Ольга Сбитнева
Конспект НОД «Воздух — наш лучший друг» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Формировать представления о воздухе и его свойствах : прозрачный, легкий, без цвета и запаха.
Познакомить детей со способами обнаружения воздуха в процессе экспериментирования.
Развивать познавательные интересы, способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента, делать выводы.
Воспитывать любознательность, желание экспериментировать.
Публикация «Конспект НОД „Воздух — наш лучший друг“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое», «Физическое развитие».
Оборудование:
Проектор, экран, музыкальный цент.
Материалы:
Снежинки, веера, апельсин, мыльные пузыри, пластиковые стаканчики с водой, коктельные трубочки, таз с водой, кораблик, акварель, листы для рисования, целлофановые пакеты воздушные шары (по количеству детей).
Аудиозаписи:
«Где водятся волшебники? Из фильма «Незнайка с нашего двора», из мультфильма «Маша и Медведь «Картина маслом» «Про рисование», «Шарики воздушные».
Методические приемы:
Наглядные: демонстрация опытов, использование технических средств.
Словесные: рассказ воспитателя, стимулирование детских вопросов, вопросы к детям, высказывания детей, эмоциональная окрашенность информации, беседа, выводы.
Игровые: участие персонажа сказки, сюрпризный момент, игровая ситуация.
Практические: эксперименты с воздухом, рисование способом кляксография с трубочкой, детское творчество, опытническо-эксперементальная деятельность, сенсорное обследование, проведение физкультминутки.
Организация и методика проведения НОД.
Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? Я тоже очень люблю! Особенно те, в которых есть добрые волшебники и феи. Сегодня я вам хочу рассказать одну сказку. Где-то далеко-далеко за морем-океаном, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве живет себе, поживает прекрасная фея. Эта фея – не простая, она добрая волшебница. Фея очень любит детей и хочет с вами познакомиться. У Феи есть друг. Хотите узнать кто это? Тогда отгадайте загадку:
«Через нос проходит в грудь
и обратно держит путь,
он невидимый, но всё же
без него мы жить не можем».
Дети: Воздух.
А вы хотите попасть в сказку, в это царство? Хотите познакомиться с другом феи - Воздухом?
Дети: Хотим.
2. Создание игровой мотивации
Воспитатель: Чтобы попасть в это сказочное царство, нужно очень сильно верить в чудеса!
-Закройте глаза. Вместе произнесем волшебные слова.
Звучит музыка: Где водятся волшебники? Из фильма «Незнайка с нашего двора
«Добрая фея, нам помоги,
В царство волшебное перенеси,
В ладоши мы хлопнем
Раз, два и три,
Двери нам в сказку скорей распахни!»
Воспитатель накидывает плащ и надевает диадему.
Воспитатель-Фея: Здравствуйте, Ребята! Я добрая фея! Я рада видеть вас в сказочном царстве. Здесь происходит много удивительных чудес! И эти чудеса мы будем творить вместе с вами. Предлагаю вам побыть моими помощниками. Согласны? Сейчас я до каждого коснусь волшебной палочкой, и вы все превратитесь в волшебников.
Воспитатель-Фея: Ну вот, теперь вы мои помощники! Надевайте волшебные колпачки и берите волшебные палочки.
3. Основная часть:
Эксперименты с воздухом.
Воспитатель-Фея: Ребята, я хочу познакомить вас со своим другом– воздухом. Мы приготовили вам много разных сюрпризов.
Воспитатель-Фея: Ребята, давайте поищем его.
-И здесь не видно Воздуха, и тут тоже не видно… Где же он?
На подносе лежат бумажные снежинки.
Воспитатель-Фея: Посмотрите, какие здесь красивые снежинки! Мы с вами волшебники, у нас есть волшебные палочки, давайте подуем в них, и снежинки оживут!
Дуют, бумажные снежинки улетают.
Воспитатель-Фея: Ребята, как вы думаете, что заставило снежинки полететь?
Дети: Мы на них подули.
Воспитатель-Фея: Правильно, мы подули на них! Давайте сделаем глубокий вдох, и затем выдох. Что мы сейчас сделали?
Скажите, а мы с вами воздух видим? (нет) Раз мы его не видим, то как можно про него сказать? Воздух какой?
Дети: Невидимый, прозрачный.
Воспитатель- Фея: а хотите, я вам покажу, как можно «поймать» воздух?
- Давайте, возьмем полиэтиленовый пакет.
- Что в нем?
Дети: Он пуст.
- Давайте, сложим его несколько раз. Посмотрите, какой он тоненький.
- Давайте вместе с вами мы наберем в пакет воздух и закрутим открытый конец. Посмотрите – каким стал пакет наполненный воздухом?
Дети: Упругим, плотным.
Воспитатель: - Давайте дружно наберем воздух в пакет, а затем дружно его выпустим.
Воспитатель-Фея: Так, где же он, ребята? (Предположения детей)
-Так значит, какого цвета воздух? (бесцветный)
-А если вдохнуть воздух ртом, мы узнаем, какой у него вкус?
Воспитатель-Фея: У чистого воздуха нет вкуса. Вдохните воздух носом….
Какой у него запах? (у него нет запаха)
Дыхательная гимнастика:
Повторяйте за мной:
«Очень весело играем –
Нюхать воздух начинаем.
Чем же пахнет? Не понять –
Нужно носиком вдыхать.
Выдох-вдох, выдох- вдох.
Чудо-воздух – ох-ох-ох!»
Воспитатель-Фея:Чистый воздух не имеет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, но даже если мы его не видим, он существует везде и даже внутри нас. А сейчас закройте глаза и приготовьте своего помощника - нос.
Воспитатель-Фея: достаёт из-под салфетки апельсин и разрезает его.
Спрашивает детей: А теперь вдохните воздух? Запах чего вы почувствовали?
Дети: Пахнет апельсином.
Воспитатель-Фея: Запахи распространяются с помощью воздуха. Воздух двигается и доносит до нас разные запахи. Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить.
Воспитатель-Фея: Хотите почувствовать воздух? Для этого давайте возьмем вот эти волшебные веера. Помашите себе на лицо. Что вы ощущаете?
Дети: Лёгкий ветерок.
Воспитатель-Фея: Лёгкий ветерок-это воздух вокруг нас.
-А можно ли увидеть ветер?
Предположения детей.
Воспитатель-Фея:Правильно, ветер невидим, мы можем увидеть только, как он передвигает предметы,когда от ветра крутится вертушка.
-У нас есть вертушка. Мы можем совершить волшебство и заставить вертушку крутиться? Давайте подуем в наши волшебные палочки, и вертушка оживет.
Дуют через трубочку по очереди на вертушку, и она начинает вертеться. Воспитатель-Фея: Вот такой, ребята, ветер – волшебник, как и мы с вами. Он может раскачивать деревья, крутить вертушку и даже заставлять плыть корабли! Как он заставляет плыть корабли?
Воспитатель-Фея: Посмотрите, какой у нас кораблик. Ребята, а почему кораблик не плывет? (Ответы детей) Мы же волшебники, давайте подуем в наши волшебные палочки, и он поплывёт. Воспитатель предлагает сделать легкий ветерок, подуть на кораблик, чтобы он поплыл по морю.
Дети по очереди дуют в трубочки на кораблик.
Воспитатель-Фея: Ребята, когда мы выдували воздух, он был похож на что? Правильно, на ветер. Ветер – это движение воздуха.
Воспитатель-Фея:
«Мы сидели, мы устали,
воздух дружно изучали,
а теперь пришла пора отдохнуть нам, детвора».
Физкультминутка:
Дует ветер с высоты.
Гнутся травы и цветы.
Вправо – влево, влево – вправо
Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).
А давайте вместе
Все попрыгаем на месте. (Прыжки).
Выше! Веселей! Вот так.
Переходим все на шаг. (Ходьба на месте).
Вот и кончилась игра, заниматься нам пора. (Дети садятся).
-Давайте пройдем и сядем за столы. Посмотрите, что стоит на столах?
- Здесь стоят стаканчики с чем? Правильно с водой. Давайте опустим один конец наших волшебных палочек в воду и подуем в них…
Дети, что произошло? Что мы увидели? Пузыри воздуха…
А как они там оказались? Мы выдохнули его. Мы выдыхаем воздух через трубочку, и он виден в воде в виде пузырьков. Следовательно, если в воде образуются пузырьки, то это значит, что в ней появляется воздух.
-А какие ещё пузыри можно надуть с помощью воздуха?
Дети: Мыльные!
Соревнование «Кто надует самый большой пузырь».
Воспитатель-Фея: Ребята, а ещё с помощью воздуха можно рисовать. Посмотрите - вот эти все рисунки нарисованы воздухом. Хотите, тоже нарисовать свои картинки?
Воспитатель-Фея предлагает подойти к столам.
Воспитатель-Фея: Зачерпните пластмассовой ложечкой краску и вылейте на лист бумаги. У нас получилось пятно- капелька. Затем возьмите трубочку и дуйте на это пятно, так чтобы её конец (трубочки) не касался ни пятна, ни бумаги. На это пятно можно воздействовать и управлять им, преобразовывая в какой либо задуманный объект. Можно добавить краску другого цвета и дальше раздувать, чтобы получился у вас изображение.
Дети выполняют действия, после завершения, рисунки рассматриваются, дети предполагают, что изображено, на что похожи рисунки.
4. Заключительная часть.
Ребята, вам понравилось играть с воздухом? И мне тоже очень понравилось играть с ним и с вами, вы хорошие помощники и настоящие волшебники! Теперь вы знаете, что мой лучший друг – воздух, и ваш друг тоже. Он друг всех людей и всего живого на земле.
Сюрпризный момент
Я очень рада, что вы познакомились с моим другом воздухом. И хочу вам подарить частичку воздуха. Вот мой волшебный сундучок. Помогите мне подуть на него в волшебные палочки и скажите:
«Раз, два и три,
Сундучок, подарки нам подари!»
Фея открывает сундучок и раздаёт детям надутые шары в виде игрушек.
Воспитатель-Фея: Ну а теперь, ребята, вам пора возвращаться в садик. Закроем глаза.
Заклинание (звучит музыка)
«Раз, два, три,
Фея, в садик нас верни!»
Открывают глаза, воспитатель уже снял накидку.
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, какие у вас красивые шарики! Где вы были? (в сказочном царстве)
Что интересного вы там узнали? (познакомились со свойствами воздуха)
о воздухе, о его свойствах?
-Воздух есть везде. Он прозрачный, бесцветный, без запаха, поэтому мы его не видим. Он нужен всему живому на земле - рыбам, животным, растениям. Человек может прожить без еды - 5 недель, без воды - 5 дней, без воздуха не больше 5 минут.
- А каким воздухом полезно дышать? Чистым. Что необходимо делать, чтобы воздух был чистым? Проветривать помещение, гулять на свежем воздухе, ездить загород и. т. д.
Мы с вами сегодня узнали о свойствах воздуха, проводя опыты и эксперименты с воздухом. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали вы расскажите своим друзьям и родителям. А ваши мамы и папы вам смогут рассказать и о других свойствах воздуха и прочитать о «великом невидимке» в энциклопедиях
Без воздуха невозможна жизнь на планете Земля.