Евгения Кустова
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие на воздушном шаре в суровую Арктику»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: Совершенствовать умение объединять группу предметов по их назначению, развивать логику, мышление и воображение используя технологию ТРИЗ. Продолжать формировать умение разрешать проблемные ситуации. Познакомить детей с историей воздухоплавания на воздушном шаре, постройкой иглу. Закреплять умение к существительному подбирать прилагательные. Закрепить расположение России на карте и глобусе. Познакомить детей с климатической зоной Арктики, её климатом, растительностью. Развивать разговорную речь, продолжать формировать умение объяснять свой выбор, аргументировать свое мнение. Углублять представления о животных Арктики. Систематизировать представления детей об умениях животных приспосабливаться к среде обитания. Познакомить с такими явлениями, как северное сияние
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе „Путешествие на воздушном шаре в суровую Арктику“» размещена в разделах
- Животные севера. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
Активизация словаря: братья Монгольфье, гондола, климат, северное сияние, вечная мерзлота, айсберг, лемминг, Полярная ночь, ягель.
Оборудование и материалы: сундук, в котором бинокль, компас, карты, рюкзак, глобус, тетрадь с чертежами, книги об Арктике и ее животных, карта России, глобус, дидактическое пособие «Обитатели Севера», картины: «Северный олень», «Белый медведь», презентация «Арктика», диск с фрагментом мультсериала «Путешествие Адибу. Миссия на планете Земля. Иглу», где ведется рассказ о том, как построить иглу, карточки с изображением различных вещей (чайник, подушка, теплая одежда, купальник, шуба, одеяло, доска, веревка, спички, нож, дрова, еда, игрушки, фотоаппарат, видеокамера, посуда и т. д.)
Ход непосредственно образовательной деятельности.
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на полу стоит какой-то сундук! Что бы это могло значить? Ребята, вы хотите открыть его? (да)
Дети открывают сундук и достают предметы из него.
Воспитатель: Перечислите, что вы нашли! (бинокль, компас, карты, рюкзак, глобус, тетрадь с чертежами, книги об Арктике и ее животных)
Воспитатель: Как вы думаете, кому могли принадлежать эти вещи? (путешественнику, ученому)
Воспитатель: Ребята, а вы можете определить, куда этот путешественник хотел отправиться? (да)
Воспитатель: Какие подсказки вы нашли? (на Северном полюсе карты есть отметка- красный флажок, книги о животных Арктики, картинки животных, и неизвестный диск)
Воспитатель: Ребята, вам не хочется взглянуть что же там на диске? (да, возможно это еще одна подсказка)
Дети с воспитателем вставляют диск в ноутбук и просматривают его. На диске фрагмент мультсериала «Путешествие Адибу. Миссия на планете Земля. Иглу», где ведется рассказ о том, как построить иглу.
Воспитатель: Ребята, что бы это могло значить? Зачем нашему путешественнику знать, как строится иглу? (Путешественник хотел отправиться в Арктику, а иглу, было бы его жильем)
Воспитатель: Ребята, как интересно! А вы бы хотели отправиться в путешествие на Северный полюс в Арктику? (да)
Воспитатель: Вы знаете, более двухсот лет тому назад два отважных француза впервые в истории совершили свой первый полёт по воздуху. Тогда еще не было ни самолетов, ни вертолетов, ни ракет. А как вы думаете, на чем же они тогда летели? (на воздушном шаре)
Воспитатель: А вы готовы отправиться в
путешествие на воздушном шаре? (Да).
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, а нам в путешествие что-нибудь дополнительно может понадобиться, кроме того, что уже приготовлено в сундуке (Да)
Воспитатель предлагает детям рассмотреть карточки с изображением различных вещей (чайник, подушка, теплая одежда, купальник, шуба, одеяло, доска, веревка, спички, нож, дрова, еда, игрушки, фотоаппарат, видеокамера, посуда и т. д.) и дает задание каждому ребенку.
Воспитатель: Задание: Ребята, в нашу гондолу, много веще не разместится, поэтому я предлагаю каждому из вас выбрать одну, которая на ваш взгляд больше всего пригодится вам в Арктике. Дети выбирают вещь на свое усмотрение. Воспитатель приглашает всех занять свои места на воздушном судне и взять выбранную вещь с собой (заранее в группе стулья поставлены в круговую, имитируя гондолу).
Воспитатель: итак, ребята, что мы должны сделать, чтобы наш шар был готов к полету? (зажечь огонь в лампе, чтобы выжигался кислород, тогда шар станет легким, скидывать мешки, отвязать канаты)
Воспитатель: Ребята, ни одна страна в мире не имеет такой богатой и разнообразной природы, как Россия. Как вы думаете, почему? (потому что наша страна самая большая в мире)
Воспитатель: Аня, покажи нашу страну на глобусе. (показывает границы страны всем участникам путешествия. А теперь покажи, куда мы направляемся? (на северный полюс в Арктику)
Воспитатель: На севере снега, мороз
Суровая природа
На небе хороводы звезд
И солнца нет полгода.
Н. Забила
Воспитатель: Северные земли или зона тундры находятся на севере нашей страны и на нашей карте обозначены белым цветом. Найдите эту зону на карте нашей страны. (дети показывают) Почему она обозначена белым цветом? (потому что там льды)
Воспитатель: Арктика включает в себя Северный Ледовитый океан, побережье Сибири полуостров Таймыр. Царство льдов и снегов (показ слайда). Ребята, стало холодно. Кто-нибудь взял с собой теплые вещи? (да, взяли шубу, одеяло, шапку и т. д.)
Воспитатель: Костя, почему ты выбрал шубу? (потому что на Севере холодно и необходимо тепло одеться)
Воспитатель: Правильно, так как в Арктике долгие суровые зимы, которые длятся более полугода, морозы достигают до -40*-50* дуют холодные ветра, часто бывают снежные бури и ураганы. Земля глубоко промерзает, покрывается льдом и снегом, а лед на море держится большую часть года. Солнца зимой не видно, наступает Полярная ночь (показ слайда).
И лишь разноцветные сияния расцвечивают небо (показ слайдов)
Северное сияние- это завораживающие, прекрасное зрелище. Темно- синее небо вдруг озаряется разноцветными всполохами. Нигде больше нельзя наблюдать такое красивое явление.
Воспитатель: А кто-нибудь взял с собой фонарик, свечку или спички? (да)
Воспитатель: Маша, а зачем ты взяла с собой спички? (Чтобы разжечь костер, на случай, если будет холодно)
Воспитатель: Это хорошо, зима на севере длинная, а лето короткое, но и летом температура не поднимается выше +5+10, поэтому почва не успевает прогреваться, а растения не успевают вырастать. Солнце не поднимается высоко над горизонтом и поэтому лед тает лишь по берегам морей (показ слайдов).
Воспитатель: Ребята мы приземляемся. Всем пристегнуть ремни безопасности!
Физкультминутка:
Я предлагаю Вам немного прогуляться по тундре.
Что нам нужно сделать, чтобы не провалиться в снег и не потеряться? (надеть лыжи и держатся рядом)
Нам мороз не страшен
Лишь ленивым он опасен (идут друг за другом)
Щечки дружно растираем (трут щеки круговыми движениями)
И про нос не забываем (трут нос)
Чтобы уши не болели
Разомнем мы их скорее (уши сгибают и разгибают)
И ладошки приживаем
Сильно сильно растираем (трут ладошки друг об друга)
Вот на лыжах проезжаем (имитируют движения на лыжах)
Санки мы не забываем (присаживаются и встают)
Постучимся в ворота (стучат по спине, впереди идущего ребенка)
Солнышко, выходи
Нам согреться помоги! (гладят спину, впереди идущего ребенка)
Воспитатель: Ребята, что вы можете сказать глядя на растительность Арктики (она очень скудна, ее мало). Почему? (мало солнца и тепла на северном полюсе)
Воспитатель: Основная растительность - это мхи и лишайники. Весной, когда пригреет солнце, вся тундра вдруг расцветает и становится похожей на цветущий ковер. При всей бедности растительного мира тундры, здесь есть даже цветы: полярный мох, снежный лютик, разноцветные камнеломки. (показ слайда).
В тундре растут карликовые березы, грибы, ягоды, голубика. Догадайтесь, почему ее так называли? (она голубого цвета). Правильно она голубого цвета. (показ слайда)
Воспитатель: Несмотря на суровый климат, животный мир очень разнообразен. И эти животные вам вряд ли знакомы. Их можно встретить только на севере, они нигде больше не водятся. Вот смотрите, бежит лемминг- маленький зверек, похожий на мышь, песец-зверек с очень красивым мехом (показ слайдов).
Как вы думаете, что помогает северным животным выживать в таком суровом климате? (У них под шкурой толстый слой жира, который предохраняет от потери тепла, теплый толстый мех защищает от холода).
Воспитатель: Да, ребята, живущие в таких условиях звери, приспособлены к суровому климату. Главные животные тундры - белый медведь и олень (показ слайдов).
А вот и северный олень бежит. У него замечательная шерсть- густая, мягкая. Особенно теплая она становится в зимние месяцы, когда бушуют метели. Копыта у северного оленя широкие, да еще могут раздвигаться, как растопыренные пальцы. Олень может ходить по снегу или болоту не проваливаясь, а края копыт еще и острые для того чтобы зимой раскапывать снег, добраться до вкусного мха. Этот олений мох называют «ягель». Еще олени прекрасные пловцы. Они переплывают широкие холодные реки и морские проливы. Главное украшение оленя – огромные ветвистые рога. Каждый год олени меняют старые рога на новые у оленя, тоже есть рожки, но они маленькие, похожи на веточки. Северные олени - путешественники. Огромные стада кочуют по тундре, совершая большие переходы. А во главе стада идет вожак – самый опытный и сильный олень. Летом олени устремляются к морскому берегу несмотря ни на какие преграды. Для чего?
Оленей привлекает морская вода. Ведь соль для жизни животных необходима. Без соли олень может погибнуть. (показ слайда)
Воспитатель: Мне кажется, начинается снежная буря, здесь оставаться нельзя. Нужно что-то делать? Что вы можете предложить? (построить иглу)
Игра «Собери иглу» Дети собирают изображение иглу (по приципу пазла)
Воспитатель: Теперь у нас есть убежище, там и переждем бурю.
(показ слайда с белым медведем). Ой, осторожно к нам приближается белый медведь! Он может нас поранить. Все в иглу! (заходят в круг из стульев).
Воспитатель: Что вы знаете об этом животном (это хищник, у него белая шкура, ловит и ест рыбу, умеет плавать).
Воспитатель: Белый медведь - грозный хищник, повелитель ледяных просторов Арктики. Благодаря острому чутью он выслеживает подо льдом тюленей. Белый медведь так же прекрасный пловец и спокойно ныряет в ледяную воду. Чтобы выбраться наружу, медведь хватается острыми когтями за проплывающую льдину. Затем зверь отряхивается и его шерсть вновь становиться сухой и не обмерзает.
Воспитатель: ребята а есть те. Кто взял аптечку с медикаментами? (да) кажется медведь меня поцарапал…Дети называют предметы первой помощи при порезе. Рассказывают, что надо делать.
(показ слайда лежбища тюленей)
Воспитатель: Погода успокоилась и теперь видно что холодные воды Северного моря омывают каменистый берег. А на берегу как и на пляже, лежат странные звери. У них круглая усатая голова, круглые глаза, хвост как у рыб, а вместо лап ласты. Как вы думаете кто это (тюлени)
Воспитатель: Посмотрите на тюленей, они живут на льдинах, плавают в море, питаются рыбой, креветками, крабами, моллюсками. Тюлень ныряет на глубину 100метров. Вдохнет воздух и может долго не дышать под водой (до 1.5 часов он охотится). Тело тюленя покрыто густым непромокаемым мехом под кожей толстый слой жира, спина и бока темные и в пятнах. Отталкиваясь от земли ластами они неуклюжи на суше, а в воде они настоящие акробаты, плавают не хуже рыб. (показ слайдов).
Воспитатель: Посмотрите, какие животные Крайнего Севера вам знакомы? (морж, заяц-беляк).
Воспитатель: Деревья в Арктике не растут. Болотистая местность- прекрасное место для комаров и мошкары. Лето здесь короткое. Навещают этот край многочисленные птицы, которые устраивают «птичьи базары». (показ слайда)
Воспитатель: что-то я проголодалась, а вы? Кто-нибудь взял с собой еду? (да)
Воспитатель: Миша, объясни, почему ты взял еду? (потому что в дороге всегда проголодаешься)
Воспитатель: Ребята, нам пора лететь обратно в детский сад, в нашу любимую группу. Пристегните ремни мы взлетаем.
3. Итог НОД.
Воспитатель: Расскажите, где мы с вами сегодня побывали? Что особенного в природе Арктики? Какие растения встречаются на севере? Каких животных Крайнего Севера вы знаете? Что такое северное сияние? Хорошо ли вы подготовились к путешествию? На этом наше путешествие по Арктике закончено, спасибо вам, до новых встреч в нашем Клубе путешественников.