Папки-передвижки

Конспект НОД в старшей группе «Цветы и травы — земной красы начало!»

Лариса Владимирова
Конспект НОД в старшей группе «Цветы и травы — земной красы начало!»

Конспект НОД на тему «Цветы и травы – земной красы начало!»

Цель: уточнить знания детей о цветах и травах.

Образовательные задачи: уточнить и расширить представление детей о цветах и травах, об их целебных свойствах.

Развивающие задачи: содействовать формированию у детей умения анализировать при отгадывании загадок; развивать умение выразительно читать стихи.

Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Цветы и травы — земной красы начало!“» размещена в разделах

Воспитательные задачи: воспитывать любовь и уважение к родной природе посредством народной культуры.

Материал: народные костюмы, венки из бумажных цветов; декорация в народном стиле (изба, плетень, скамьи — бревна поваленных деревьев, боковая ширма с изображением полевых цветов и трав; картинки и пучки высушенных трав, цветов в корзинке; веник из высушенных трав (с колючими растениями) для пола и веник банный из сушеных трав — полыни, Ивана-да-Марьи, мяты пахучей; игрушка — Домовой; аудиозапись для хороводов.

Интеграция образовательных областей в ходе проекта:

Коммуникация: беседы: "Растения лечат", "Лекарственные растения", игра – беседа "Если бы ты был цветком"

Чтение художественной литературы: пословицы и поговорки, загадки, чтение детской энциклопедии о растениях, Ж. Санд "О чём говорят цветы", Т. А. Шорыгина "Советы лесной мышки", чтение стихов о цветах

Музыка: "Бал цветов" Г. А. Лапшина, этюд "Цветок", прослушивание муз. произведений "Времена года" и "Вальс цветов" П. И. Чайковского, хоровод «Мы на луг ходили, хоровод водили», пение песен о цветах"

Художественное творчество: "Бутон в корзине", З. А. Богатеева, "Волшебный цветок" (из природного материала, "Цветущая поляна" (рисование, "Волшебная поляна" (аппликация)

Социализация: дидактические игры "Распутай путаницу", "Собери ромашку", "Что где растёт", "Сложи цветы"

Познание: НОД "Знатоки природы", игра: "Что? Где? Когда?" А. С. Галанова, НОД "Растения, которые лечат", экскурсия в лес, отдых на полянке под музыку

Ход проекта

Дети вместе с воспитателем – ведущей входят парами под плавную русскую народную мелодию (по выбору музыкального руководителя). Расходятся и садятся на две противоположные скамейки.

Ведущая: Вот мы и у околицы деревни, около куста цветущего шиповника. «Шиповник цветёт — румянец года ведёт», — говорили в этот день, а цветок шиповника называли северной розой, символом июня. В старину у цветущего куста шиповника молились, чтобы успокоить свою душу. Сам запах шиповника считался целительным, успокаивающим. Девушки верили, что если касаться лепестками шиповника лица, то оно просветлеет, сделается чище и нежнее. Дыша ароматным тёплым воздухом у цветущего шиповника, лечили себя от болезней.

Сегодня мы с вами послушаем загадки и стихи о цветах и травах, уточним их пользу, целительные свойства; послушаем сказку.

Тише, тише! Шуршит травушка-муравушка. Входит…

Бабушка – Загадушка: Здравствуйте, люди добрые!

Дети встают, кланяются в пояс: «Здравствуй, Бабушка!» Все садятся.

Бабушка: Загадаю вам загадки

И стихи послушаю,

Поиграю и спою, хоровод я заведу!

1-я загадка:

Они бывают разные:

Полезные, опасные,

Красивые, пахучие,

С листьями, колючие.

Лекарства заменяют

И лакомством бывают,

И чаем нас напоят,

И даже дом построят.

Земли они творенья,

Зовём мы их…. (растения).

2-я загадка:

Стоит дерево кудряво,

Когти волчьи,

Кто подойдёт,

Того и обоймёт. (Шиповник.)

3-я загадка:

Сидит на палочке

В красной рубашке,

Брюшко сыто,

Камешками набито. (Ягоды шиповника.)

Ведущая: Ягоды шиповника собирают с конца августа и до зимы, сушат. Настои и чай из шиповника богаты витаминами, особенно полезны они организму, истощённому болезнями.

Бабушка: 4-я загадка:

Во лугах сестрички,

Золотой глазок,

Белые реснички. (Ромашка.)

Ребенок читает стихотворение Е. Серовой «Ромашка» (в вен-ке из бумажных цветков ромашки).

Золотая серединка

И лучи идут кругом

Это, может быть, картинка:

Солнце в небе голубом?

Нет, не солнце на бумажке —

На лугу цветок ромашки.

Ведущая уточняет пользу этого растения: лечит горло, ук-репляет волосы.

Ведущая: Бабушка, а теперь дети загадают тебе загадки.

1-й ребенок: «Не огонь, а жжётся».

2-й ребенок: «Не шмель, не пчела, а жалит».

3-й ребенок: «Какую траву и слепой знает?»

Бабушка: Это крапива (показывает рисунок и пучок травы).

Она богата витаминами, ею останавливают кровотечение, укрепляют волосы, из листьев молодой крапивы готовят полезные щи. В начале лета крапивными вениками жгли-обжигали друг друга, веря, что это способствует росту зелени и детей.

Ведущая: Чтобы порадовать гостью, послушаем еще стихи

Е. Серовой о цветах. Дети выходят в соответствующих венках из бумажных цветов.

1-й ребенок: «Фиалка».

На солнечной опушке

Фиалка расцвела,

Лиловенькие ушки

Тихонько подняла.

В траве она хоронится,

Не любит лезть вперед,

И всякий ей поклонится

И бережно возьмёт.

2-й ребенок: «Лютик».

Звать его к нам нечего, —

Он и сам придёт,

Расцветёт доверчиво

Прямо у ворот —

Солнцем залитой

Лютик золотой.

3-й ребенок: «Незабудки».

Их видимо-невидимо,

Не сосчитаешь их!

И кто их только выдумал —

Весёлых, голубых?

Должно быть оторвали

От неба лоскуток,

Чуть-чуть поколдовали —

И сделали цветок.

4-й ребенок: «Одуванчик».

Носит одуванчик

Жёлтый сарафанчик;

Подрастёт — нарядится

В беленькое платьице:

Лёгкое, воздушное,

ветерку послушное.

Бабушка: Ой, что-то косточки заныли, давайте поиграем! Проводится игра «Заря-зарница». Водящий выбирается с по-мощью считалки:

Ходит свинка по бору,

Рвёт траву-мураву,

Она рвёт и берёт,

И в корзинку кладёт.

Этот выйдет,

Вон пойдет.

Ведущая: Дети, а какая трава имеет славу главной врачебной травы, средства от 99 болезней, лекарства от всех недугов?

Дети: Зверобой!

Ведущая показывает картинку, а бабушка предлагает детям понюхать пучок этой травы.

Из цветов зверобоя получают сильное ранозаживляющее средство; из травы зверобоя готовят масло для лечения ран, язв, ожогов. А зверобоем это растение названо не зря. Оно, хотя и целебное, но может быть и ядовитым, даже сено из зверобоя вызывает на коже у скота болезненные язвы.

Бабушка: А какая трава на Руси исстари пользуется почётом? Крестьяне ею останавливали кровь при порезах серпом или косой, воины смачивали рану соком из её листьев или присыпали её толчёными сухими листьями этой травы.

Дети: Тысячелистник, солдатская трава.

Показ картинки и пучка травы.

Ведущая: А какое растение называют в народе дикой рябинкой и почему? Чем оно полезно?

Дети: Пижму. Листья этого растения похожи на листья рябины, а цветки на ярко-жёлтые пуговки, собранные вместе, "в зонтик", так же как красные ягоды у рябины. Пижма лечит кишечник, прогоняет мух и моль из дома.

Бабушка: Наши далекие предки верили в добрых и злых духов. В каждом доме живет добрый дух — Домовой (показывает игрушку). Чтобы жизнь шла в ладу с домовым, нужно очистить дом от злых духов, от нечистой силы. Для этого подметали пол по кругу, по движению солнца (посолонь, как говорили предки) веником из высушенных колючих трав и крапивы. Колючим чертополохом и крапивой устилали порог; венками из цветов и трав украшали избы. Тем самым заслонялись от нечистой силы (показ веника из соответствующих трав). Чтобы очистить своё тело от хворей, от нечистоты, в бане хлестали себя веником из сушеных трав — полыни, Иван-да-Марьи, мяты пахучей (показ веника). Об этих и других травах и цветах мы будем разговаривать в следующий раз у околицы.

Ведущая: У какого растения одна сторона листа греет, другая — холодит; в чём его польза?

Дети: У мать-и-мачехи. Она лечит нас от кашля, а сок свежего растения заживляет раны.

Ведущая: Молодцы, дети!

На Руси существовал обычай собирать детей, усаживать их возле цветущего куста шиповника в кружок и рассказывать сказки. Бабушка, расскажи и ты нам сказку, а мы сядем в кружок да послушаем. Дети садятся в круг около шиповника. Бабушка читает сказку из книги М. А. Кузнецовой, А. С. Родинковой «Сказание о лекарственных растениях».

«Ходила раз старая колдунья в горы за травами. На обратном пути утомилась и присела отдохнуть. Смотрит, а навстречу ей поднимается из долины маленькая зелёная травка. Стала расспрашивать старая, куда и зачем направляется травка. А та жалуется: совсем вытеснили её люди, все луга распахива-ют, все заросли корчуют, совсем ей житья не стало, и решила она уйти подальше в горы, чтобы ей никто не мешал, и она никому не мешала. Призадумалась колдунья и придумала, как досадить людям. Уговорила она проворную травку вернуться. "Но теперь, — сказала она, — ты будешь заселять поля и огороды, сады и клумбы, человек будет изгонять тебя, но у него ничего не получится. Как сказала колдунья, так и случилось. Что уж человек не делал — и с корнем вырывал траву, и ногами вытаптывал, и машинами выпалывал, но изгнать упрямую травку не смог. Мало того, она так разрастается, что никакие травы рядом с ней расти не могут. И призадумался человек: а нельзя ли её приспособить себе на пользу. И придумал. Оказалось, что она способна дарить здоровье больным, служить кормом для птиц и домашнего скота, полезна в домашнем хозяйстве. Вот так и просчиталась колдунья. Подарила, оказалось, человеку доброго помощника».

О какой траве идёт здесь речь? И почему её так называют?

Дети: О топтун-траве (по ней все ходят, а она не боится, вновь поднимается); птичьем горце — так учёные ее называют; гусятнице (любят щипать гуси, а также куры, телята, козлята); птичьей гречишке (зёрна клюют птицы); спорыше (растёт быстро, споро); траве-мураве (она низкая, маленькая, как муравьи).

Ведущая: Много знаете, ребята, а теперь хоровод заведём, дружно все запоем (по выбору музыкального руководителя).

Бабушка: Просьба, детушки-ребятушки, к вам такая: цве-ты не мять, не топтать и зря не рвать; об их пользе не забывать.

Ведущая: Ничто в природе не существует просто так. Все свои сокровища природа отдаёт человеку и за это просит только одного – беречь её. Так давайте будем беречь и охранять нашу природу!

Бабушка: В знак любви к вам, я хочу пригласить вас на угощенье. (Выносит из избы пироги). Парами под плавную русскую народную мелодию дети с Ведущей и Бабушкой-Загадушкой уходят из зала в группу, где занятие-досуг завершается чаепитием с пирогами.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о проекте «Луговые цветы»Фотоотчёт о проекте «Луговые цветы» У нас в группе был проект «Луговые цветы». С детьми мы беседовали о цветах, их видах, сортах, о пользе и о ядовитых растениях. Также составляли.

Генеалогическое древо — совместная работа по ИЗОГенеалогическое древо — совместная работа по ИЗО Совсем недавно, в июне месяце, вся страна отмечала праздник "День семьи". И наш детский сад принимал активное участие в данном празднике.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в старшей группе «Цветы и травы — земной красы начало!»
Опубликовано: 7 ноября 2014 в 15:04
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД