елена осипова
Конспект НОД в подготовительной к школе группе с использованием ЭОР по теме «Дикие животные в русских народных сказках»
▼ Скачать + Заказать документы
ГБДОУ детский сад №49 Приморского района г. Санкт-Петербурга
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе
с использованием современных образовательных технологий.
Тема: «Дикие животные в русских народных сказках».
Составила и провела: учитель-логопед
Осипова Е. П.
Направление: Познавательно-речевое развитие
Социально-личностное развитие.
Ведущая образовательная область: коммуникация.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной к школе группе с использованием ЭОР по теме „Дикие животные в русских народных сказках“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
Решаемые задачи:
1. Область «Коммуникация»
1. Продолжать развитие фонематического восприятия, звукового анализа;
2. Закрепление умения детей выделять из слов гласные звуки и соотносить их с соответствующими обозначениями – гласными буквами. Закрепление знания детей о гласных звуках, как о слогообразующих;
3. Формирование функций звуко –слогового анализа слов;
4. Профилактика оптической и фонетико- фонематической дисграфии и дислексии;
5. Активизация речи детей посредством приема словесного рисования;
6. Активизация атрибутивного словаря (притяжательные прилагательные, качественные прилагательные)
7. Формирование просодических компонентов речи: тембровой окраски голоса, правильной постановки ударения, интонационной выразительности
8. Работа над выразительностью в передаче эмоциональных состояний героев сказки в мимике, в движениях, в жестах, в позах посредством психогимнастики;
9. Активизация психических процессов: ассоциативной памяти,
зрительного внимания, слухового внимания;
10. Развитие эмоциональности.
11. Формирование линейной структуры фразы: распространенное предложение, сложное предложение;
12. Обучение построению рассказа-рассуждения :
- выделение сочинительных связей: построение сочинительных предложений с сочинительной связью (противительный союз «А»)
13. Обучение составлению рассказа-описания в диалоге;
14. Формирование связной речи в игре-драматизации.
15. Продолжать развивать навык свободного и спокойного общения со взрослыми и детьми.
2 Область «Познание».
1. Развитие пространственной ориентировки и ориентировки на листе бумаги, развитие зрительно- моторных координаций;
2. Расширение знаний детей о содержании русских народных сказок;
3. Уточнение словаря существительных исконно- русских слов (лапти, короб, «Ухо востро»);
4. Воспитывать интерес к НОД через использование занимательных упражнений.
3. Область «Социализация».
1. Совершенствовать умение слушать и слышать педагога;
2. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к окружающим.
3. Продолжать формирование привычки слушать собеседника и не перебивать его.
4. Область «Чтение художественной литературы».
1. Развитие творческой активности, творческого воображения.
2. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству
3. Поддерживать тяготение старших дошкольников к книге.
Оборудование: индивидуальные «маршруты», обручи, дид. игра «Собери картинку», компьютерная игра «Отгадай сказку» (разработала Осипова Е. П., шапочки- маски волка, лисы.
Используемые технологии : здоровьесберегающие, коррекционно-развивающие, игровые, ТРИЗ, компьютерные
Ход занятия:
1. Вводная часть:
Создание эмоциональноположительного фона.
Логопед: - Доброе утро, девочки! - Доброе утро, Е. П.
- Доброе утро, мальчики! - Доброе утро, Е. П.
Все: - Доброе утро, наши гости!
2. Основная часть
Логопед: - Сегодня к нам в гости пришли сказки.
- Ребята, а кто сочиняет сказки? - Сказочники, писатели,
народ. Сегодня мы встретимся с русскими народными сказками.
А какие это сказки, вы сами скажете мне, когда правильно выполните задание.
1. РАЗВИТИЕ ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ – игра «БРОДИЛКИ».
Логопед раздаёт каждому ребенку его маршрут. На полу лежит 9 обручей, в каждом обруче конверт с заданием. На каждом конверте написано имя ребенка. Дети по очереди, руководствуясь своим маршрутом, шагают по обручам. В результате каждый ребенок должен прийти в обруч, где лежит конверт с его именем.
Лог: - Теперь прочитайте правильно ли вы прошли свой маршрут. Откройте конверты. В них лежат карточки с вашими помощниками – гласными буквами. Именно они вам и подскажут, какие сказки придут к вам в гости.
2 РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА, ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ГЛАСНЫХ БУКВ, ОРИЕНТИРОВКА НА ЛИСТЕ БУМАГИ -
игра «Собери картинку». Дети собирают картинки, в результате у них получаются две сказки.
- Дети, герои каких сказок у вас получились? - «Рукавичка»,
«Лисичка-сестричка и серый волк"
- Как называются эти сказки? - Русские народные.
- Почему?
- Как вы думаете, у кого начало сказки «Рукавичка»? Почему?
- Середина? Конец?
Также по сказке «Лисичка- сестричка и серый волк».
Русских народных сказок очень много. Давайте посмотрим на экран. (компьютерная игра «Отгадай сказку»). Здесь от вас спрятались герои самых разных русских народных сказок. Попробуйте догадаться – какие? (Все герои закрыты условными символами. Когда ребенок называет сказку, символ исчезает).
- Ребята, а какой момент в сказке нарисован на этих картинках? (начало, середина, конец).
- Почему?
3. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА, ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА – работа с использованием коллажа по русским народным сказкам.
- Ребята, отгадайте кого я загадала – в этом слове 4 звука, один гласный О. - Волк.
- А сколько в этом слове слогов? Почему?
- Найдите другие слова с одним слогом.
- Какое слово я сейчас загадала- в этом слове 4 звука, 2 гласных –И, А. Сколько в нем слогов? Почему? - Лиса.
- Найдите другие слова с двумя слогами.
- Какое слово я сейчас загадала – в этом слове 6 звуков, из них 3 гласных – У И А? Сколько в нем слогов? Почему? - Курица.
- Найдите другие слова с тремя слогами.
- Какое слово я сейчас загадала – оно начинается со звука К и заканчивается на звук К, в нем 3 слога. - Колобок.
-
- Ребята, а какие животные здесь больше всего похожи между собой? - Волк и лиса.
4. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ (УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРОТИВИТЕЛЬНОГО СОЮЗА А)
Сравнение волка и лисы.
- А чем они похожи? - У волка длинный хвост и у лисы длинный
хвост.
- У лисы ушки торчком и у волка ушки
торчком.
- Лиса и волк живут семьями.
- Лиса и волк – хищники.
- А чем они отличаются?- Лиса рыжая, а волк серый.
- Лиса живет в норе, а волк в логове.
- Лиса хитрая, а волк доверчивый.
- У лисы хвост пушистый, а у волка гладкий.
- Ребята, а в какой сказке лиса и волк главные герои? - Лисичка-сестричка
и серый волк».
5. АКТИВИЗАЦИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ- ПРИЕМ СЛОВЕСНОГО РИСОВАНИЯ.
- Ребята, а если бы вы были художниками, какую бы вы нарисовали лису в начале сказки? - Голодную, сердитую, ищущую чем бы
поживиться.
- Давайте ее покажем.
ПСИХОГИМНАСТИКА – передача эмоциональных состояний героев в мимике, движениях, позах, жестах.
Психогимнастика – лиса стреляет глазами, оглядывается по сторонам, ищет чего бы поесть – повороты туловища.
- А какую бы вы нарисовали лису в середине сказки?
- Сытую, довольную, жадную.
Психогимнастика: облизывается, лапкой умывается, поглаживает живот.
- А какую бы вы нарисовали лису в конце сказки?
- Сердитую, недовольную.
- А почему? - Не удалось полакомиться пирогами.
Психогимнастика: сердится: руки скрещены, брови нахмурены, наклон головы вниз.
- А теперь давайте вспомним волка. Какого бы вы нарисовали волка в начале сказки? - Голодного, злого, с горящими глазами,
ищущего чего бы поесть.
Психогимнастика: Движения резкие, озирается по сторонам, взгляд из-под лобья.
- А какого бы вы нарисовали волка в середине сказки?
- Доверчивого, мечтающего, что наловит много
рыбы.
Психогимнастика: глаза кверху, облизывается в предвкушении сытного обеда, оглядывается назад на хвост.
- А какого бы вы нарисовали волка в конце сказки?
- Несчастного, побитого, горюющего.
Психогимнастика: ладошки к щекам, глаза прикрыты, брови собраны на переносице, голова опущена.
- Ребята, а почему про лису говорят «рыжая плутовка»?
- Значит хитрая, проворная, обманщица.
- А про кого можно сказать в этой сказке :
- «Держи ухо востро»? - Про волка.
- А что это значит? - Будь начеку, будь внимательным,
осторожным, не доверяй всем подряд.
- А про кого можно сказать :
- «Всегда из воды сухим выйдет». - Про лису.
- А что это значит? - Выйдет победителем из любой
ситуации.
6. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ, ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ – Игра-драматизация «Лисичка – сестричка и серый волк».
- Ребята, мы так много с вами рассказали о волке и лисе, что нам совсем не трудно будет в них превратиться и очутиться в сказке «Лисичка- сестричка и серый волк».
- Итак, сказка начинается.
Логопед: Ясным зимним днем вез мужик целые сани рыбы. Весело скакала лошадка.
Дети: - Цок – цок – цок – цок.
Лог: - Шла по дороге лисичка. (Одному ребенку – один раз повернись, в лисичку превратись).
Один ребенок изображает лисичку в начале сказки, все дети вместе с ним
выполняют упражнение «Хитрая лисичка».
Логопед: И вдруг увидела лисичка старика, везущего целые сани рыбы.
Лисичка: -Ах, как хочется рыбки поесть. Дай-ка я деда перехитрю, притворюсь мертвой.
Дед: Ах, какой славный воротник будет для моей старухи. Положу-ка я лису в сани, да отвезу домой. То-то моя старуха обрадуется.
Логопед ребенку: - Матвей,а что было дальше?
Ребенок: Дед положил лису в сани, а сам пошел впереди. А лисе только того и надо было. Она потихоньку стала рыбку из саней выбрасывать.
Логопед другому ребенку: - Даня, а что было дальше?
Ребенок: - Собрала лисичка на дороге всю рыбку, сидит и ест. Вдруг где-то волк завыл.
РАЗВИТИЕ ОЩЕРЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ: СИЛЫ, ВЫСОТЫ ГОЛОСА – упр. «Далеко- близко».
Волк воет далеко: у- у – у-у.
Волк воет близко: У-У-У-У.
РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ – диалог «Волк и лиса».
- Здравствуй, лиса!
- Здравствуй, волчок!
- Дай мне рыбки!
- Ишь ты какой хитрый! Налови сам, да и ешь!
- А я не умею!
- Это очень просто! Я тебя научу. Ступай на речку, опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай: - Ловись рыбка большая, ловись рыбка маленькая. Вот рыба сама на хвост тебе и прицепится.
- Спасибо, лиса, что научила. Побегу скорей на речку.
Логопед: - Сережа, продолжай.
Ребенок: - Прибежал волк на речку, опустил хвост в прорубь, сидит и приговаривает:
Волк: - Ловись рыбка большая и маленькая.
Реб: - Приморозило волчий хвост крепко-накрепко. Хочет волк хвост вытащить да никак.
Следующий ребенок: - Утром пришли люди к проруби за водой, увидели волка и закричали: - Волк! Волк! Бей его!
И давай его бить: кто ведром, кто коромыслом. Волк со страха рванулся изо всех сил: оторвал себе хвост и пустился бежать.
Логопед: - Вот и закончилась наша сказка.
3. Организация окончания занятия:
Перенос опыта, знаний, умения поведения в жизнь. Поощрение детей.