Оксана Фролова
Конспект НООД по образовательной области «Коммуникация» в подготовительной логопедической группе «Перелётные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»
Программные задачи: Уточнить и закрепить представления о перелетных птицах, условиях их жизни весной. Упражнять в образовании родственных слов (грач, грачиха, грачевник, грачонок, грачиный, в образовании сложных прилагательных (быстрокрылая, теплолюбивая, зерноядная, насекомоядная, длиннохвостая, звонкоголосая, белогрудая).
Публикация «Конспект НООД по образовательной области „Коммуникация“ в подготовительной логопедической группе „Перелётные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Выучить с детьми наизусть стихотворение Е. Тараховской «Мы построим скворечню.» (с использованием пространственных моделей). Продолжать учить детей выразительно читать стихотворение, выделяя паузы по смыслу. Развивать память, произвольное внимание.
Воспитывать бережное отношение и любовь ко всему живому. Оборудование: иллюстрации с изображением перелетных птиц, мольберт, пространственные модели.
Предварительная работа: чтение стихотворений В. Жуковского «Жаворонок», Н. Сладкова «Грачи прилетели», «Ласточка, ласточка.»; рассматривание иллюстраций «Птицы», картины «Прилет птиц»; наблюдение за птицами, беседа о весне. Методы и приемы: вопросы, указания, поощрение, загадывание загадок, игровой прием, художественное слово.
Организация обстановки: Стульчики стоят полукругом, у доски выставлены иллюстрации с изображением перелетных птицы, мольберт.
Ход ЗАНЯТИЯ
Звучит музыка, воспитатель читает стихотворение А. Прокофьева «Грачи» :
На этой недели грачи прилетели, Хоть трудной была дорога. Старший грач прикрикнул строго: «За работу, дела много! Помни сам, других учи, Да, по-настоящему, Наши черные грачи - Птицы работящие!» - Ребята, скажите, пожалуйста, о каких птицах говорится в этом стихотворении? (Правильно, о грачах).
- А к каким птицам они относятся? (Правильно, к перелетным птицам,
- Когда возвращаются перелетные птицы в родные края? (Весной).
- Почему они возвращаются в родные края? (Правильно, потому что появляются насекомые, червячки, личинки, корм).
-А Каких вы знаете перелетных птиц? (Грачи, скворцы, дикие утки, лебеда, ласточки, стрижи, жаворонки, трясогузки, кукушки, зорянки).
- Ребята, отгадайте загадку:
«Без рук, без топоренка построена избенка». Что это? (Гнездо).
- А как вы думаете, зачем птицам гнезда? (Чтобы в них жить).
- Где еще могут жить птицы? (В скворечниках, в дуплах деревьев).
- Из чего птицы строят гнезда? (Из веточек, травинок, кусочков грязи, пуха, перышек).
- Для чего еще нужны гнезда? (Гнезда нужны, в основном, для того, чтобы птицы смогли отложить яйца вывести и вырастить птенцов).
- Ребята, а почему говорят: грачи весну открыли? (Потому что они возвращаются первыми, лишь снег начинает таять).
- Как называют птенцов грача? (Грачата).
- Как - маму грачат? (Грачиха).
- Яйца грача, чьи яйца? (грачиные).
- А как называются гнезда грачей? (Грачевник. Если дети затруднятся, воспитатель называет сам, затем закрепляет).
- Ребята, а чем похожи эти слова? Во всех перечисленных словах есть маленькое слово «грач».
- Давайте еще подберем к нему родственные слова (грачи, грачата, грачиные, грачиха, грачевник)
- Вспомните, какие птицы вслед за грачами прилетают весной? (скворцы).
- Как можно ласково назвать скворца? (скворушка).
- Как называют птенцов у скворца? (скворчата).
- А маму скворчат? (скворчиха).
- Как называется домик для скворцов? (скворечник).
- Ребята, а как вы думаете, для чего человек прикрепляет на деревьях скворечники?
- чтобы привлечь птиц в сады и огороды. Ведь птицы — это санитары природы. Они уничтожают вредных насекомых.
- Сейчас мы поиграем в трудную игру: «Запомни и повтори». ( Дети должны вспомнить и повторить 5 слов: скворец, скворчиха, скворчата, скворушка, скворечник).
- Молодцы, ребята! Вы запомнили все слова. v
- Как вы думаете, чем займутся птицы весной? Только отвечать надо полным предложением. Например: «Весной птицы вьют гнезда». (Выводят птенцов, откладывают яйца, высиживают, заботятся о птенцах, ищут корм, строя, поют, щебечут, летают, кружатся в воздухе, машут крыльями,
- А теперь давайте немного отдохнем.
ФИЗМИНУТКА.
Если солнце печет. Тает снег, Ручей течет
И грачи на горе, Значит, март на дворе:.
- руки вверх
- приседают
- движениями показывают течение ручья
- размахивают руками останавливаются А теперь вспомните, какими бывают птицы по поведению? (быстрые, веселые, суетливые, неугомонные, голосистые).
- Теперь давайте подберем точные слова о характере птицы. Если о птице говорят, что у нее быстрые крылья, то она какая? - быстрокрылая.
Тепло любит? - теплолюбивая. Зерно есть? — зерноядная. Насекомых ест? - насекомоядная. Длинный хвост? - длиннохвостая. Звонкий голос? - звонкоголосая Белая грудка? - белогрудая.
- Вы хорошо' справились с трудным заданием, пора
- Давайте превратимся в птичек. Покажите: Грозного грача
Озябшую трясогузку Нахохлившегося жаворонка Веселого скворца.
- Молодцы, точно изобразили птичек.
- А так как сегодня мы очень много вспомнили о перелетных птицах, я хочу с вами выучить красивое стихотворение, которое называется «Мы построили скворечню» Е. Тараховской.
читаю стихотворение:
«Мы построили скворечню
Для веселого скворца.
Мы повесили скворечник
Возле самого крыльца.
Все семейство вчетвером
Проживает в доме том:
Мать, отец и скворушки –
Черненькие перышки.»
- Беседую по содержанию:
- Ребята, как называется домик скворца?
- А кто построил скворечник для скворца?
- Куда повесили скворечник?
- Назовите семью скворца.
Сейчас я еще раз прочитаю стихотворение, а вы постарайтесь его запомнить и потом рассказать.
ИТОГ ЗАНЯТИЯ:
- Ребята, о каких птицах сегодня говорили? (О перелетных).
- Назовите их еще раз. (грачи, скворцы, дикие утки, гуси, лебеди, ласточки, стрижи, жаворонок, трясогузка, кукушка, зорянка).
- Когда возвращаются птицы в родные края? (Весной,
- А почему? (Потому что появляются насекомые, т. е. достаточно корма для их жизни).
- А зачем человек вешает скворечники на деревьях? (Чтобы привлечь птиц в сады и огороды для уничтожения вредных насекомых).
- Молодцы, ребята, вы все правильно ответили.