Ирина Пластинина
Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в осенний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Ильинский детский сад «Улыбка»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
в старшей группе на тему
«Путешествие в осенний лес»
Воспитатель Пластинина И. В.
п. Ильинское, 2014
Образовательная область «Коммуникация».
Интеграция с образовательными областями «Социализация»,
«Познание», «Художественное творчество».
Программное содержание:
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Путешествие в осенний лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
• Закреплять понятие «лес», учить сравнивать два дерева по внешним признакам (толщине и гибкости веток, цвету и особенностям коры, форме листа и т. д.).
• Закреплять понятия «лиственный», «хвойный», «смешанный». Учить детей относить конкретное дерево к той или иной разновидности леса, учить отвечать полными ответами на вопросы;
• учить словообразованию;
• учить детей согласовывать существительные с числительными;
• закреплять навыки порядкового счета;
• развивать наблюдательность, внимание, мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы, отгадывать загадки;
• развивать речь у детей через ответы на вопросы;
• воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе. Вызывать эмоциональный отклик в процессе любования родной природой;
• продолжать формировать навыки работы в технике «пластилинография».
• рефлексия.
Ход занятия:
- Ребята, я сегодня приглашаю вас в путешествие. Сейчас я загадаю вам загадку, и вы сразу поймете, куда мы отправимся.
«Кто на зиму раздевается,
а на лето одевается?»
- Правильно, это дерево, деревья. А как называется место, где растет много самых разнообразных деревьев, живут дикие звери, много птиц и насекомых, растут грибы и ягоды? Правильно, такое место называется ЛЕС. А какое сейчас время года? Правильно, осень, значит, и лес у нас какой? – Правильно, осенний, самый яркий и красивый. Ну что, все готовы? Тогда отправляемся! (Слайд№1 – осенний лес)
-(раздается кряхтение, появляется старичок-Лесовичок)
ЛЕСОВИЧОК - И куда это вы собрались, не в мои ли владения? Так я туда не всех пускаю, а только тех, кто себя в моем лесу вести правильно умеет. А то приходили раньше всякие, мусорили, цветы рвали, в общем, вредили всему лесному народу. Может, и вы такие же? Нет, не пущу ни за что!
-Старичок – Лесовичок, не ты ли у нас в гостях появился? Нас ругаешь, а сам что-то сделать забыл. Что, ребята, он забыл сделать? Правильно, поздороваться.
ВОСП. - Ты знаешь, у нас очень дружные, умные ребята, они знают все правила поведения и в детском саду, и дома, и даже в лесу. Вот, пожалуйста, послушай.
(Слайд№2 – правила поведения в лесу)
- А сейчас я предлагаю поиграть в игру «МОЖНО - НЕЛЬЗЯ»
(собирать ягоды, ломать ветки слушать пение птиц, брать из гнезда яички
рвать паутину, собирать грибы, бросать мусор, бить стеклянные банки и бутылки).
-ЛЕСОВ. – Да, какие вы молодцы, все мои правила знаете, таких ребят я видеть рад!
Ну что же, отправляйтесь в лес.
Дом со всех сторон открыт, он резною крышей крыт
Заходи в чудесный дом, чудеса увидишь в нем!
Да вот только в мой лес можно попасть только в заколдованном виде. Хотите узнать волшебные слова? Тогда слушайте!
Раз, два, три наклонись
Раз, два, три повернись
Раз, два, три покружись,
И в лесу очутись!
-ну вот, мы и в лесу… Только смотрите, домой попадете тогда, когда все мои задания отгадаете. Видите, конверты на столе лежат. Сосчитайте, сколько их, и открывайте только строго по порядку. Ну, а я пошел. Дел у меня в лесу очень много, заболтался я с вами. До свидания!
ВОСП. - Ну что, ребята, давайте думать, домой ведь потом тоже хочется.
- Как вы думаете, какой конверт нам открыть первым? (с цифрой 1).
В этом конверте задание: (Слайд №3 – что нужно для леса)
Надо показать и ответить, что нужно для роста и жизни наших деревьев. Задание 1
1) Солнце – источник света. Дерево не может жить без света. Оно, как художник, окрашивает листики в зеленый цвет. Как вы думаете, смогут ли растения жить без солнечного света? Когда осенью световой день становится короче, деревья получают сигнал – нужно готовиться к зиме.
2) Солнце источник тепла. Одни из них выдерживают холод, другие способны жить только в тепле. Если зимой бывают очень сильные морозы, растение может погибнуть, замерзнуть. От количества тепла зависит и начало появления листьев.
3) Деревья пьют воду, как и люди. Одним деревьям нужно много влаги, другие обходятся небольшим количеством воды. Воду дерево получает с дождем, кроме дождей бывают и другие виды осадков: снег, роса, иней, град. Снег – укрывает корни, словно теплая шуба, спасает от вымерзания. Весной, когда снег тает, дерево поит талая вода.
4) Деревья, как и люди должны дышать. Растениям, как и нам нужен чистый воздух. От грязного воздуха они погибают. В то же время сами деревья очищают воздух.
5) Ветер – переносит пыльцу растений (ели, сосны, а также распространяет семена (ели, березы, сосны, клена, ясеня, тополя, липы).
6) Птицы – в жизни разных деревьев играют разную роль. Птицы поедают плоды и распространяют семена, питаются насекомыми, живущими на дереве.
7) Пчелы, шмели, бабочки и другие насекомые пьют сок - нектар из цветков и опыляют их.
8) Дождевые черви рыхлят почву, делают ее пригодной для развития растений.
Молодцы!
Пора вскрывать другой конверт. А который по счету? (второй)
Задание 2. (Слайд №4 – деревья)
Вам нужно ответить на вопросы
1. Чем похожи все деревья между собой?
(у них есть ствол, ветви, листья, корни)
2. Какие деревья вы знаете?
Я буду бросать вам мяч и называть дерево, а вы скажете, как назвать много таких деревьев.
3. Игровое упражнение «Один - много»
- Одна осина, много осин.
- Один клён, много клёнов
- Одна липа, много лип.
- Одна берёза, много берёз.
- Один дуб, много дубов.
- Одна рябина, много рябин
- Где еще, кроме леса, могут расти деревья? (В парке, саду, на газонах, на улицах и т. д.)
- Какую пользу людям приносят деревья? (Деревья очищают (слайд №5)
воздух, из них строят дома, делают мебель, карандаши,
посуду, игрушки, бумагу, сухими деревьями топят печку).
- Чего боится дерево? (Дерево боится огня, потому что (слайд №6)
может сгореть, зайцев, они грызут его кору и дерево может погибнуть, человека с топором, потому что он его может срубить).
ВОСП. – молодцы, а теперь открываем следующий конверт, какой по счету? правильно, третий. Лесовичок оставил нам загадки. Слушайте внимательно. (Отгадываем загадки)
(Слайд №7, сравнение березы и ели)
- У них разный цвет ствола. У березы ствол белый с черными черточками, а у ели коричневый.
- Как можно сказать, одним словом о белом стволе березы?
- БЕЛОСТВОЛЬНАЯ береза.
- Береза - единственное в мире дерево с белой корой.
- Ребята, как вы думаете, для чего березке черные черточки? (Варианты детских ответов).
- Оказывается, береза через них дышит, и называются они ЧЕЧЕВИЧКИ.
- Чем еще отличаются эти деревья?
- Обратите внимание на листья. Они одинаковые?
- Разные. У березы лист округлый, с зазубринками, а у ели листочки – иголки, темные, короткие, жесткие.
- У ели ветви прочные, крепкие. А у березы ветви тонкие, гибкие, нежные.
- У нас есть еще один конверт. С какой цифрой? Который по счету? Правильно, 4, четвертый. Интересно, что спрятано в этом конверте? Здесь сразу несколько вопросов.
1. Как можно назвать такой лес, где растут одни березки? (такой лес называют БЕРЕЗОВОЙ РОЩЕЙ или БЕРЕЗНЯКОМ.)
2. А как называется лес, где растут березы, осины и другие деревья, имеющие листву?
(лес называется ЛИСТВЕННЫМ) (Слайд №8 листвен. лес)
- Как вы думаете, почему лиственный лес так называется?
- На ветвях этих деревьев растут листочки.
3. Как называется лес, где растут только хвойные деревья, сосны, ели, кедр, пихта?
-Правильно, это хвойный лес, посмотрите, какой он? (Темный, мрачный)
(Слайд № 9 хвойн. лес)
4. А как вы думаете, если в лесу растут самые разные деревья, как он называется? Правильно, смешанный лес. (Слайд № 10 смеш. лес)
- Устали бродить по лесу? Давайте присядем на полянке и открываем следующий конверт. Лесовичок спрашивает нас, кто еще живет в лесу? Давайте посмотрим.
(Слайд № 11 птицы)
(Слайд № 12 дикие животные)
(Игра «Угадай, что лишнее»)
(Слайд № 13 дерево – куст)
ВОСП, - ребята, мы отгадали все загадки. Но прежде чем отправиться домой, мы должны отблагодарить Лесовичка. Как вы думаете, какой самый лучший подарок? Правильно, сделанный своими руками. Сейчас мы нарисуем картинки, да не простые, а с помощью пластилина. Мы сделаем несколько деревьев, и у нас получится красивый осенний лес! (слайд № 14)
Ну вот, наше путешествие подходит к концу.
Вот мы и дали ответы на все вопросы. Попробуем вернуться домой. Давайте вспомним наши волшебные слова
Раз, два, три наклонись,
Раз, два, три повернись,
Раз, два, три покружись,
И в саду ты окажись!
Молодцы ребята, А вам понравились задания? Какое задание вам понравилось больше всего? (Ответы детей)