Елена Карпова
Конспект НОД в старшей группе к проекту «Крестьянский быт»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Быт крестьян на Руси»
Цель:
Знакомство с особенностями быта крестьян на Руси.
Задачи:
Обогатить речь детей словами: лоскутное одеяло, изба, горница, самовар, рушник, половик, люлька, ухват, лавка.
Познакомить детей бытом и творчеством крестьян, с традицией приема гостей в русской культуре.
Развивать знания, умения и навыки в устном народном творчестве России.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе к проекту „Крестьянский быт“» размещена в разделах
Закрепить знания и умения работать с соленым тестом.
Воспитывать интерес и любовь к русским народным обычаям и традициям.
НОД:
Воспитатель:
Ребята мы с вами живем большой и дружной стране. А как она называется?
(Правильно) Мы живем в России. Раньше наша родина называлась Русь.
Дом, комната тоже имел другое название. Показ иллюстраций:
- русская бревенчатая изба,
-русская печь,
- бабий «кут»,
- красный угол,
- люлька с лоскутным одеялом,
- половичок,
-ковш,
- рушник,
- горница,
- хороводы вокруг березки.
Воспитатель:
Хотите отправиться в гости к Бабушке Марусе и посмотреть, как жили люди давным-давно, когда не было еще ваших мам и пап и даже дедушек с бабушками. (-ДА)
Воспитатель:
Но перед тем, как отправиться в гости, я хочу вас спросить, что приходя в гости, мы обязательно делаем (правила вежливости).
Ребята: Здороваемся…
Ребята, а кто знает, что означает слово «Здравствуйте»? (ответы детей)
Воспитатель:
Правильно! Слово ЗДРАВСТВУЙТЕ, происходит от слова здоровье. Здороваясь, мы желаем человеку не болеть, то есть быть здоровым. Сейчас мы только говорим, здравствуйте, а раньше еще и кланялись, тем самым приветствовали и дом, и хозяев, которые в нем жили.
Воспитатель:
Для того чтобы попасть в прошлое надо сказать заклинание: «Крибле, крабле, бумс». Закройте глаза ладонями и не открывайте пока я не скажу. Произнесите заклинание, а теперь идите за мной по узенькой дорожке. (имитируют ходьбу а в это время Воспитатель одевает косынку и сарафан бабушки Маруси). А вот и изба Бабушки Маруси. Открывайте глазки.
Бабушка Маруся:
-Здравствуйте, гости дорогие, гости долгожданные. Проходите в горницу, в красный угол, присаживайтесь на лавочку.
Бабушка Маруся:
-Ребята, куда я Вас сейчас пригласила, что такое горница?
-А как вы думаете, почему этот угол называется красным?
-А на чем вы сидите?
- Что необычного для себя вы здесь видите? Может быть вам знакомы некоторые предметы? (Самовар, посуда, скатерть, сахар, ложки деревянные).
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, какой коврик у бабушки Маруси под ногами? Он называется половичком. Кто догадался, почему (Ответы детей.)
- Звучит плач младенца.
Бабушка Маруся:
- Ой, внучек мой проснулся. Одеяльце упало. Надо поправить. (Достает лоскутное одеяло).
Воспитатель:
-Ребята, смотрите, каким красивым одеялом укрыт малыш. А чем оно необычное? Почему оно так называется?
Бабушка Маруся:
-Ребята, давайте споем малышу колыбельную, чтобы лучше ему спалось.
Бабушка Маруся:
-Я буду петь колыбельную, а вы мне помогайте. Колыбельную нужно петь тихо, ласково и нежно, чтобы малышу сладко спалось.
Дети: исполняют колыбельную…
Ай люли, люли, люли,
Прилетели журавли
Журавли то мохноноги,
Не нашли пути дороги,
Они сели на ворота,
А ворота скрип-скрип,
Не будите у нас внучек,
У нас внучек- спит, спит.
Бабушка Маруся:
-Ребята, я вас в гости ждала. Да вот беда не успела приготовить угощение к чаю. Чай я люблю пить с бубликами. Успела только тесто поставить, да печь истопить. Помогите мне бублики слепить? Проходите в бабий кут. (пространство между печкой и противоположной стеной, где шли женские работы)
Бабушка Маруся:
- В бабий кут заходить можно было только женщинам. Поэтому помогать пойдут только девочки.
Бабушка Маруся:
- А перед тем как девочки займутся приготовлением бубликов, мальчикам тоже найдется работа. Ведь у мужчин на Руси тоже был свой угол, в котором она занимались мужской работой. Они рубили дрова для печки, плели лапти, латали сапоги, ремонтировали дом. Садитесь, пожалуйста, за столы ( работа со шнуровкой: сапожок, домик).
Бабушка Маруся:
-Перед тем, как приступить к работе, надо вымыть руки. Я вам полью из ковша, руки вытирайте рушником.
- Рушник – это полотенце с вышивкой по краям.
(Подходят к столу, лепят бублики.)
Бабушка Маруся:
-А чтобы внучок не проснулся, покачайте девочки люльку. Только качать надо тихонько, чтобы ребенок не выпал из нее.
Бабушка Маруся:
-Ой, какие молодцы, все постарались. Сейчас мы бублики в печь посадим. Давайте помоем руки. Девочки, расскажите мальчикам, из чего я буду вам поливать? А чем руки будете вытирать? (Ответы детей)
Воспитатель:
- Мальчики отремонтировали дом и старые сапоги залатали, бублики пекутся, внучок спит – можно и поплясать. А вы умеете водить хороводы (Да) Ну тогда становитесь вокруг березки в хоровод.
Дети водят хоровод…
Бабушка Маруся:
-Пока вы водили хоровод, испеклись наши бублики.
(достаёт бублики из печки.) Нам пора прощаться. Незабудьте сказать заклинание, чтобы попасть домой.
Ребята:
-Спасибо, бабушка Маруся за бублики, нам очень понравилось. До свидания.
Бабушка Маруся:
-Приходите еще, всегда вам рада. До свидания.
Ребята говорят:
- «Крибле, крабле, бумс». А теперь по дорожке прямо в группу.
(В это время воспитатель снимает одежду бабушки Маруси)
Воспитатель:
-Вот мы и дома. Дети, где мы с вами побывали? Что видели? Как раньше называли дом (изба, рушник, половик, люлька)
Наше путешествие прошло недаром, мы многое узнали.
Присаживайтесь за столы будем кушать бублики.