Ольга Цепова
Конспект НОД «Все мы родом из России»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в старшей группе
«Все мы родом из России»
Разработала: воспитатель первой квалификационной категории,
Цепова Ольга Викторовна
МАДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 146»
г. Саратова
Цель: создать условия для формирования представлений о себе и семье.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД „Все мы родом из России“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
Закрепить знания детей о родном городе, его истории. Обобщить знания детей о Саратове. Прививать детям интерес к истории родного края. Воспитывать любовь к своей малой родине, желание больше узнать о своих предках. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, родным, родственникам, предкам.
Закреплять имеющиеся знания о родственных отношениях; формировать элементарные представления о том, что такое род и родословная. Воспитывать уважительное отношение к старшим
Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная.
Формы организации: групповая, индивидуальная.
Формы реализации: рассматривание карты России,иллюстраций племен и генеалогических древ своего рода, рассказывание стихотворений, придумывание рассказов.
Предварительная работа:
Экскурсии по родному городу с целью ознакомления с достопримечательностями Саратова. Посещение краеведческого музея города с целью ознакомления с жизнью казаков. Беседы в нерегламентированное время о городе Саратове.
Рассматривание иллюстраций и фотографий с видами города. Рисование «Мой город».
Повторение терминов родства (бабушка, дедушка, мать, отец, племянник, сын, внук, дочь, муж, жена, ласковых, уважительных старинных обращений к родным (батюшка, матушка, сестрица, братец, тетушка, дядюшка).
Оборудование: рисунки из серии «Славянская семья» - «Кузнец», «Славянская семья».
Ход НОД:
Звучит народная музыка. Воспитатель читает стихотворение:
Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Тополь толстый у ворот.
У реки – береза-скромница,
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор,
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног,
И большой, соседской фабрики,
Громкий, радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.
Воспитатель: Ребята, о чем говорится в стихотворении? Правильно, это стихотворение так и называется «Родина», а написала его Зоя Александрова.
-Подумайте, что такое для вас – Родина? (ответы детей)
Воспитатель: Родина для каждого человека – это, прежде всего, мама, родной дом, родная улица. Это тот город или деревня, где человек родился, увидел прекрасный мир, где у него много друзей.
Ребенок читает стихотворение:
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может она начинается
С весенней запевки скворца,
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца…
Воспитатель: Наша Родина – это наша Россия, страна, где мы с вами живем. Она самая большая в мире.
- Кто покажет мне ее на карте? (дети показывают по очереди)
- Но Россия не всегда была такая большая, вы знаете, что раньше люди жили племенами, чем они занимались?
Дети по очереди выходят и рассказывают:
• Племя, которое жило у реки, занималось рыболовством.
• Племя, которое жило в поле, пахало землю, сеяло пшеницу, рожь,.
• Племя, которое жило в лесу, охотилось на зверей.
• Многие племена занимались изготовлением орудий, посуды, одежды.
Воспитатель: Правильно, и все племена между собой обменивались своим товаром.
- Но для защиты от врагов решили все племена объединиться, и стали называться славяне. И свою родину решили назвать Русь, так постепенно и возникло государство русское – Россия.
Воспитатель: Посмотрите на карту России, здесь много городов, много республик, но среди них есть и наш родной край - Саратовская область.
- На большой карте не видно нашего города, но он есть на карте Саратовской области. Это главный город Саратовской области и называется он Саратов.
- Ребята, а какие города нашей страны вы еще знаете?
(дети называют)
- А какой главный город нашей страны? (Москва – столица нашей Родины)
- А в каком городе вы живёте?
Дети: в Саратове
Воспитатель: Каждый любит то место, где он родился и вырос, дом, игры, в которые он играл в детстве. Так начинается любовь к Родине, родной стране. Сейчас Родина для вас – это место, где вы живете, где живут ваши родители, друзья, где ваш детский сад. В нашей стране живет много людей, они живут в больших городах и маленьких деревушках. Мы с вами живем в городе Саратове, прекрасном и очень древнем. Ему исполнилось 435 лет.
Русский город на матушке Волге.
Весь в сиреневой пене весной.
Расцветает в Поволжье раздольном
Мой Саратов – мой город Родной
Воспитатель: А на какой реке стоит наш город?
Дети: на реке Волга.
Воспитатель: Сегодня мы побеседуем о семье. У всех дома есть
семейные альбомы, в которых хранятся фотографии близких людей -
наших родных. А сейчас подумайте, и ответьте, кого называют
родственниками? (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, дядя,
тетя.)
Воспитатель: Правильно. Родственниками называют близких по родству
людей. А что означает слово «род»? (бабушка, дедушка, их дети, братья,
сестры, мама, папа их братья, сестры и дети.)
Воспитатель: Если объединить ваши ответы можно сказать, что род-
одна большая семья. Каждый род имеет свое начало. Самыми
уважаемыми считаются самые старшие по возрасту члены семьи.
Подскажите, кто самые уважаемые родственники в вашем роду и почему?
(Рассуждения детей)
Воспитатель: Правильно! Самыми уважаемыми считаются старшие г возрасту члены семьи — бабушка и дедушка. Мы уважаем и любим их. : то, что они дали жизнь вашим родителям, а ваши родители вам. Так и образовывается семья.
Ребенок: Семья это слово родное!
Сколько в нем света добра и тепла!
Как мы гордимся своими родными,
за все их заслуги, за все их деда!
Воспитатель: С давних пор люди старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было много, но необходимо было всех помнить, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам. Эти записи назывались «родословными». А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, (показ генеалогического древа, где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи). Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «Генеалогическим древом».
Давайте рассмотрим генеалогическое древо рода (Фамилия, имя ребенка). Посмотрите, кто расположен на самых нижних, толстых ветках?
Дети: Бабушки и дедушки
Воспитатель: Правильно, в самом низу расположены бабушки и дедушки. Выше на ветках расположены фотографии мамы и папы. А самая верхняя фотография - это ваша фотография. А теперь посмотрите на ваши генеалогические древа, кто хочет рассказать о своем роде? (рассказы детей)
Ребята, что нового вы сегодня узнали, чему научились? (Ответы детей) .