Яна Гурова
Конспект НОД «Возникновение и развитие жизни на Земле»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Возникновение и развитие жизни на Земле». Возрастная группа: подготовительная.
Цель: создание условий для ознакомления детей с историей возникновения и развития жизни на земле в рамках познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
Обучающие: - сформировать у детей представление о возникновении и развитии жизни на Земле : состоянии поверхности Земли до возникновения жизни, о появлении воды, возникновении и развитии первых живых существ; - расширить знания о птицах как о потомках динозавров.
Публикация «Конспект НОД „Возникновение и развитие жизни на Земле“» размещена в разделах
Развивающие : - формировать опыт познавательно-исследовательской деятельности; - развивать у детей умение обобщать по существенным признакам, пользуясь простейшей моделью; - развивать слуховую и зрительную память, мышление, активизировать словарь.
Воспитательные: - воспитывать умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми; - поощрять любознательность и стремление к получению новых знаний. Образовательная область: «Познавательное развитие».
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная.
Планируемые результаты: умеют поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения; интересуется новым, неизвестным в окружающем мире; имеют представления о возникновении и развитии жизни на Земле; делают выводы по результатам опыта, стремятся самостоятельно организовать исследовательскую деятельность, ориентированы на соблюдение элементарной культуры поведения.
Методы и приё мы: - словесный (рассказ, пояснение, беседа, вопросы); - игровой (сюрпризный момент); - практический (элементарные опыты).
Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, ноутбук, флешьнакопитель с презентацией по теме «Как зародилась жизнь на Земле?»; для опыта камень шаровидной формы, крышка, игрушки: птица, динозавр, карточки с отличительными признаками динозавров и птиц, карточки с изображением древних животных для игры «Лестница жизни».
Ход
Вводная часть. Дети заняты свободной самостоятельной деятельностью. Стук в дверь. Почтальон вносит посылку с письмом. Воспитатель раскрывает конверт и читает вслух письмо. Здравствуйте, ребята! Пишет вам Незнайка. Дорогие ребята, помогите, пожалуйста, мне найти ответ на вопрос, чем связаны друг с другом предметы, лежащие в посылке. Воспитатель предлагает детям посмотреть, что лежит в посылке. Открывает её и достает из нее игрушку динозавра и птицы. Дети рассматривают птицу и динозавра, совершают обследовательские действия. Затем воспитатель обращает внимание детей на то, что в посылке лежат карточки с отличительными признаками птицы и динозавра. Предлагает детям выбрать и поставить в верхний ряд отличительные признаки птицы, а в нижний ряд отличительные признаки динозавра (дети проводят работу с карточками, ставят их в соответствующий ряд, объясняя свой выбор). Воспитатель просит детей сделать вывод, каких признаков у птиц и динозавров больше: одинаковых или разных. Дети делают вывод, что разных признаков больше. Воспитатель сообщает детям, что хотя и разных признаков больше, но эти животные связаны друг с другом. Воспитатель: Как вы думаете, чем связаны между собой птица и динозавр? Дети затрудняются ответить на данный вопрос. Смогли мы помочь Незнайке? Почему не смогли? Что нам нужно сделать, чтобы узнать ответ на вопрос? Кто может помочь справиться с заданием? Ситуация «Консультация специалиста»
Воспитатель предлагает детям обратиться за помощью к профессору Почемучкину? Воспитатель звонит по скайпу профессору. На экране появляется профессор Почемучкин, который предлагает детям сесть на стульчики и совершить виртуальную экскурсию в прошлое Земли и там найти ответ на данный вопрос.
Основная часть. Виртуальная экскурсия с профессором в прошлое Земли с использованием ИКТ. Профессор Почемучкин рассказывает и показывает детям на слайдах зарождение жизни на земле. На экране появляется слайд с изображением Земли в древности. Мы оказались с вами на древней Земле много миллионов лет назад. Посмотрите, какой была наша планета. Земля была сплошной раскаленной массой. Из вулканов выплескивалась лава. В небо поднимались ядовитые газы и дым. Воды в то время на Земле не было. Профессор задает детям вопрос. Подумайте и скажите, могла ли в таких условиях существовать жизнь на Земле? Почему? Конечно, в таких условиях не могло быть жизни. Но через некоторое время наша планета стала постепенно остывать. Тогда на ней появилась вода. Воспитатель предлагает детям пройти в лабораторию и провести опыт «Как появилась вода на Земле?». Воспитатель вместе с детьми проводит опыт, после которого все вместе приходят к выводу, что вода появилась на Земле при ее остывании. На экране появляется слайд с изображением Земли, покрытой водой.
Профессор: «Да, ребята, когда наша планета стала остывать, то образовалась вода и начались дожди. Они шли миллионы лет. Так появились моря и океаны». Профессор Почемучкин предлагает детям отдохнуть и сделать физминутку.
Физкультурная минутка
Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками)
В небе тучки, как овечки, Разбежались, кто куда. (Потягивания – руки вверх и в стороны)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте)
А теперь глубокий вдох,
И садимся на песок. (Дети садятся)
Профессор Почемучкин предлагает детям продолжить экскурсию. Как только появилась на Земле вода, начала и появляться жизнь. На экране появляется слайд с водорослями. Посмотрите, какими были первые живые существа. Существует много мнений ученых о том, как появилась жизнь, но это тайна пока не раскрыта для человека. Известно только, что благодаря солнцу и воде в воде появились первые живые существа – водоросли. Они были крохотными и невидимыми. Но постепенно они развивались, росли. Эти сине-зеленые водоросли и являются первыми живыми существами. Так где же появилась жизнь? На экране появляется слайд с губками. Время шло, затем появились первые морские животные. Эти первые морские животные назывались губки. Их тело было мягкое, как у червей и медуз. Жизнь в море бурно развивалась, в море появились древние рыбы. На экране появляется слайд с древними рыбами. Какими были древние рыбы? Все животные жили в воде. Их было много, корма всем не хватало. Некоторые рыбы в поисках пищи стали выходить на сушу. Они научились дышать на суше легкими, а при движении помогали себе плавниками. Позже плавники превратились в лапы. Профессор интересуется у детей, знают ли они животных, которые живут и на суше, и в воде. Как называют одним словом таких животных? С этого момента жизнь на нашей планете стала развиваться бурно. Планета была такой. На экране появляется слайд с динозаврами. Профессор задает детям вопросы: Кто это? Откуда узнали? Что означает это слово динозавр? Какого размера были динозавры? Какую пищу предпочитали? Как называются животные, которые едят траву? Мясо других животных? Кто знает, почему вымерли динозавры? Профессор рассказывает детям о причине гибели динозавров. Во многих книгах написаны разные предположения. Но многие ученые считают, что с изменением климата на Земле исчезли и динозавры. В начале от холода гибли растения, затем травоядные, а потом и хищные животные. На экране появляется слайд с «летающими ящерицами». У некоторых маленьких динозавров чешуйки превратились в перья. Пищи на Земле им не хватало, и они забирались на деревья. В этом им помогли когти. Они прыгали с ветки на ветку и парили вниз, так как между передними задними лапами у них образовывались кожистые перепонки. Профессор интересуется у детей, в кого же эти динозавры могли позднее превратиться. Рассказывает детям о том, что птицы могут считаться потомками динозавров, хоть внешне они и не похожи. Но способ рождения (выводятся из яиц, строение конечностей, покрытые чешуйками лапы, приводит нас к выводу, что птицы произошли от динозавров.
Профессор: Ну вот, ребята, вы и узнали, как связаны друг с другом птицы и динозавры и познакомились с происхождением жизни на земле. Нас с вами еще ждет много тайн и загадок. А сейчас мне пора. До свидания, ребята! До новых встреч! Воспитатель: Ребята, а вам понравилась виртуальная экскурсия вместе с профессором Почемучкиным? Дети делятся своими впечатлениями об экскурсии и об увиденном. Воспитатель предлагает детям разделиться на две группы и выполнить задание. Перед вами лестница, но не простая. Это лестница жизни, разместите по порядку карточки с изображением живых существ, как они появлялись на Земле. Дети выполняют задание, работая в группах.
Воспитатель: Как вы думаете, почему первые три ступени синего цвета? Почему 4 ступень разделена двумя цветами? На какую ступень вы поместили динозавров? Кто у вас оказался на верхней ступени вашей лестницы, а кто на самой нижней ступени?
Заключительная часть.
Воспитатель: - Что мы делали? - Нашли мы ответ на вопрос Незнайки? - Что мы напишем в ответном письме Незнайке? - Что мы можем рассказать другим ребятам о происхождении жизни на земле?