Светлана Колесникова
Конспект НОД по по знакомству с бытом и традициями русского народа в средней группе «В гости к Бабушке-забавушке»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 общеразвивающего вида Новозыбкова
Конспект непосредственной интегрированной образовательной деятельности в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа с элементами театральной деятельности.
«В гостях Бабушки- Забавушки»
Публикация «Конспект НОД по по знакомству с бытом и традициями русского народа в средней группе „В гости к Бабушке-забавушке“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русские народные традиции и обычаи
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
Подготовила:
Колесникова Светлана Сергеевна
Интегрированные образовательные области:
«Познание»; «Коммуникация»; «Социализация»; «Чтение художественной литературы»; «Музыка»;
Виды деятельности:
Игровая; Коммуникативная; Познавательная;
Цель:
Формирование интереса к русской народной культуре и любви к традициям русского народа.
Программные задачи образовательных областей
Познание:
Активизировать познавательную деятельность; Расширять творческое воображение и творческое мышление;
Расширять представления детей о быте русского народа в старину, вызвать интерес к старинной русской традиции – встречать гостей с угощением;
Коммуникация:
Развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству : пословицам, поговоркам, сказкам. Привлечь внимание к живому русскому слову, обогащать словарь новыми словами;
Социализация:
Формировать умение устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе образовательной деятельности;
Создать веселое настроение с помощью игры «Путешествие на Тройке к бабушке», словесной игры «Колечко», музыкальной
Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;
Чтение художественной литературы:
Формировать эмоционально-образное восприятие сказки;
Расширять опыт слушания за счет сказки, разных жанров фольклора;
Художественное творчество:
Поддерживать творческое начало в собственной продуктивной деятельности;
Обогатить творческий опыт ребенка техникой тестопластики;
Музыка:
Способствовать освоению ритмопластики для создания музыкальных двигательных образов в игре;
Использование интеллектуальной технологии РТВ (развитие творческого воображения);
Ожидаемые результаты:
Дети проявляют интерес к быту русского народа, ценностям русских традиций;
Дети понимают нравственную ценность пословиц, поговорок и русских народных сказок;
Умеют понимать себя и других, входят в мир человеческих отношений;
Дети умеют выражать свое отношение к ситуации с помощью мимики и жестов;
Словарная работа:
Обогащать и активизировать словарь детей словами. : горница, изба, прялка, рушник, чугунок, ухват, сундук, очи, сарафан, кокошник.
Оборудование:
Предметы русского быта для оформления «Русской горницы» (прялка, печь, чугунок, сундук, самовар, рушник, ухват, старинная посуда);
Содержимое сундука: платок, валенки, рукавицы,лапти, гребешок ;
Музыкальный ряд: русские народные песни, запись перезвона колокольчиков;
Атрибуты к играм «Путешествие на Тройке к бабушке», бубен;
Предварительная работа:
Словесная дидактическая игра «Назови свое имя ласково», «Какой? Какая? Какое?», «Закончи пословицу»;
Знакомство с предметами декоративно – прикладного искусства, с предметами народного быта, народной игрушкой, с традициями и обычаями русского народа;
Беседа о старинных способах передвижения;
Слушание русской народной музыки;
Экскурсия в «Русскую избу» детского сада;
Чтение сказки «Гуси – лебеди» с последующей беседой о прочитанном;
Рассматривание альбома «Русская изба»;
Заучивание пословиц, поговорок;
Используемые методы, приемы и технологии
Игровой:сюрпризный момент, д. игры
Словесный: рассказ, беседа, вопросы, художественное слово, пояснения.
Наглядный: показ, демонстрация;
Обсуждение;
Использование синтеза искусств и интеграции видов деятельности;
Компьютерные технологии (ИКТ);
Инновационная технология. Развитие творческого мышления (РТМ) и Развитие творческого воображения (РТВ);
Ход образовательной деятельности:
Зал оформлен старинными предметами быта в стиле «Русская горница».
1 часть. Мотивационная (вводная).
Дети входят в зал здороваются с гостями. Воспитатель. (В костюме входит в зал).
Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам поклон!А зовут меня бабушка- Забавушка.
Ребята, я одета в старинный русский костюм. Вам он нравятся? Когда – то страна наша называлась Русь. И одевались на Руси как я в красное. Красное – значит красивое! И говорили не «Здравствуйте», а «Низкий Вам поклон». Потому что приветствовали друг друга с поклоном, низко кланяясь в пояс.
Воспитатель. Дети, давайте и мы поздороваемся с гостями так, как здоровались на Руси.
Я живу в старинной русской избе в деревне, за полями за лесами за высокими горами. Приглашаю вас ко мне в гости, пешком идти далеко,а на чем же нам отправиться в старинную русскую деревню?Ребята, а в старину на Руси не было машин и самолетов! На чем же тогда передвигались люди вот на саночках быстрее будет.
2 часть. Основная.
Звук колокольчика.
Воспитатель. Слышите? Что это?
Воспитатель. Да, ребята это звучит колокольчик и вешали эти колокольчики на тройку лошадей. Раньше люди передвигались на лошадях – верхом, в повозках, на русской Тройке. Запрягали трех лошадей. Одевали им расписную дугу с колокольчиками, украшали цветными лентами, кистями. Скачет Тройка по дороге - нежный звон колокольчика далеко был слышен и радовал людей своим переливом.
Организация подвижной игры «Путешествие к бабушке на Тройке»
"Стоп приехали ура!
Вот видна моя изба".
Дети под музыку входят в Горницу.
Бабушка - Вот мы и добрались до места. - Милости прошу ко мне в избу!
Заходите, посидите.
Как живем мы, посмотрите!
Вы пришли в избу, в самую красивую комнату – в Горницу! Так называли в старину комнату (горница) В Горнице принимают гостей.
Посмотрите, какой богатый стол! За столом собирается вся семья. Главное место – хозяину. Называется оно – Большое место. Посмотрите какая посуда на столе: из глины – глиняная (Повтор детей, из дерева – деревянная (повтор детей). Наступит зима и чудо – мастера распишут посуду диковинными узорами и цветами! (На столе стоит самовар, лежат ложки, стоит кувшщин). Выпускает жаркий пар древний чайник самовар.
1Раскалился самовар,
У него, как видно, жар.
Пышет он горячим паром,
Даже ручка горяча.
Ароматным вкусным чаем. Напоить он всех готов.
Что бы был чай вкусней из кувшина молока налей.
А вот и прялка моя любимая.
Золотая моя прялица!
Я пряду, а нитка тянется!
Я пряду, а нитка тянется!
Мне работа моя нравится!
Сверху кладется шерсть овечья. Крутится колесо и превращает шерсть в нитку. Наматывается тонкая нить на веретено. А из ниток я свяжу вам носочки да варежки для студеной зимы.
А вот рушник! Красивый, вышитый узорами.
А вот и сундук. Еще моя пра – пра – бабушка хранила там свое добро. Только сундук не простой, а сказочный. что хранили в нем узнаем когда загадки отгадаем.
1 Носят женщины старушки,
носят малые девчушки-
к уголочку уголок, сложен красочный. (платок).
2 Не страшны зимой морозы,
не большим не маленьким.
Что нам зимушки угрозы мы обуем. (валенки).
3 Эту обувь не забыли,
хоть давным - давно носили.
влезут дети на полати у печи оставят. (лапти).
4 Если маленький мороз не хватает нас за нос. Как начнет могроз сердиться мы оденем. (рукавицы) Б. - Печка занимает самое большое место в моем доме. Она самая главная! Печка не дает замерзнуть, да голодными не оставит. Печка – кормилица наша. На печке можно даже спать. (стихи детей)
1 РУССКАЯ большая ПЕЧЬ,
КАК СИМВОЛ СЧАСТЬЯ И ДОБРА.
Всё начинается от печки,
В избе она всему глава.
Она накормит и излечит,
И не пусты мои слова.
Гурьбой, собрав всех на лежанке,
Борщом наваристым дыша. .
Накормит старших спозаранку,
Теплом согреет малыша.
2 Ой, ты печка – сударушка,
Помоги нам, боярушка!
Ты свари, испеки,
Обогрей, освети!
В дом богатство принеси!
А вот и еще необходимая вещь в хозяйстве. Это чугунок. В нем готовили щи да кашу. А в печи всегда каша в чугунке горяча! Печь горячая, огонь пышит….Как вы думаете, как поставить туда чугунок?
Б - А ставили в печь горячий чугунок ухватом. (ставит чугунок в печь).
1 Лезет в печь за чугунком и в углу стоит молчком,
кочерги родимый брат старый кованный ухват.
Делу время – потехе – час! Вот мы с вами потрудились,а теперь можем отдохнуть,как это делали на Руси.
Эй, девчонки хохотушки,
Запевайте-ка частушки,
Запевайте поскорей,
чтоб порадовать гостей!
1 Начинаю я припевку
Первую, начальную,
Я хочу развеселить
Публику печальную.
2 Начинаем петь частушки просим не смеяться,
Тут народу очень много можем растеряться.
3 :За деревней я гуляла, там Ванюшу видела,
под кустом сидел и плакал курица обидела.
4 На окошке два цветочка:
Голубой да аленький.
Я девчёнка боевая,
Хоть и ростом маленькая.
5 Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали!
А сейчас вас всех зову я поиграть.
Праздники наступали и в разные игры на Руси всегда играли.
Игра " Веселый бубен"
" Ты катись веселый бубен, дружно, дружно по рукам,
У кого остался бубен, тот в кругу станцует нам"
Ну, добры молодцы и красны девицы, поиграли. но как говорят : " Не красна изба углами, а красна пирогами".
Мой пирог уже готов, пышный да румяный.
Угощенье вот на славу,
ребятишкам на забаву.
Пора в детский сад возвращаться да пирогом угощаться.
До свиданья в добрый час. провожу сейчас я вас!
(садимся на трой ку лошадей)
Итог: Ребята понравилось вам у меня в гостях? А что вам понравилось в моей избе? Не забывайте Бабушку - Забавушку, приходите в гости. Низкий поклон вам!