Тиназова Елена
Конспект НООД по познавательному развитию в старшей группе «Ознакомление с миром природы» (на прогулке)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НООД в старшей группе по познавательному развитию «Ознакомление с миром природы» (на прогулке).
Воспитатель Е. В. Тиназова МБДОУ№ 11 «Детский сад «Сказка» г. Феодосия.
Тема: «У каждой травинки есть имя».
Цель: познакомить детей с клевером луговым.
Публикация «Конспект НООД по познавательному развитию в старшей группе „Ознакомление с миром природы“ (на прогулке)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Программное содержание : познакомить детей с травянистыми растениями на территории детского сада, учить узнавать и различать среди травы клевер луговой. Формировать реалистические представления о природе : о внешнем виде травы, об условиях, необходимых для роста. Формировать начальные экологические знания о природе и ее законах. Развивать восприятие, наблюдательность, зрительную память, речевую активность. Способствовать развитию устойчивого интереса к дальнейшему изучению трав региона. Воспитывать заботливое отношение к природе родного края, умение правильно вести себя в природе.
Словарная работа: клевер луговой, почва, удобрение, пастбище, кормовое растение. Оборудование: энциклопедия «Растения», мяч, игрушка Кузнечик из м/ф «Лунтик и его друзья».
Чтение художественной литературы, загадывание загадок, наблюдения, беседы. Предварительная работа: ежедневные наблюдение за травяным покровом на территории детского сада. С помощью мерной линейки измерение высоты травы на территории участка (1 раз в неделю). Чтение художественной литературы, загадывание загадок, наблюдения, беседы. Рассматривание тематического альбома «Растения Крыма». Просмотр м/ф «Лунтик и его друзья».
Ход занятия.
Воспитатель читает стихотворение:
Если деньги накопить,
Можно многое купить
Дом, одежду и завод,
Самолёт и пароход.
Но нельзя купить росу
Птичье пение в лесу,
И не спрятать в кошелёк
Родничок и тополёк.
Нельзя купить красоту, которую дарит нам природа. Что же нам дарит природа?
Игра с мячом «Мяч поймаю, дальше продолжаю».
Педагог называет слово-признак и бросает мяч детям по очереди. Дети ловят мяч и называют объект природы, который подходит по смыслу и соответствует грамматической форме.
Воспитатель: нам природа подарила все, что нас окружает:
синее, глубокое…
Дети: море.
Воспитатель: яркое, теплое…
Дети: солнце.
Воспитатель: голубое, чистое.
Дети: небо.
Воспитатель: чистый, прозрачный…
Дети: воздух.
Воспитатель: теплый, южный…
Дети: ветер.
Воспитатель: высокие, загадочные…
Дети: горы.
Воспитатель: сыпучий, мелкий…
Дети: песок.
Воспитатель: твердый, теплый…
Дети: камень.
Воспитатель: пушистые, белоснежные…
Дети: облака.
Воспитатель: красивые, полевые…
Дети: цветы.
Воспитатель: большое, раскидистое…
Дети: дерево.
Воспитатель: зеленая, шелковистая…
Дети: трава.
Воспитатель: Мы с вами привыкли называть траву просто травой, а на самом деле видов трав так же много, как и деревьев, кустарников. Что вы можете рассказать о траве?
Дети: (предполагаемые ответы) : Трава зеленая, мягкая, растет, в траве прячутся насекомые …и др.
Воспитатель: Давайте обратимся к книге «Энциклопедия растений» и узнаем, что такое трава. Педагог читает: Травы – это растения с мягкими, сочными побегами.
Воспитатель: Посмотрите вокруг, дети, и скажите, много или мало травы?
Дети: Много.
Воспитатель: Почему вы так думаете?
Дети: Из-за травы не видно земли, трава прячет землю, значит травы много.
Воспитатель: А теперь рассмотрим траву поближе.
Дети садятся на корточки, трогают траву.
Воспитатель: Чем трава держится за землю?
Дети: корешками.
Воспитатель: верно, а для чего еще нужны корни растению?
Дети: трава пьет воду.
Воспитатель: правильно, вода поднимается по корешкам, стебельку, и растение быстро растет. Что еще помогает траве расти?
Дети: солнце, дождь.
Воспитатель: верно, дети, трава живая, она питается, растет. Травы, так же, как и все другие растения, очищают воздух от пыли, обогащают его кислородом. У травы, как и у вас есть имя. Давайте познакомимся с травой поближе.
(Педагог читает стихотворение) :
-Как зовут тебя?
-Полинка.
- А меня зовут травинка.
Всех имен не перечесть,
Но они у всех нас есть.
Все мы разные травинки.
- Познакомимся, Полинка?
Я веселая травинка.
Меня клевером зовут,
Пчелы мой нектар берут.
(педагог демонстрирует картинку с изображением травы клевера).
Воспитатель: Интересно, есть ли эта трава у нас на участке? Я знаю, кто нам поможет. Отгадайте загадку: прыгает пружинка – зелененькая спинка. С травы на былинку, с ветки на тропинку. Догадались, кто лучший знаток трав?
Дети: кузнечик.
Воспитатель: а вот и наш знакомый кузнечик Кузя.
-Здравствуй, Кузя. (воспитатель «замечает» игрушку в траве и берет ее в руки)
-Здравствуйте, друзья!
Воспитатель: мы хотим познакомиться с травой поближе, ты поможешь нам ее отыскать?
Кузя: С удовольствием. Ищем траву, у которой листочки похожи на сердечки.
(Воспитатель демонстрирует картинку с изображением клевера. Дети друг за другом шагают по дорожке.)
-Мы идем, идем, идем,
И ничуть не устаем.
Влево, вправо посмотри
Раз, два, три - смотри!
Кузя: Это клевер луговой (рассматривают растение). У этого растения есть еще одно название – кашка. Его очень любят пчелы. Давайте рассмотрим его. Посмотрите, какие у него листья. Три маленьких листочка расположены рядом на конце тоненького стебелька. У клевера много маленьких цветков, собранных вместе в круглый помпон. У каждого цветочка на дне сладкий сок – нектар. Кто догадался, зачем пчелы садятся на цветы клевера?
Дети: Пчелы собирают сладкий нектар. Относят в пчелиный дом-улей. А потом делают мед.
Воспитатель: эта трава полезна не только насекомым и людям. Эта трава - ценный корм для домашних животных, и, надо сказать, очень ими любимый. Коровы, лошади, овцы, козы зачастую специально разыскивают на пастбищах участки, поросшие клевером, обходя другие травы. Кроме того, клевер является живым удобрением для почвы. Если распахать поле, засеянное клевером, и посадить на нем овощи, рожь или пшеницу, то урожай их будет богатым. Клевер издавна считалась одной из самых полезных луговых трав ещё и потому, что он даёт земле много полезных «витаминов», от которых земля становится плодородной и на ней хорошо растут другие растения. Много ли клевера среди травы? Как его можно отличить от другой травы?
Дети: у клевера по три листика и круглые помпоны-цветочки.
Воспитатель: Верно, дети, а еще в солнечную погоду над клевером много пчел. Поэтому, нам нужно быть осторожными, чтобы пчелы, защищаясь, не ужалили нас.
Клевер, как и вся живая природа, любит дождь.
Проводится гимнастика для глаз «Дождик»
Капля первая упала – кап! Сверху пальцем показывают траекторию движения капли, глазами вверх.
И вторая прибежала – кап! То же самое.
Мы на небо посмотрели Смотрят вверх.
Капельки «кап-кап» запели.
Намочили лица. Вытирают» лицо руками.
Мы их вытирали.
Туфли – посмотрите – Показывают руками вниз и смотрят глазами вниз.
Мокрыми стали.
Плечами дружно поведем Движения плечами
И все капельки стряхнем
От дождя убежим. Под кусточком посидим. Приседают, поморгать глазами.
Воспитатель: Вот и закончился дождик! Оживился клевер, заблестел, поднялись листья-ладошки к солнцу, а головки цветов благодарно закивали. После дождя трава хорошо растет.
-С какими травами мы сегодня познакомились?
Дети: клевером
Воспитатель: Верно, друзья, у каждой травинки есть имя, нужно их знать. Травке нравится, когда ее называют по имени. Как вы думаете, что еще нравится траве?
Дети: когда ее берегут, зря не рвут, костры не разжигают.
Воспитатель:
Травам нужно поклониться
Очень сильно в них влюбиться.
Трав лекарственных запас
Помогает в трудный час.
Человек, и зверь, и птица
Могут травами лечиться
Чтоб здоровье сохранить
Нужно с травами дружить!
-Спасибо, тебе, Кузя за очень интересную прогулку.
Кузя: И вам ребята, спасибо, за доброе отношение к моим друзьям-травам. Приходите еще, я расскажу вам о других травах, которые растут у вас в детском саду. До свидания, ребята.
Воспитатель. Предлагаю вам, ребята, поиграть в игру «Веночек»
Подвижная игра «Веночек»
Дети становятся в шеренгу на одной стороне площадки: это цветы в саду. Выбирается считалкой водящий - садовник. Становится напротив детей на расстоянии 3-4 м. Садовник произносит слова:
Я иду сорвать цветок,
Из цветов сплести венок
Дети:
Не хотим чтоб нас срывали - (махи руками перед собой).
И венки из нас сплетали - ("вертушка" руками).
Мы хотим в саду остаться - (встать на носки, руки вверх).
Будут нами любоваться - (кружение на носках, руки вверх с наклоном головы).
Дети перебегают на другую сторону. Водящий ловит.
приложение
Клевер