Елена Смирнова
Конспект НОД в подготовительной к школе группе. «Спорт объединяет людей». Образовательная область «Социализация»
▼ Скачать + Заказать документы
Мэрия города Череповца
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 73»
ул. Ломоносова, дом 14А, г. Череповец,
Вологодская область, 162611
(8202) 22 – 03 – 37
mdou73ch.@mail.ru
К О Н С П Е К Т
непосредственно – образовательной деятельности
в подготовительной к школе группе
Публикация «Конспект НОД в подготовительной к школе группе, „Спорт объединяет людей“, Образовательная область „Социализация“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Спорт. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2012
образовательная область «Социализация»
А В Т О Р Ы
Педагог – психолог: Попова Татьяна Сергеевна
Воспитатель: Суханова Оксана Владимировна
Череповец, 2012 год
Аннотация
Ни одно общество, о чем убедительно свидетельствует история и те события, которые происходят в наши дни, не может пока гордиться тем, что оно наделено качеством толерантности. Сегодня, приходится признать, что прогресс, достигнутый человечеством в различных областях, не привел к взаимопониманию между людьми. По-прежнему сильно стремление к единообразию, к абсолютному господству, к уничтожению независимости, индивидуальности. Оно проявляется не только на уровне внешней и внутренней политики государств, но и в повседневном межличностном общении. Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблемам толерантности, мы пришли к выводу о том, что в дошкольных образовательных учреждениях созданы условия для воспитания толерантных качеств детей, однако они не в полной мере используются педагогами. Мы решили, что роль педагога – психолога очень важна при работе в этом направлении, поэтому для повышения уровня развития толерантных качеств у детей объединили усилия воспитателей и. В рамках реализации основной общеобразовательной программы ДОУ дети подготовительной группы уже знакомы с родным городом, страной, с многообразием национальностей ее населяющих. На данный момент – наша задача сформировать представление о мире, о многообразии стран и народов мира, о некоторых расовых особенностях людей. Поскольку не стоит умалять так же проблему формирования привычки детей к здоровому образу жизни, то нами было принято решение совместить знакомство детей с расами людей и Олимпийское образование. Олимпийские игры вошли в историю человечества как крупнейшее международное комплексное спортивное мероприятие. Работа в рамках олимпийского образования дошкольников предоставляет прекрасную возможность для нравственного воспитания детей, в том числе для воспитания толерантности по отношению к людям разных рас.
Программное содержание:
О. о. «Социализация» : Формировать представления о некоторых особенностях внешнего вида людей разных рас; воспитывать толерантность по отношению к людям разных рас; вызвать у детей желание узнавать о спортивных традициях народов разных континентов;
О. о. «Познание» : закрепить знания детей о том, что глобус - это макет Земли; формировать у детей представления об Олимпийских играх как мирного соревнования, в котором участвуют народы всего мира в целях физического совершенствования, познакомить с эмблемой олимпийского движения, донести до детей ее смысл;
О. о. «Коммуникация» : активизировать словарь детей – «раса», «европеоид», «монголоид», «американоид», «негроид», «коренной житель», «переселенцы»;
О. о. «Физическая культура» : способствовать формированию у детей интереса к занятиям физическими упражнениями;
О. о. «Музыка» : развивать музыкальный кругозор детей.
Оборудование и материалы: глобус, мольберт, белый лист бумаги формата А2, глобус, кольца диаметром 10 см черного, зеленого, красного, желтого и голубого цветов, кружки из картона этих же цветов диаметром 4 см, иллюстрации с изображением людей разных рас (европеоид, американоид, негроид, австралоид, монголоид, аудиозаписи: американская и русская народная музыка, азиатская классическая музыка, австралийская и африканская этническая музыка, модели, спортивное оборудование : футбольный и баскетбольный мячи, баскетбольная стойка, ворота, бита, деревянные бруски, мяч маленького диаметра, эстафетная палочка.
Ход непосредственно – образовательной деятельности :
Воспитатель загадывает детям загадку:
Шар не велик, на нем страны без людей,
Города без домов, леса без деревьев, моря без воды (глобус)
Воспитатель показывает глобус, рассматривает вместе с детьми, уточняет, что глобус – это модель земного шара.
Воспитатель: «Дети, на нашей планете климат неоднороден, поэтому люди, живущие на материках не похожи друг на друга, и сегодня мы предлагаем вам отправиться в путешествие по нашей планете. Мы побываем на разных материках, познакомимся с людьми их населяющими, узнаем, какими видами спорта они предпочитают заниматься. Дети, а вы знаете, как называется самое главное в мире спортивное соревнование? (Олимпийские игры). В Олимпийских играх принимают участие люди со всех концов нашей планеты! Вы готовы отправиться в путешествие?
Дети: «Да!»
Звучит африканская этническая музыка, дети совместно с воспитателем выбирают вид транспорта, с помощью которого они могут попасть на континент и отправляются в Африку. По прибытии, воспитатель ставит метку черного цвета на глобусе.
Стихотворение об Африке (читает ребенок) :
Африка
Где-то в джунглях, на лианах, где-то с южной стороны
Обитают обезьяны и жирафы, и слоны
Где в речушке серебристой бегемоты сладко спят,
Разрисованные птицы цветом радуги летят.
Африка, Африка, сказочные страны,
Африка, Африка, жаркий небосвод, сладкие бананы,
Потому что в Африке лето круглый год!
Педагог-психолог: Ребята, в Африке живут представители негроидной расы. (Показ иллюстрации). Вопросы к детям, работа с моделями.
• Какие характерные особенности внешнего вида вы видите у людей этой расы? (темная, почти черная кожа, широкие ноздри, толстые губы, жесткие курчавые волосы).
• Ребята, как вы думаете, почему у людей, живущих в Африке именно такой внешний вид? ( Ответы детей: темная кожа и жесткие курчавые волосы защищают от лучей жаркого солнца, широкие ноздри охлаждают жаркий африканский воздух, толстые губы помогают испарению лишней влаги.)
В это время воспитатель помещает на лист бумаги на мольберте кольцо черного цвета, не акцентируя на этом внимание детей.
Воспитатель: «Ребята, а вы хотите знать, в каком виде спорта преуспевают люди негроидной расы? В олимпийском движении африканцы добиваются наилучших успехов в легкой атлетике, особенно в беге. Вы хотите знать, почему?
Оказывается, что успехи чернокожих легкоатлетов объясняются особенностями строения их тела. Ноги и руки чернокожих длиннее, а значит негроиды по сравнению с другими расами бегают быстрее.
Воспитатель предлагает детям поучаствовать в эстафете с флажками.
Воспитатель: «А теперь нам пора прощаться с жаркой Африкой и ее жителями и отправляться в путь на другой континент - Австралию. Ребята, как вы думаете, на каком виде транспорта можно добраться из Африки в Австралию?»
Звучит австралийская этническая музыка. Дети прибывают в Австралию, воспитатель ставит метку зеленого цвета на глобус.
Стихотворение об Австралии (читает ребенок) :
Австралия – страна наоборот,
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июле лето.
Там протекают реки без воды
(Они в пустыне пропадают где-то).
Педагог-психолог: Ребята, в Австралии живут представители австралоидной расы. Коренными жителями являются аборигены. (Показ иллюстрации). В это время воспитатель помещает на мольберт кольцо зеленого цвета.
Вопросы к детям, работа с моделями:
• Какие характерные особенности внешнего вида вы видите у людей этой расы?
• Ребята, а вы заметили, что представители австралоидной расы похожи на жителей Африки? А чем же они отличаются? (У австралоидов кожа более светлая, чем у представителей негроидной расы, на теле больше волос).
Педагог-психолог: «Сейчас Австралию населяют люди со всего мира, приехавшие туда по разным причинам, коренных жителей - аборигенов совсем мало, они живут вдали от переселенцев».
Воспитатель: «Ребята, а вы знаете, что жители Австралии тоже очень любят заниматься спортом, а больше всего водными видами, теннисом и крикетом. О теннисе и о водных видах спорта, я думаю, вы знаете, а вот о крикете я вам сейчас расскажу. Крикет – это вид спорта, в котором используется бита и мяч. Игра проходит между двумя командами по 11 игроков в каждой. Цель игры – заработать больше очков, чем команда противника. Это очень сложная игра и один из элементов ее мы попробуем освоить с вами».
Воспитатель и дети сбивают с помощью мяча бит заранее заготовленную конструкцию из деревянных брусков. По окончании игры воспитатель задает детям вопрос: какую исконно русскую игру напоминает крикет? (городки)
Воспитатель: «А теперь, ребята мы поблагодарим жителей Австралии за их гостеприимство и отправимся с вами в Америку. Ребята, как вы думаете, на каком виде транспорта можно добраться из Австралии в Америку?»
Звучит американская народная музыка. Дети прибывают в Америку, выбрав вид транспорта, на котором туда можно добраться из Австралии. Воспитатель ставит отметку красного цвета.
Стихотворение об Америке (читает ребенок) :
Континент Америка
Два материка – Северная, Южная – все легко пока.
Штаты, Мексика, Канада в Северной живут.
Ураганы и торнадо пролетают тут.
В Южной – вот Колумбия, Чили,
здесь – Бразилия, Аргентина, Парагвай, Перу и Боливия.
Речки есть большие, помнить это нужно:
Миссисипи в Северной, Амазонка – в Южной.
Тянутся высокие горы цепью дружно:
Кордильеры – в Северной, горы Анды – в Южной.
Педагог-психолог: Ребята, в Америке коренные жители - представители американоидной расы. (Показ иллюстрации). В это время воспитатель помещает на мольберт кольцо красного цвета.
Вопросы к детям, работа с моделями:
• Какие характерные особенности внешнего вида вы видите у людей этой расы? (орлиный нос, прямые черные волосы, темные глаза, цвет кожи от белой до смуглой, часто высокий рост). Сообщает о том, что издавна индейцы имеют независимый нрав, экзотический внешний вид.
• Вы знаете, что американоидов еще называют индейцами? А хотите узнать, почему их называют «краснокожими»? Есть версия о том, что когда первые путешественники, приплывшие, а Америку увидели встретивших их людей – лица и одежда тех были раскрашены в медный цвет.
Воспитатель: «Ребята, а одним из самых любимых видов спорта людей, живущих в Америке является баскетбол, и Америка является его родиной. Баскетбол – это спортивная командная игра с мячом, который забрасывают руками в кольцо с сеткой (корзину). Сейчас мы с вами попробуем это сделать.
Проводится игровое упражнение «Забрось мяч в баскетбольное кольцо».
Воспитатель: «А теперь нам пора прощаться с жителями Америки и отправляться в путь на другой континент - Евразию. Ребята, посмотрите на глобус и скажите - какой вид транспорта нам лучше выбрать для этого путешествия?»
Дети прибывают в Евразию, воспитатель вместе с детьми вспоминает о том, что Евразия состоит из двух частей: Европы и Азии.
Стихотворение о Евразии (читает ребенок) :
Что такое Евразия?
Это Европа плюс Азия:
Из двух частей света возник
самый большой материк!
Предлагает отправиться в Азию (звучит азиатская классическая музыка). По прибытии воспитатель ставит метку желтого цвета на глобус.
Педагог-психолог: Ребята, в Азии коренные жители - представители монголоидной расы. (Показ иллюстрации). В это время воспитатель помещает на мольберт кольцо желтого цвета. Вопросы к детям, работа с моделями:
• Какие характерные особенности внешнего вида вы видите у людей этой расы? (узкие глаза и высокие скулы, карие глаза, прямые черные волосы, цвет кожи – желтоватый, невысокий рост).
• Ребята, а вы хотите знать, почему коренные жители Азии так выглядят? Мы с вами уже упоминали о том, что человеку необходимо приспосабливаться под климат, в котором он живет. Узкий разрез глаз понадобился человеку из-за пустынной местности, где зародилась эта раса. Постоянные песчаные ветра, снежные бури сузили разрез глаз, а ресницы стали густыми.
И чтобы не ослепнуть природа позаботилась о глазах монголоидов, сделав их уже.
Воспитатель: «Ну, давайте теперь поговорим о традиционных для азиатов видах спорта. Наверное, многие из вас знают, что азиаты придумали различные единоборства: каратэ, айкидо, дзюдо, тхэквондо, ушу. Ребята, раньше люди, занимающиеся единоборствами, должны были держать тайну своих спортивных приемов и поэтому не могли выступать на соревнованиях. Однако сейчас этот запрет снят, и восточные единоборства представлены в Олимпийских играх. К нам сегодня пришел гость, обратите внимание на его спортивную форму, которая называется «кимоно».
Воспитатель предлагает «гостю» рассказать о борьбе, которой тот занимается, продемонстрировать несколько приемов.
Воспитатель: «А теперь, ребята, нам пора отправляться в Европу. Как вы думаете, на каком виде транспорта можно добраться в Европу?»
Звучит русская народная музыка. Дети прибывают в Европу, воспитатель ставит метку синего цвета на глобус.
Педагог-психолог: Ребята, в Европе коренные жители – представители европеоидной расы. (Показ иллюстрации). В это время воспитатель помещает на мольберт кольцо синего цвета. Вопросы к детям, работа с моделями:
• Какие характерные особенности внешнего вида вы видите у людей этой расы? (цвет кожи, волос и глаз различный от светлого до смуглого, разрез глаз широкий, густые ресницы и брови, толщина губ небольшая или средняя).
• Ребята, а как вы думаете, почему коренные жители Европы так выглядят? Как мы уже с вами знаем, особенности внешнего вида связаны с климатическими условиями, поэтому густые брови и ресницы защищали глаза от дождя и ветра; цвет кожи и волос зависит от места проживания – чем ближе к северу, тем они светлее.
• Ребята, а мы с вами к какой расе принадлежим?
Воспитатель: «Европейцы тоже очень любят спорт, занимаются самыми разными его видами, особенно распространен футбол. К тому же родиной футбола является одна из европейских стран - Англия. Я вам предлагаю сейчас почувствовать себя футболистами».
Проводится игровое упражнение «Забей мяч в ворота»
Педагог-психолог: «Наше путешествие подходит к концу. Вы сегодня узнали, как много не похожих друг на друга людей населяют нашу планету. У коренных народов разных континентов есть свои внешние особенности, свои традиции, свои любимые виды спорта, но все они хотят мира и дружбы на земле. Ребята, а теперь давайте обратим внимание на мольберт. Что у нас получилось? Правильно, это эмблема олимпийских игр – олимпийские кольца, которые расположены на белом фоне флага. Кольца символизируют пять частей света, пять континентов, страны которых участвуют в олимпийском движении: Европа — синий, Америка — красный, Азия — жёлтый, Африка — чёрный, Австралия — зелёный. С древних времен во время олимпийских игр жители всех стран объединялись, прекращались все войны и конфликты, на всей Земле царил мир и дружба. Как правило и по окончании игр (несмотря на результат) дружеское общение спортсменов не прекращается, они вспоминают друг о друге с теплом и любовью, ждут встреч на следующих соревнованиях. Это является примером для нас с вами, таких разных, непохожих друг на друга».