льется из кратера вулкана называется лава. Повторите, пожалуйста, слово «лава». Дети по очереди повторяют.
Воспитатель: Но это не просто красивое зрелище – это очень опасно для всего живого на земле. Как вы думаете, почему?
Ответы детей: «Потому что она очень горячая».
СЛАЙД извергающегося вулкана.
Воспитатель: Раскаленная лава уничтожает всё живое на своём пути. Жить рядом с действующим вулканом очень опасно.
Воспитатель предлагает детям немного отдохнуть.
Двигательная деятельность – физкультминутка.
Ветер веет над горами,
И качается трава.
(Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора.
(Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над нами носит.
Наклоняются травинки —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мы взбираемся на холм,
(Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём.
(Дети садятся.)
Воспитатель предлагает детям повторить упражнения еще раз.
По окончании двигательной деятельности воспитатель предлагает детям:
Ребята, посмотрите, пожалуйста, на мой стол, у меня есть модель вулкана. Сейчас я вам покажу, как работает вулкан. Внимательно следите за моими действиями. Я помещаю в кратер вулкана одну чайную ложку соды, немного красной сухой краски и 5 капель моющей жидкости. А теперь внимание! Следующая жидкость обозначена особым знаком. Как вы думаете, что он означает?
Ответы детей: «Это нельзя трогать детям».
Воспитатель: Верно, это означает, что самому пользоваться ею нельзя. Эта жидкость – уксус, и его наливать можно только взрослому. Я добавляю 5 капель уксуса. Посмотрите, что происходит? Хотите попробовать повторить этот опыт сами?
Дети сами готовят состав лавы, но уксус добавляет воспитатель.
Воспитатель: Ребята, разные вулканы извергаются по-разному.
СЛАЙД, изображающий вулкан, у которого лава летит вверх и в стороны.
Воспитатель: Иногда они как будто взрываются, выбрасывая лаву вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает, лава вытекает «спокойно».
СЛАЙД, на котором изображен вулкан с текущей лавой.
Воспитатель: У нас в стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах. Давайте найдем их на карте России.
СЛАЙД, на котором изображена карта России.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает карту России и находит на ней районы, где есть вулканы.
Воспитатель: Ребята, вам понравился мой рассказ о необычных горах? Как они называются? Какую форму имеют? Как называется яма, расположенная вместо вершины горы? Как называется огненная река, которая вытекает из кратера вулкана?
Ответы детей.
Воспитатель: Вы просто молодцы, у вас прекрасная память, вы все запомнили о вулканах. Я предлагаю вам вернуться образно в наш детский сад. А возвращаться мы с вами будем не на самолете, а вот так: мы закроем глаза и на счет «три!» окажемся снова в нашем детском саду.
Воспитатель считает: Один, два, три! Вот мы и в группе. Вам понравилось наше путешествие? Я предлагаю вам нарисовать вулканы, а потом мы заполним нашу папку исследователя по теме «Вулкан».
Дети рисуют, воспитатель отбирает рисунки для заполнения «Папки исследователя». (Дети работают с ней по разным темам).