МААМ-картинки

Конспект НОД в средней группе «Удивительное дерево сибирской тайги — кедр»

Жанна Котельникова
Конспект НОД в средней группе «Удивительное дерево сибирской тайги — кедр»

Программное содержание:

1. Продолжать расширять знания детей о природе сибирского края.

2. Дать представление об одном из самых почитаемых в Сибири дереве – кедре, о значении его в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном, а также о значении его в жизни лесных обитателей.

3. Познакомить детей с поверьем сибиряков о кедре, воспитывать любовь к сибирской природе и бережное отношение к ней.

Материал к занятию:

Домовенок Кузя (кукла)

Корзинка с веточками хвойных деревьев, шишек

Публикация «Конспект НОД в средней группе „Удивительное дерево сибирской тайги — кедр“» размещена в разделах

Картинки с изделиями из кедра

Силуэт кедра

Картинки животных и птиц различных экосистем

Предметы, сделанные из древесины кедра (карандаш, миски, матрешки)

Фотография кедра

Ход занятия.

Дети играют в группе. Слышится плач. В группу «заходит» домовенок Кузя, в руках у него корзинка.

Воспитатель: Что случилось, Кузя? Почему ты плачешь?

Кузя: Как же мне не плакать! В выходной день мой друг Лесовик приходил, посмотрел как деревья, которые растут на нашем участке, перезимовали. Похвалил вас, ребята, что хорошо за ними ухаживали, снегом засыпали, ни один корешок у деревьев не замерз. Скоро листочки на деревьях распустятся, ведь весна же наступила.

Воспитатель: Ну, вот, похвалил лесовик тебя, Кузя, ребят, а ты плачешь.

Кузя: Да, вот подарочек он оставил – веточки. Сильный ветер в лесу дул, веточки отломились, он нам их в подарок и принес, а я никак не могу узнать от какого они дерева? Ни чего не пойму, то ли сосна, то ли елка (опять плачет).

Воспитатель: Не плачь, Кузя, лучше садись на стульчик вместе с ребятами. Сейчас мы рассмотрим веточки и определим, от какого они дерева. Правда, ребята?

(Предлагаю кому-нибудь из детей достать веточки из корзины)

Воспитатель: Что это за веточки? От какого они дерева? (ответы детей)

Верно, эта веточка от елочки, а это от сосны.

Чем отличаются эти веточки? (Ответы детей. Дополняю, обобщаю)

А эта, веточка, от какого дерева? Наверное, от сосны, ребята? (ответы детей)

Давайте, сравним веточку сосны и эту веточку. Чем похожи веточки? Чем отличаются? (ответы детей)

Верно, ребята, эти веточки обе зеленые, и обе от хвойных деревьев. Может кто-нибудь знает, как называется это дерево?

(Если дети затрудняются, говорю сама.)

Ребята, эта ветка от очень удивительного дерева, оно растет в нашей сибирской тайге и называется кедровой сосной или попросту кедр – дерево высокое и очень красивое.

Посмотрите на фотографию кедра. (рассматривают)

- Какой ствол у кедра?

- Какие ветки? Какого цвета хвоя у кедра? (ответы детей)

Давайте, сравним две веточки: сосны и кедра, раз говорят, что кедр – это сосна кедровая.

(Дети рассматривают)

Давайте, ребята, рассмотрим хвою этих деревьев.

Иголочки у кедра длиннее, они темно-зеленые, а у сосны – светло-зеленые.

Посчитайте, сколько хвоинок в пучке сосны, а сколько хвоинок в пучке кедра? (ответы детей)

Молодцы, верно! У сосны в пучках по две хвоинки, а у кедра в пучках по пять хвоинок.

Ну, что, Кузя, теперь знаешь от какого дерева веточка, сможешь отличить их друг от друга?

Кузя: Понял, понял, молодцы, ребята! Пока веточки рассматривали, я игру придумал. Я сейчас разложу веточки, и буду загадывать загадки.

О каком дереве загадку загадаю, вы к той веточке должны подойти, договорились?

Загадываю загадки:

1. Жду в лесу я вас в любой день и час,

К вам сама приду только раз в году.

2. Ее всегда в лесу найдешь – пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая, как еж, зимою в платье летнем.

3. Его сестра – в лесу сосна.

Скажите, кто же он сам?

4. Весной цвету, летом плод приношу,

осенью не увядаю, зимой не умираю.

Дети отгадывают, обосновывают свои ответы. Кузя хвалит детей.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, сколько лет живет это дерево – кедр? (ответы детей)

А вот и не угадали. Кедр живет 500-550 лет. Нас с вами еще не было на свете, а кедры эти уже росли. Не было еще наших бабушек, дедушек, а они росли. Кедры - долгожители. Весной, летом, зимой, осенью ветки у кедра всегда зеленые. Если в кедровом лесу походить, то от простуды можно вылечиться, потому что аромат хвои кедра очень целебный. Хвоя выделяет эфирное масло, которое очищает воздух, придает воздуху изысканный, лечебный аромат. Давайте, понюхаем веточки. (дети нюхают)

Что, можно сказать о запахе хвои? (ответы детей)

Верно, ароматный, приятный, лесной, хвойный, лечебный, целебный, душистый…

А теперь, внимательно посмотрите на шишки и определите от какого они дерева.

(дети рассматривают, определяют, особое внимание обращаю на кедровые шишки)

Воспитатель: Верно, ребята, эти шишки от кедра. В одной такой шишке бывает 100-125 орешков. Орешки кедра очень вкусные, полезные, в них есть кедровое молочко, которое очень полезно детям.

Есть у нас в Сибири такое поверье, что если каждый день давать ребенку горсть кедровых орехов, то он вырастет добрым молодцем и никакая хвороба его не одолеет.

А сейчас мы с вами определим, кто же еще любит лакомиться кедровыми орешками.

Раскладываю на полу силуэт кедра и даю детям картинки животных и птиц различных экосистем. Дети отбирают животных и птиц Сибири, которые питаются орехом, «расселяют» их около кедра, обосновывая свои ответы. Если дети не могут определить, помогаю, рассказываю. Сообщаю о том, что на следующих занятиях мы поговорим о каждом из этих животных (бурундуке, соболе).

Воспитатель: А еще, ребята. мне хочется рассказать о птичке – кедровке (показ). Величиной кедровка с голубя. Грудка пятнистая, клюв очень крепкий. Шелушит кедровка своим крепким клювом шишки, а орехи под язык прячет, у ней под языком мешочек есть. Наберет кедровка орехов в мешочек и спрячет где-нибудь в укромном месте, на зиму, на черный день. Бывает, что и забудет, где орехи спрятала, а орехи прорастут и вырастут из них новые, могучие кедры.

Физкультминутка «Деревья в лесу».

Воспитатель: Ребятки, Кузя, сейчас я вам покажу удивительные предметы, которые сделаны из древесины кедра.

(Показываю карандаш, музыкальный инструмент, миску деревянную и картинку, на которой нарисован сундук.)

Предметы эти очень легкие, прочные. В сундуке в старину всегда хранили меха, меховую одежду, т. к. в сундуках из древесины кедра никогда не заводится моль.

В посуде хранили молоко, потому что в посуде из кедра молоко очень долго не киснет.

А карандаш очень легкий и прочный.

Из коры кедра получается очень хорошая коричневая прочная краска для тканей.

Кузя: Ну и дерево, просто чудо! Я его буду называть «Чудо – дерево».

Спасибо, ребята, вам, за такой интересный рассказ о кедре. Здорово мы поиграли, много узнали.

Я совсем забыл, ведь Лесовик отправил вам гостинец.

(Достает из корзинки кедровые шишки и угощает детей)

Дети благодарят Кузю. Я предлагаю детям нарисовать хвойные деревья и отправить в подарок лесовику.

Публикации по теме:

Проект «Русская березка» Проект "Русская березка". В данном проекте происходит знакомство детей, с символом России - русской березкой. Цель проекта: 1. Формирование.

Планирование целевых прогулок с детьми младшего дошкольного возраста с марта по май Планирование целевых прогулок. месяц тема цель Интеграция оо март Благоустройство города Уточнить представления детей о малой родине. Формировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в средней группе «Удивительное дерево сибирской тайги — кедр»
Опубликовано: 12 октября 2014 в 17:11
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД