Ирина Моторина
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Знакомство детей со скульптурой»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: познакомить детей с такими понятиями, как скульптура, объёмное изображение, монументальная, станковая. Учить детей различать плоскостное и объёмное изображение предметов. Закрепить название народных промыслов России; умение определять материал изготовления. Развивать зрительное внимание, зрительную память. Воспитывать любовь уважение к русским традициям.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Знакомство детей со скульптурой“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
Материал: корзина,подлинные изделия декоративно прикладного искусства России: богородские игрушки, дымковские игрушки, филимоновские игрушки, скульптуры разных форм и жанров, стекляная посуда, муляжи фруктов, фартук, нарукавники, берет, кусок влажной глины. Иллюстрации дымковской игрушки, животных, птиц, людей, мольберт.
Ход НОД:
Дети сидят на стульях полукругом. По середине стоит стол и мольберт. На столе подставка для лепки скульптур малых форм. Входит воспитатель, переодетый в фартук, нарукавники, берет.
Воспитатель: сегодня я не воспитатель. Я – скульптор. А кто такой скульптор? Не знаете? А сейчас я всё вам расскажу и покажу. Но вначале отгадайте загадку:
Что за чудо? Это в ряд
Фигурки разные стоят
Из камня, дерева и глины
Их названия знать должны мы-
Птицы, звери, человек
Любовались ими б век
Разномастные фигуры
Называют их …?
Дети: (молчат) Не знаем.
Воспитатель: это скульптуры. Так что же такое скульптуры? Хотите узнать? Ну, тогда слушайте внимательно и смотрите.
Скульптура – это объёмное изображение человека, животного, птицы. Слово «изображение» мы знаем, а что же такое «объёмное»?
(вывешивает на мольберт иллюстрации с изображением дымковской барышни, животных птиц, людей). Что это?
Дети: это рисунки.
Воспитатель: рисунки - это плоскостное изображение, нарисованное на листочке, на плоскости. Его нельзя не повернуть, ни посмотреть что там сзади, сбоку, сверху.
(поворачивает)
На листочке мы ничего не увидим. А скульптура – это объёмное изображение. Например:
(достаёт из корзины скульптуры барышни, животного, птицы).
Её можно потрогать, повернуть, рассмотреть со всех сторон. Она вылеплена или вырезана. Назовите её.
Дети: дымковская игрушка, филимоновская игрушка. богородская игрушка.
Воспитатель: правильно. Это не только игрушка, но и дымковская скаульптура, богородская скаульптура, филимоновская скульптура. Ведь она, СКУЛЬПТУРА, это объёмное изображение животного, птицы и человека. Давайте повторим.
Дети: объёмное изображение птиц, человека, зверей.
Воспитатель: (выставляет дымковские игрушки) Назовите их. Это скульптура? Почему? Из чего сделаны?
Дети: барышни, лошадка, олешек, курица, индюк, наездник на лошади, коза, козёл. Да! Это скульптура, потому что здесь и животные, и птицы, и человек. Сделаны из глины.
Воспитатель: (выставляет скульптуры малых форм). Назовите их. Из чего сделаны (спросить 2-3 детей)
Дети: это лошадь, сова, дама с собачкой, щенок, слонёнок, утята, дедушка, балерина, лебеди. Они сделаны из фарфора.
Воспитатель:(поочерёдно выставляет скульптуры).Из чего сделана эта скульптура?
Дети: из камня, дерева, глины, железа, стекла, фарфора, ракушек, гипса, бронзы, пластмассы. Пластилина?
Воспитатель: да! Из пластилин, на занятии, вы тоже делаете скульптуры.
(выставляет другие скульптуры) А как называется эта скульптура? Назовите их.
Дети: это гжельская скульптура. Сделана из фарфора. Это уточка, барышня, заяц, дбезьянка, котенок.
Воспитатель: (выставляет другие скульптуры).А как называется эта скульптура?
Дети: богородская игрушка. Медведь, гармонист, собака, орёл, ворона, сова, сундучок. А сундучок - лишний, потому что он не человек, ни птица, ни животное, а значит, не скульптура.
Воспитатель: правильно. Следите внимательно, может, я ошибусь, а вы исправите ошибку.
Но бывает ещё один вид скульптуры – это монументальная, а значит большая скульптура.
(выставляет фотографии памятников города на мольберте)
Дети: да это наш город! Наши памятники!
Воспитатель: правильно! Это тоже вид скульптуры. Маленькие скульптуры скульпторы изготавливают на станке (показывает) и поэтому её называют «СТАНКОВАЯ», А большие скульптуры называют «МОНУМЕНТАЛЬНАЯ». Повторите. (спрашивает 2-5детей).Профессия человека изготавливающая скульптуры – «СКУЛЬПТОР». Повторите (спрашивает 2-5 детей).
Вот так скульптор берёт влажную глину, кладёт на специальную подставку и начинает работать, поворачивая станок. (показ изготовления из глины лебедя, сопровождая словами объяснения приёмов лепки).
Сейчас поиграем в игру «Что лишнее?»
Цель: учить детей различать и называть скульптуру, убирать лишнее, объяснять «почему?»
Воспитатель: ЗАГАДКА.
Что за чудо? Это в ряд
Фигурки разные стоят
Из камня, дерева, и глины
Их названье знать должны мы
Птицы, звери, человек,
Любовались ими б век
Разномастные фигуры,
Называют их….
Дети: СКУЛЬПТУРЫ!
Воспитатель: как называется профессия человека изготавливающего скульптуру?
Дети: скульптор.
Воспитатель: что же такое скульптура? Для чего она нам нужна?
Дети: объёмное изображение человека, животного, птицы. Она нужна для красоты, что бы любоваться.
Воспитатель: из чего изготавливают скульптуры?
Дети: из глины, камня, дерева, фарфора, гипса, бронзы, стекла, пластмассы, ракушек.
Демонстрационный материал: