Ольга Грачева
Конспект НОД «Ветер-озорник».
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №31 «Аленький цветочек»
города Губкина Белгородской области
«Ветер-озорник»
Конспект НОД по разделу «Познавательное развитие» в старшей группе по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство», авторы: Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова.
Грачева О. Ф., воспитатель МБДОУ
«Детский сад комбинированного вида №31
Публикация «Конспект НОД „Ветер-озорник“,» размещена в разделах
«Аленький цветочек»
Программное содержание: закрепить знания детей о таком природном явлении, как ветер, о его особенностях и значении для человека и окружающего мира; учить детей самостоятельно делать выводы и обобщения, устанавливать связи между предметами и явлениями в процессе экспериментальной деятельности, в дидактических играх; пополнять словарный запас детей такими словами, как «обжигающий», «свирепый», «пронизывающий»; побуждать их активно использовать слова, характеризующие ветер; познакомить с народными приметами о ветре; воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физкультура», «Художественное творчество».
Предварительная работа: наблюдение детей за ветром во время прогулок; определение направления ветра с помощью флюгера, султанчиков, флажков, вертушек; беседы о ветре; ведение календаря погоды; знакомство детей с произведениями искусства и литературы, в которых речь идет о ветре.
Пособия: два обруча; мяч; разноцветные листочки с деревьев; вазы; набор карточек для игры «Польза-вред»; таз с водой; кораблики; веера, вентилятор; магнитофон с записью шума ветра; баночки с песком; сундучок; мыльные пузыри.
Ход мероприятия:
Дети заходят в группу и становятся на ковер.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Не увидишь меня глазом,
Я способен на проказы.
На бегу, срываю шляпы,
Ёлок раскачиваю лапы.
Унести бельё с веревки,
Хватит у меня сноровки.
Пролистать могу газету,
Громко шелестя при этом…
Вот в лесу любой заметит:
Лес шумит, гуляет…
Дети: ветер.
Воспитатель: Почему ветер называют невидимкой?
Дети: Ветер нельзя увидеть глазами, его можно только почувствовать.
Воспитатель: А вы хотите увидеть ветер?
Дети: да!
Воспитатель: подойдите к окну. Посмотрите, к батареи я прикрепила тонкие полоски бумаги. Какой воздух над батареями?
Дети: теплый.
Воспитатель: сейчас я открою форточку и впущу с улицы холодный воздух. Холодный воздух из форточки будет опускаться вниз, а теплый – от батареи подниматься вверх. Значит, они встретятся. Что тогда произойдет?
Дети: появится ветер.
Воспитатель: этот ветер заставит двигаться полоски бумаги. Так, что такое ветер?
Дети: это перемещение теплого и холодного воздуха.
Воспитатель:
Ты знаешь, что такое ветер?
Он дует всех сильней на свете –
На море волны поднимает
И гор вершины облетает,
Увидеть может всю планету,
Когда летит по белу свету.
Ты на качелях вверх взлетаешь
И тоже ветер ощущаешь.
И словно птица вверх и вниз
Ты с ветром рядышком летишь.
Воспитатель: Какой бывает ветер?
Проводится игра «Какой ветер?»
Дети берут мяч, передают друг другу и называют качества ветра.
Дети: сильный, слабый, ураганный, порывистый, легкий, холодный, злой, колючий, теплый, северный, южный, ласковый и др.
Воспитатель: А еще ветер бывает свирепый, обжигающий, пронизывающий.
Воспитатель: Как вы думаете, дует ли на улице ветер? Как можно узнать?
Дети: нужно посмотреть в окно: если веточки деревьев качаются, листочки шевелятся - значит ветер есть. Можно определить по проходящим людям: ветер может развивать волосы, поднимать полы одежды. А если выйти на улицу и взять с собой султанчики, вертушки и флажки, то по ним тоже можно определить ветер. Султанчики и флажки будут развиваться на ветру, вертушки – крутиться.
Воспитатель: давайте посмотрим в окно и определим есть ли сегодня на улице ветер?
Дети описывают свои наблюдения, делают вывод ветряная ли сегодня погода.
Воспитатель: а что умеет делать ветер?
Дети: гудеть, свистеть, освежать, дуть, кружить листья, качать деревья, поднимать волны на воде и т. д.
Воспитатель: ветер называют озорником, знаете почему?
(читает стихотворение)
Дует ветер-озорник.
Быть послушным не привык.
Он с дождем приносит тучи
Просто так, на всякий случай:
Он поднимет пыль столбом,
Вихри снега за окном,
Он с деревьев листья рвет,
Их по улице несет.
Ветер, ветер, не шали!
Ты покой нам принеси!
Воспитатель: Посмотрите, ребята! Налетел ветер-озорник в группу и все листочки раскидал. Давайте соберем листочки в букеты и поставим их в вазы.
Проводится игра «Собери букет».
Дети собирают листочки клена, каштана, рябины, тополя и ставят их в вазы.
Воспитатель: С давних пор отношение людей к ветру было неоднозначное: ветер мог принести такой нужный в засуху дождь, а мог затем и погубить весь урожай. Безоговорочно любили и ждали ветер моряки и мельники, уж слишком их жизнь зависило от него. Большинство же людей ветра опасались. Ветер ассоциировался с переменами, причем не всегда в лучшую сторону. Люди наблюдали за ветром, примечали его особенности.
-Усиление ветра после продолжительной тихой погоды – к дождю.
- Если ветер долго дул в одном направлении, а потом вдруг стал дуть в обратном – очень скоро начнется дождь.
Воспитатель: много разных дел умеет делать ветер и хороших и плохих.
Ребята, давайте поиграем в игру «Польза - вред».
У меня есть картинки на который изображены дела ветра «доброго», а на других «злого» ветра. В зеленый обруч я положу портрет «доброго» ветра – суда вы будите выкладывать карточки с добрыми делами – здесь ветер приносит пользу людям, а в красный - «злого» ветра – суда вы выкладываете карточки с делами злого, где ветер приносим вред.
Всем детям раздаются карточки, они выкладывают их в обруч и объясняют свои действия.
Воспитатель: давайте вспомним пословицы и поговорки о ветре.
Дети: Плох тот ветер, который добра не приносит.
Ветер и без крыльев летает.
За ветром в поле не угнаться.
Ветер кликать – зря голос срывать.
Воспитатель: давайте поиграем с ветром. Представьте, что вы стали деревьями. Ваши ноги превратились в ствол, руки в ветки, а пальцы в листья.
Физминутка «Дует, дует ветер».
Дует, дует ветер, поднимают руки вверх
Дует, задувает. раскачивают руки влево вправо
Желтые листочки с дерева срывает. круговые движения кистями рук
И летят листочки прямо к нам под ножки, опускают руки вниз
Падают листочки прямо на дорожку. садятся на корточки
Воспитатель: дети, а можно ли создать «искусственный» ветер?
Дети: да, надо заставить воздух двигаться – подуть друг на друга, помахать рукой.
Воспитатель: давайте попробуем сделать искусственный ветер.
Дети машут руками, дуют друг на друга.
Воспитатель: Но люди придумали предметы, которые помогают делать искусственный ветер. Подойдите к столу и посмотрите на эти предметы. Что это за предмет?
Дети: веер.
Воспитатель: в некоторые времена женщины обязательно носили с собой веер. Они обмахивались веером, тем самым создавали «искусственный» ветер. Легкий ветер охлаждает нашу кожу. Попробуйте создать «искусственный» ветерок, чтобы освежить себя.
Дети обмахиваются веерами.
Воспитатель: посмотрите, как называется этот предмет?
Дети: вентилятор.
Воспитатель: он тоже заменяет собой ветер. Давайте его включим. Пропеллер крутится и воздух перемещается, что создает искусственный ветер.
Воспитатель показывает картинку с изображением кондиционера.
Воспитатель: что изображено на этой картинке.
Дети: это - кондиционер. Его люди тоже создали, чтобы заменять ветер. С его помощи можно в комнате создавать теплый и холодный воздух.
Воспитатель: давайте подойдем к другому столу (на столе миска с водой). Представьте, что это море. Как вы думаете, какое сейчас море?
Дети: спокойное.
Воспитатель: а почему вы так решили?
Дети: на море нет волн, вода не двигается.
Воспитатель: что надо сделать, чтобы на море появились волны?
Дети: надо подуть на воду.
Воспитатель: давайте подуем на воду, чтобы образовались волны.
Дети выполняют.
Воспитатель: Ветер заставляет воду двигаться и гонит волны. Давайте спустим на воду кораблики. Почему они не плывут?
Дети: нет ветра.
Воспитатель давайте поможем корабликам отправиться в плавание.
Дети дуют на парус и кораблики плывут.
Дети:
Ветер-ветерок, натяни парусок,
Гони мой баркас на всех парусах!
Вей, вей, ветерок, натяни парусок,
Кораблик гони – до Волги-реки!
Внезапно слышится шум ветра.
Воспитатель: что это?
Дети: ветер.
Воспитатель: видно ветер услышал, что мы о нем беседуем, и решил вмешаться, вам помочь.
Ветер сидел на ветке и смотрел,
Играют детки – кораблики пускают дружно.
Эй, помочь наверно нужно.
Среди моря замер флот,
Ни назад и ни вперед.
Чуть подул, и вот удача!
Малыши у моря скачут и кричат:
«Плывут! Ура!»
Очень славная игра.
Воспитатель показывает детям картину с изображением песчаной бури пустыни с барханами. Спрашивает у детей, откуда появляются в пустыне такие холмы.
Дети: их тоже делает ветер.
Воспитатель: я вам предлагаю самим попробывать сделать такие холмы в песке.
Перед каждым ребенком стоим стеклянная банка с небольшим количесвом песка. Банка закрыта крышкой с дырочкой. В дырочке вставлена соломинка. Это – имитация пустыни. Дети дуют через соломинку, появляются холмики – барханы.
Дети делают вывод, что так с помощью ветра песок путешествует в пустыне.
Воспитатель: посмотрите, здесь какой сундучок. Кто же мог его оставить? Давайте посмотрим, что в нем? Да это же мыльные пузыри! Это вам ветер подарил. Вы будите дуть, как ветер и пускать мыльные пузыри.
Воспитатель раздает детям мыльные пузыри.
Итог мероприятия: Дети, о чем мы сегодня с вами беседовали, что вам больше запомнилось, понравилось.
Дети: Мы сегодня беседовали о ветре. Вспомнили, что ветер – это перемещение теплого и холодного воздуха. Учились находить ветер в комнате и на улице. Нам понравилось играть с ветром. Узнали, что ветер может быть «злой» и «добрый». Учились делать «искусственный ветер». Очень понравилось делать барханы в «пустыне», пускать кораблики.
Воспитатель: свои наблюдения за ветром и игры мы продолжим на прогулке.